Шпаргалка по ценообразованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 12:22, шпаргалка

Описание

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры ЦО.DOC

— 568.50 Кб (Скачать документ)


Ценообразование.

  1. Цена как экономическая категория рынка. Основные функции цен.
  2. Основные теории стоимости и цены.
  3. Методология ценообразования, ее основные элементы.
  4. Система цен, их классификация.
  5. Виды цен в зависимости от обслуживаемой сферы национальной экономики (в промышленности 
    сельском хозяйстве, строительстве, в розничной торговле).
  6. Оптовые цены, их виды и структура.
  7. Розничные цены, их структура.
  8. Характеристика основных элементов цены товара.
  9. Виды цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов.
  10. Контрактные и справочные цены.
  11. Цены в статистике. Ценовые индексы.
  12. Внешнеторговые (экспортные, импортные) цены.
  13. Виды цен в зависимости от территории действия.
  14. Закон спроса, кривая и факторы спроса.
  15. Закон предложения и факторы, влияющие на изменение предложения.
  16. Равновесная цена.
  17. Эластичность спроса по цене, ее использование на практике.
  18. Основные типы рынков и ценообразование на них.
  19. Этапы процесса ценообразования.
  20. Основные методы ценообразования (с ориентацией на затраты, спрос, цены конкурентов).
  21. Бухгалтерские и предпринимательские (экономические) издержки, их состав.
  22. Постоянные и переменные издержки, их характеристика, совокупные издержки.
  23. Прямые и косвенные затраты.
  24. Способы группировка затрат, включаемых в себестоимость продукции.
  1. Анализ соотношения затрат, объема производства и прибыли (определение точки 
    безубыточности).
  1. Затратный и ценностный подходы в ценовой политике фирмы.
  2. Стадий жизненного цикла товара и цены.
  3. Содержание, цели и формы государственного регулирования цен.
  4. Методы прямого и косвенного регулирования цен.
  5. Государственное регулирование цен и тарифов в России.
  6. Общие принципы и особенности государственного регулирования цен в промышленно развитых 
    странах.
  7. Сущность, основные черты и стадии инфляции. Показатели ее измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Цена как экономическая категория рынка. Основные функции цен.

Цена и ценообразование  являются центральными элементами рыночной экономики. Цена есть историческая категория, возникшая и сформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает за приобретенный товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке.

Цена представляет собой  также выражение стоимости товара. Стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство. Цена является конечным показателем, характеризующим товар. Она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

В условиях рынка ценообразование  происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос  на продукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара, целесообразность его приобретения, качество, конкурентоспособность. Произведенный в сфере производства товар и его цена проходят непосредственную проверку рынком, где и формируется окончательная цена товара или услуги.

Цены играют важную роль как в экономике в целом, так  и в деятельности отдельных предприятий. От уровня цены зависят конечные результаты работы предприятия, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решении таких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразности производства товара или услуги, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций.

Функции цены являются внешним проявлением внутреннего содержания цены. К функциям цены относят только то, что является характерным для всех видов цены без исключения. В современной экономической науке принято выделять шесть функций цены:

1.Учетная функция цены определяется сущностью ее как денежного выражения стоимости. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цена дает возможность выявить, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на производство и реализацию товара. Цена определяет как величину издержек производства и обращения, так и размер прибыли.

2. Сущность стимулирующей функции цены заключается в том, что фактическая цена товара может способствовать или же, наоборот, противостоять объемам и техническому уровню производства и потребления тех или иных товаров.

Поскольку всякому производителю  выгодно продавать свою продукцию по возможно более высокой по сравнению с произведенными им затратами цене, цена может стимулировать: научно-технический прогресс; модернизацию производства; экономию энергии, материальных и трудовых ресурсов; изменение структуры производства и потребления применительно к тем или иным рынкам.

Более высокая цена позволяет  производителю получать более высокую  прибыль. Это означает, что производитель  будет стремиться производить и  поставлять на рынок такую продукцию, которая может найти более эффективный сбыт. Тем самым, оказывается выгодно производить те товары и такого качества, которые представляют интерес для покупателя. Выгодным становится применение современных технологических процессов, оборудования, методов организации, управления и контроля. Наоборот, устаревшие технологии, приводящие к увеличению затрат на производство, становятся невыгодными и должны быть заменены.

3. Распределительная функция цены связана с отклонением цены товара от его стоимости в рамках действия рыночных факторов. На основании объективно возникающей цены происходит перераспределение дохода между различными экономическими субъектами. Цены выступают инструментом распределения и перераспределения национального дохода между регионами, отраслями экономики, ее секторами, различными формами собственности, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

С помощью цены перераспределяется создаваемая стоимость между  производителем и потребителем, между  отдельными слоями общества. Особенно рельефно эта функция проявляется в ценах, регулируемых государством.

4. Функция балансирования спроса и предложения. Через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. По цене можно судить о наличии или отсутствии необходимых пропорций в производстве и обращении. При появлении диспропорций в хозяйстве равновесие может быть достигнуто или изменением объема производства, или изменением цены, или одновременным изменением того и другого. Цена объективно воздействует на производителя, заставляя его повышать качество и расширять ассортимент товаров. В условиях рынка, реализуя эту функцию, цена как бы выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Как следствие постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара происходит и перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, а ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров или услуг.

5. Функция цены как критерия рационального размещения производства. Эта функция проявляется в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой. Под воздействием законов рынка предприятия самостоятельно принимают решение о перемещении капиталов в те сектора экономики, где за счет более высокой продажной цены можно получить более высокую прибыль на единицу вложенных средств.

6. Измерительная и соизмерительная функция цены. Цена отражает различные издержки изготовителя. Зная цену рабочей силы, а также сумму денег, которую покупатель должен уплатить, а продавец — получить за проданный товар, можно вычислить величину денежных платежей за продаваемые товары. В этом состоит измерительная функция цены.

Если исходить из того, что в условиях рынка цена отражает полезность данного товара для покупателя, то можно по соотношению цен судить о полезности различных товаров. В этом состоит соизмерительная функция цены.

 

 

2. Основные теории стоимости и цены.

Целесообразно разделять  два подхода к формированию стоимости и цен: производственный (затратный) и рыночный. При первом подходе определяющим фактором ценообразования являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара. При втором - в основу установления цены лежит конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Сторонниками первого  подхода были такие известные  экономисты, как Адам Смит, Давид  Риккардо. Ими были заложены основы так называемых трудовых теорий цены. Последовательным сторонником таких теорий являлся и К. Маркс. Он ввел понятие общественно полезных затрат труда, соответствующих средним условиям и квалификации. При таком подходе производственный труд лишен конкретных особенностей. Его принято называть «абстрактным трудом». Общественно полезные затраты труда на производство товара образуют его стоимость. Согласно этим теориям цена товара есть денежное выражение его стоимости.

С точки зрения потребителя  цена товара есть сумма денег, которую  он способен уплатить продавцу в конкретных рыночных условиях. Данная концепция лежит в основе всех нетрудовых теорий цены. При таком понимании в цене отражается положение товара на рынке, а именно нужда в этом товаре, потребность в нем. Чем выше потребительские достоинства товара, тем большую цену готов заплатить покупатель. Сторонниками этой теории были Альфред Маршалл, Джон Кейнс.

Сопоставление этих двух концепций  стоимости и цены, в конечном счете, сводится к вопросу, что считать первичным - предложение (стоимость) или спрос (полезность)?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Методология ценообразования, ее основные элементы.

Методология ценообразования  — это совокупность методов и принципов формирования структуры и динамики цен.

Методология едина для  всех уровней установления цен. Основные положения и правила не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны.

Методики ценообразования — это составные части методологии, которые объединяют ряд методов формирования цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту ли иную стратегию реализовать на практике.

Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Выделяют пять основных методов ценообразования, которые применяют в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке: 1. Договорное ценообразование по принципу 
«средние издержки + прибыль».  2. Расчет    цены    на    основе    анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. 3. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара. 4. Расчет цены на основе прейскурантов цен. 5. Определение цены посредством конкурентных торгов.

Главными принципами ценообразования являются:

1. Научная обоснованность цен — необходимость    учета    в    ценообразовании объективных экономических законов. Научной обоснованности устанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информации относительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретает прогнозирование макро- и микроэкономических показателей. Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становится ключевым моментом в обосновании уровня цен.

2. Принцип целевой направленности цен – предприятие должно определить, какие конкретные экономические и социальные задачи оно будет решать в результате использования выбранного 
подхода к ценообразованию.

3. Принцип    непрерывности    процесса ценообразования.  Согласно этому принципу продукция на каждом этапе ее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуации вносятся постоянные изменения в уровень действующих на рынке цен.

4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля 
является проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукцию предприятий- 
монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющей большое социальное 
значение. За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются     административные и экономические санкции. 

Принципы ценообразования могут быть реализованы только на основе разработки и применения соответствующих методов (методик). Принципы и методы тесно связаны между собой и образуют методологию.

Информация о работе Шпаргалка по ценообразованию