Ценообразования в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание

Целью работы является - анализ теории и практики государственного регулирования цен в международной практике.
Важнейшие задачи работы – это:
- определение цены и ценообразования;
- изучение принципов осуществления государствами ценовой политики;
- анализ форм и методов воздействия государства на цены;
- исследование ценообразования в международной практике;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…2
1. Основные формы и методы воздействия государства на цены международной торговли………………….4
1.1 Основные формы воздействия государства на цены международной торговли…………………………………4
1.2 Методы осуществления государственного регулирования цен в международной практике……………………………………………………………..….6
1.3 Прямое и косвенное государственное регулирование цен………………………………8
2. Ценообразование в зарубежных странах…………………………………..11
2.1 Ценообразование в США…………………………………………………..11
2.2 Ценообразование во Франции……………………………………………..15
2.3 Ценообразование в Испании……………………………………………….18
2.4 Ценообразование в Дании………………………………………………...20
2.5 Ценообразование в Греции……………………………………………….23
2.6 Ценообразование в Японии……………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………..27
Список используемой литературы……………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

ценообразование 3 курс курсовая.docx

— 61.95 Кб (Скачать документ)

- в сложившейся экономической  ситуации снижение уровня инфляции  могло вызвать кранце болезненные  последствия, прежде всего увеличение  масштабов безработицы;

- доминировала точка зрения, что инфляция может быть ограничена  без уменьшения занятости в  случае, если будет введен контря над ценами.

Не имея альтернативной программы  косвенного регулирования экономики, президент был вынужден пойти на замораживание цен и заработной платы.

Следует отметить, что в  краткосрочном плане прямое регулирование  цен способствовало определенной стабилизации экономики страны: к осени 1972 г. снизились  темпы повышения оптовых и  розничных цен, несколько увеличилась  занятость. Стал расти ВНП. Однако довольно скоро выявились негативные последствия  централизованного регулирования. Замораживание цен и заработной платы ограничивало межотраслевой  перелив капталов; тормозило инвестиционную политику, снижало уровень деловой  активности, сдерживало рост доходов. Уже в мае 1974 г. администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.

Попытки прямого регулирования  цен предпринимались и в последующие годы. Они затрагивали прежде всею внутренние цены на энергоносители, которые, отражая рост импортных цен на нефть, нефтепродукты, и природный газ, росли в 1974-1981 гг. высокими темпами, стимулируя раскручивание инфляционной спирали.

Замораживание внутренних оптовых  цен на нефть, нефтепродукты и  природный газ, сдерживая развитие инфляционных тенденций, привело к  ряду негативных последствий в экономике. Недостаток инвестиций в энергетическое хозяйство, отсутствие заинтересованности у добывающих корпораций в разработке новых месторождений нефти и природного газа ввиду контроля над уровнем цен привели к тому, что импорт нефти в США, несмотря на рост мировых цен, продолжал вплоть до 1981 г. увеличиваться высокими темпами.

Р. Рейган после своего избрания президентом, в январе 1981 г. отменил  контроль над внутренними ценами на нефть и нефтепродукты.

В настоящее время американская администрация, ограничивая государственное финансирование и прямое регулирование цен по отдельным товарным группам, делает упор на активное использование рыночных рычагов и методов косвенного регулирования, способствующих общему оздоровлению экономическою положения в стране. В целом такой подход оказывал в последние годы стабилизирующее воздействие на развитие инфляционных процессов.

Среди основных направлений  косвенного регулирования цен можно  выделить следующие:

  • рестриктивная кредитно-денежная политика,
  • регулирование учетной ставки федеральных резервных банков;
  • сокращение дефицита государственного бюджета;
  • федеральные закупки товаров и услуг;
  • налоговая политика.

Эти направления государственной  макроэкономической политики оказывают влияние на изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке США и таким образом определяют базовые пропорции обмена и уровня цен.

Прямое государственное  регулирование цен сейчас применяется  лишь в высокомонополизированных отраслях, подпадающих под юрисдикцию антитрестовского регулирования. Так, специальные комиссии устанавливают тарифы на пользование электроэнергией и некоторые коммуникационные услуги. Всего в США государством регулируется от 5 до 10% цен.

Особо следует остановиться на государственном регулировании  цен на продукты аграрного комплекса. В рамках федеральных сельскохозяйственных программ фермеры, занимающиеся выращиванием зерновых, получают от Министерства сельского хозяйства США займы на финансирование производства. Собранный урожай они могут продавать, по рыночным ценам и расплачиваться за займы частью выручки. Если рыночные цены опускаются ниже уровня контрольных цен, установленных конгрессом, то фермер может сдать урожаи государству по контрольным ценам, расплачиваясь за заем и получая выручку.

Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет "справедливый" уровень  контрольных цен на молоко, масло, сыр. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукты скупает  государство и использует их на: бесплатные завтраки для школьников; помощь беднякам; продовольственную помощь слаборазвитым странам, а также продает другим государствам.

Сельскохозяйственный закон, принятый в США в 1985 г., внес изменения в американскую аграрную политику. В соответствии с этим законом были существенно снижены залоговые ставки, определяющие объем предоставляемых фермерам кредитов. Для пшеницы и кормового зерна уровень залоговых ставок составляет в настоящее время 75-85% среднерыночной цены за предыдущие пять лет, при этом министру сельского хозяйства предоставлено право снижать их уровень еще на 20% в целях повышения конкурентоспособности американской продукции на мировом рынке. При этом государство стремится поддерживать соотношение между ценами на сельскохозяйственные продукты и товарами, приобретаемыми фермерами. В целом контроль за ценами осуществляют антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Ценообразование во Франции

Несмотря на действие принципа свободного установления цен в условиях рыночного хозяйства роль государства сводится к прямому регулированию цен на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги либо к осуществлению контроля за ценами в условиях конкуренции.

Государственный сектор в  экономике Франции занимает небольшой  удельный вес в ВНП и включает отрасли-монополисты (например, газовую  промышленность, электроэнергетику  и транспорт), а также некоторые  отрасли, работающие в режиме рыночной конкуренции (например, национальный и коммерческий банки, страховые компании и отдельные фирмы). В первом случае государство устанавливает все экономические параметры деятельности отраслей-монополистов, в том числе объем инвестиций, оплату труда и цены на готовую продукцию, а во втором - государство оказывает минимальное воздействие на экономические параметры хозяйственны' деятельности этих отраслей, побуждая их к конкуренции с частным сектором. Такая специфика экономики Франции предопределила соотношение между регулируемыми и свободными ценами на товары и услуги: примерно 20% цен регулируются государством, а остальные 80% находятся в режиме свободною рыночного ценообразования.

Следует отметить, что Франция  является одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, который частично сохраняется до настоящею времени.

На протяжении 40 лет (1947-1986 гг.) государственное регулирование  цен являлось составной частью политики "дирижизма" (государственною регулирования экономики). Сложная экономическая ситуация в стране, сложившаяся к 1947 1., резкое снижение покупательной способности французского франка, его девальвация обусловили необходимость принятия решительных мер по контролю за ценами.

С 1965 по 1972 гг. государственное  регулирование цен осуществлялось через так называемые контракты стабильности, программные контракты и контракты против повышения цен. В соответствии с контрактами стабильности государство заключало с предприятиями соглашения, по которым они имели право повышать цены на одни товары, одновременно снижая цены на другие товары. Основная цель такого механизма государственного регулирования цен - поддержание стабильности общего уровня цен.

В 70-х годах правительство  Франции стало вновь применять  систему мер по блокировке и регулированию  цен. Так, во второй половине 1975 г. были временно заблокированы цены на все  товары и услуги государственного и частного секторов экономики, а в 1976 г. цены в госсекторе могли повышаться только на заданное количество процентов. При этом государство заключало контракты с предприятиями, по которым последние обязывались ограничивать рост цен на свою продукцию. На отдельных этапах развития экономики блокировка охватывала все цены, т. е. замораживалось 100% цен. В случае, если прибыль предприятия росла быстрее, чем цены, то они облагались специальным антиинфляционным налогом.

Между тем стало ясно, что система жесткого контроля за ценами с использованием принципа блокировки цен исчерпала себя" Французские экономисты пришли к выводу, что подобный контроль за ценами делает рынок менее гибким, сдерживает рост производства, конкуренцию и на определенном этапе ограничивает свободный перелив капиталов, мобильность рынков труда, товаров и услуг. Одновременно затрудняется процесс инвестирования, и расширяются рамки бюрократизации хозяйственной деятельности. Ученые обратили также внимание на низкую эффективность контроля над ценами в борьбе против инфляции, указывая на то, что темпы инфляции во Франции в середине 70-х годов (9-10% в год) были значительно выше, чем в странах, где цены регулируются не административными, а косвенными, экономическими методами.

В течение первой половины 80-х годов процесс либерализации  цен продолжался и к 1986 г. из-под  государственного контроля было освобождено около 90% цен на промышленную продукцию.

Жесткий контроль над ценами, существовавший во Франции в течение  почти 40 лет, способствовал на этапе  инфляционного развития экономики  и низкой общемировой конъюнктуры  стабилизации экономики страны.

В настоящее время  во Франции имеется около трех тысяч государственных контролеров по ценам, которые являются сотрудниками отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов, отраслевых министерств и 100 департаментов (в больших городах штат контролеров составляет 10-12 человек).

Основные задачи государственных  контролеров - наблюдение за государственной дисциплиной цен. Контролеры имеют право составлять акты по нарушению правил ценообразования и передавать их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях к юридическим лицам, связанным с нарушением законодательства по ценам.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Ценообразование в Испании

Государство осуществляет регулирование  и контроль за ценами на товары первой необходимости, а также на товары и услуги, производство которых монополизировано. Списки товаров и услуг, подпадающих под принудительное ценообразование, регулярно публикуются в бюллетенях коммерческой информации. Это касается в основном продукции предприятий госсектора и некоторых частных компаний.

Контроль над формированием  цен осуществляется Высшим советом  по ценам при Министерстве экономики  и финансов, являющимся рабочим органом Правительственной комиссии по экономическим вопросам.

Основными функциями совета являются: рассмотрение на пленарных  заседаниях ходатайств государственных  и частных компаний об изменении  цен на конкретные виды товаров и  услуг; выработка рекомендаций и  представление в Правительственную комиссию по экономическим вопросам обоснованных предложений по изменению цен; уведомление заинтересованных государственных и частных компании о результатах, рассмотрения вопроса Правительственной комиссией; наблюдение за исполнением решений Правительственной комиссии частными и государственными компаниями; координация деятельности провинциальных комиссий по ценам; изучение и внесение в Правительственную комиссию обоснованных предложений по пересмотру действующих цен на товары и услуги.

Государственное регулирование  цен имеет следующие формы:

  1. Разрешительные цены. Государственная или частная компания, предусматривающая повышение цен на конкретный товар или услугу, направляет ходатайство в Высший совет по ценам и после получения разрешения от правительственной комиссии проводит повышение цен. Такие цены устанавливаются на: соевое масло; электроэнергию, газ, попутный сжиженный газ, бензин, керосин, дизтопливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива: фармацевтические товары; страхование в сельском хозяйстве; почтовые и телеграфные услуги; услуги телефонной связи; железнодорожные, автомобильные, пассажирские и грузовые перевозки; морские пассажирские перевозки в пределах страши, а также фрахтование судов для данного вида перевозок, воздушные перевозки пассажиров в пределах страны.
  2. Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.
  3. Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев больниц, относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам  или в провинциальные комиссии, должны содержать: описание товаров и услуг, на которые предполагается повышение  цен; структуру издержек производства; описание способов реализации товаров и услуг; действующие цены и тарифы на эти товары и услуги, а также проектируемые новые пены и тарифы; основание роста издержек производства, а следовательно, увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые подпадают под  государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно государством регулируемых цен в общей структуре потребительских цен составляет около 10%.

 

 

2.4. Ценообразование в Дании

Система ценообразования  в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов. Государственное воздействие  на формирование цен весьма ограничено и сводится главным образом к  содействию формирования максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.

Информация о работе Ценообразования в зарубежных странах