Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции 4
2. Понятие и признаки монополистической конкуренции……………………10
4. Процесс ценообразования рынка монополистической конкуренции.……17
4.1. Цена и объем в краткосрочном периоде ………………………………….17
4.2. Цена и объем в долгоосрочном периоде ………………………………….18
5. Максимизация прибыли ………………………………...……………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Ценообразование.Контрольная.Печать1.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

     4. Значителен вес неценовой конкуренции.  Фирмы готовы затрачивать огромные  средства на улучшение качества  продукта, его до– и послепродажного  обслуживания, на рекламу. Эти  условия активизируют спрос и создают основы для его регулирования. На  рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

     Монополистическая конкуренция – это нечто среднее  между монополией и совершенной  конкуренцией, и ее главное преимущество заключается в относительной гибкости цен, что определяет высокую степень соперничества на рынке. Монополистическая конкуренция – это несовершенная конкуренция. Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной три черты: наличие большого числа покупателей и продавцов, свобода входа на рынок и выхода с него, а также невозможность для отдельной фирмы влиять на рыночную цену. Различие состоит в том, что при совершенной конкуренции продукция однородна, в то время как при монополистической товары несколько различаются между собой.

     Монополистическая конкуренция очень распространена. Достаточно взглянуть на товарные полки  в супермаркете, и вы почувствуете легкое головокружение от разнообразия видов колбас, молочных продуктов и кондитерских изделий. Товары или услуги внутри каждой группы отличаются друг от друга, однако они достаточно близки, чтобы конкурировать между собой. Скажем, на какой-нибудь ограниченной территории соседствует несколько овощных павильонов. Все они поставляют одну и ту же группу товаров, но их расположение различно. Несколько сот книг в книжном магазине находятся между собой в отношениях монополистической конкуренции, равно как и тридцать, или около того, видов сотовых телефонов. Список можно продолжать бесконечно 

  1. Анализ  рынка монополистической конкуренции

     .

       В условиях свободной конкуренции цены формируются преимущественно под влиянием спроса и предложения. При монополистической конкуренции этот процесс приобретает более сложный характер. В процессе преобладания монополий происходит сочетание стихийного рыночного регулирования с осуществляемым монополиями и государством управлением.

               На рынке монополистической конкуренции  производитель продавец обладает  частичным уровнем контроля над  рыночной ценой. Ограничение ценовой и производственной свободы монополистического конкурента показано на графике (рис. 1).

   Рис. 1 Кривая спроса на рынке монополистической

                              конкуренции

            Кривая спроса на данном рынке называют «разорванной кривой спроса», поскольку ее среднюю часть часто изображают в виде разрыва. На графике видно, что только средний участок (или зона разрыва) символизирует ценовую и производственную свободу монополистического конкурента (участок ВС). На этом участке монополистический конкурент чувствует себя чистым монополистом. Так как спрос на этом участке эластичен, то производителю выгодно повышать цены, спрос будет снижаться незначительно. Величина этого участка зависит от двух факторов: количества приверженных потребителей и уровня их приверженности. Когда приверженность не выдерживает испытание повышением цен, то фирма вступает в зону участка АВ, где спрос невыгоден- потери от падения величины спроса больше выгоды от роста цен (потребители уходят к конкурентам). Расширить производство за данные пределы (зона СД) не удается из-за невозможности найти новых потребителей. Придется сильно снижать цены и возможное расширение сбыта не компенсирует потери. (2, стр       )

            На данном рынке сложности с использованием ценовой конкуренции отчасти компенсируются возможностями использования неценовой конкуренции (реклама, рост качества, дополнительные услуги, послепродажное обслуживание и т.д.). Неценовая политика повышает издержки производства и не позволяет использовать снижение цен как инструмент конкурентной политики.

     Если  монополия получает право на реализацию товаров, она стремится к максимизации продаж товаров и прибыли. Однако по мере удовлетворения спроса продажа каждой дополнительной единицы товара приносит все меньший и меньший доход. Для того чтобы продать эту дополнительную единицу, необходимо понизить цену, так как покупательная способность рынка ограничена. При этом монополия будет продавать товары не по самой высокой цене, а по такой, которая обеспечивает оптимальное сочетание объема продаж, цены за единицу изделия и получение наивысшего общего объема прибыли.(4,с.119-121)

     Границы монопольных цен устанавливаются  в результате рыночной конкуренции.

     Верхняя граница определяется соотношением уровня цен и объемов производства, которые обеспечивают монопольно высокую прибыль. Рассмотрим это на примере, который дает общее представление об основных закономерностях монополистического ценообразования.

     Нижняя  граница монопольной  цены — это такая цена, при которой дополнительная прибыль сверх нормальной будет равняться нулю. Доля монопольной прибыли в цене товара связана с величиной эластичности спроса на продукцию монополиста. Этот показатель называется индексом Лернера, который определяется по формуле: 

     E=Pm – Pck/Pm

     где Рm — монопольная цена; Рск ~ цена совершенной конкуренции; Е — эластичность спроса. (4, с.166)

       В рыночных условиях монополия возникает, когда в силу различных причин остается единственный производитель, способный удовлетворять общий спрос потребителей на данный товар.

     Фирма-монополист путем увеличения масштабов производства сокращает удельные затраты до минимума и за счет этого вытесняет всех конкурентов. На рынке спрос потребителей остается наедине с предложением фирмы-монополиста. Монополист устанавливает объем производства и цену на таком уровне, который позволяет полностью реализовать товар и максимизировать прибыль.

     Одним из важных отправных положений является то, что в условиях разнородности  продукции каждый продавец волен  понижать или повышать свои цены в  большей степени, чем в случае совершенной конкуренции. Дифференциация продукта ведет к тому, что кривая спроса на продукцию каждого продавца наклонена вниз. Если взять, например, такого участника монополистической конкуренции, как бакалейная лавка. Ее краткосрочное равновесие расположено в точке G (рис. 2). Кривая спроса для этой фирмы dd показывает отношение между продажами и ценой, при условии, что цены других фирм неизменны. Кривая спроса наклонена вниз (имеет отрицательный наклон), поскольку продукт этой фирмы несколько отличен от продуктов других фирм (даже если это отличие касается только местоположения фирмы). Максимизация прибыли осуществляется в точке G. Поскольку цена, соответствующая G, превышает средние издержки, фирма получит превосходную прибыль, представленную участком ABGC. Однако овощной павильон не является естественной монополией. Другие фирмы могут поставить дело не хуже ее. Для этого им достаточно арендовать землю, взять в аренду помещение, набрать штат и подыскать поставщиков сырья. А поскольку отрасль является прибыльной, она начинает, как магнит, притягивать другие фирмы. Как только последние вступят на рынок, кривая спроса существующих на нем фирм сместится влево, поскольку вновь поступившие на продажу товары отберут часть рынка у его «сторожилов».(1,с.23-27)

  

  Рис. 2. 

         Монополистические конкуренты выпускают большое количество схожих благ. Овощные павильоны будут прибывать на рынок до тех пор, пока экономическая прибыль (включающая соответствующие альтернативные издержки, накладываемые на время, способности и необходимый капитал собственников фирмы) не будет сведена к нулю.

       Рисунок 3 демонстрирует итоговое долгосрочное равновесие для типичного продавца. В условиях равновесия спрос сдвигается влево до тех пор, пока кривая не коснется кривой АС. Точка G' представляет долговременное равновесие отрасли, поскольку прибыль равна нулю и ни у кого не возникает желания вступить на данный рынок или покинуть его.

       Хорошей примером является рынок мобильной связи. Первоначально такие компании, как AT&T Bell Labs и Motorola получали большие прибыли. Однако оказалось, что входные барьеры в отрасль не так уж высоки, и множество производителей устремилось в нее. В итоге, каждая из большого числа фирм приобрела контроль лишь над незначительной долей рынка, и ни одна из них не получает теперь экономической прибыли.

       При монополистической конкуренции  множество фирм поставляет на рынок  дифференцированную продукцию. Вследствие этого кривая спроса - наклонна. Каждая фирма принимает цены своих конкурентов  как данные. Равновесие устанавливается  в точке Е, когда MR=MC, цена -в точке G. Поскольку цена выше средних издержек, каждая фирма получает прибыль . 

 

                                   MR' Количество 

   Рис. 3.  

     Свободный приток большого числа монополистических  конкурентов уничтожает прибыль. Приход соперника в отрасль сдвигает кривую спроса dd вниз и влево. Приток новых фирм прекратится, когда каждый продавец окажется в состоянии долгосрочного бесприбыльного равновесия, такого как в точке G'. Цена останется выше МС. Каждый потребитель попадет в некоторую точку наклоненной влево части кривой АС

     Рассмотренная модель монополистической конкуренции  позволяет сделать вывод: в условиях данного вида несовершенной конкуренции  уровень прибыли стремится в  долгосрочной перспективе к нулю, поскольку в противном случае всегда найдутся желающие вступить в отрасль с новым дифференцированным продуктом.

     Особенностью  монополистической конкуренции  является то, что цены в условиях долгосрочного равновесия превышают  предельные издержки, в то время  как экономическая прибыль отсутствует.

     Некоторые критики полагают, что монополистическая конкуренция изначально неэффективна, несмотря на нулевой уровень экономической прибыли в долгосрочном периоде. Они обосновывают свою позицию тем, что монополистическая конкуренция порождает переизбыток новых продуктов. Таким образом, если свести на нет излишнюю дифференциацию новых продуктов, то это снизит издержки и цены. Чтобы разобраться в их доводах, вернемся к цене долгосрочного равновесия в точке G' на рис. 3. Эта цена выше предельных издержек, стало быть, объем выпуска не достигает своего потенциального уровня, к какому объем пришел бы в условиях совершенной конкуренции.

     Этот  аргумент против монополистической  конкуренции достоин внимания. Действительно, было бы трудно оправдать наличие  бесчисленных видов печенья или присутствие пяти парикмахерских на крохотном пятачке. Однако уменьшение числа монополистических конкурентов (даже если это снизит издержки) привело бы к снижению благосостояния потребителей, так как у людей уменьшилась бы возможность найти себе товар по вкусу. Во времена Советского союза в магазинах был очень узкий ассортимент обуви, одежды. Это приводило к тому, что  потребительские запросы граждан были крайне неудовлетворенными. Люди готовы понести некоторые потери, лишь бы только сохранить свободу выбора.

       Является ли тогда монополистическая  конкуренция социально нежелательным  экономическим явлением? Ответ вероятнее  всего будет отрицательным по  двум причинам.

     Во-первых, на большинстве рынков монополистической  конкуренции монопольная власть не велика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.

     Во-вторых, неэффективность рыночного механизма  компенсируется за счет важного преимущества, которое обеспечивает монополистическая  конкуренция, - широкого ассортимента товаров. Большинство потребителей ценят возможность широкого выбора среди самых разнообразных конкурирующих товаров и их марок. Польза от разнообразия товара может быть большой и легко перевесить издержки от нерентабельности или неэффективности в результате наклона вниз кривых спроса. 

Информация о работе Ценообразование на рынке монополистической конкуренции