Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции 4
2. Понятие и признаки монополистической конкуренции……………………10
4. Процесс ценообразования рынка монополистической конкуренции.……17
4.1. Цена и объем в краткосрочном периоде ………………………………….17
4.2. Цена и объем в долгоосрочном периоде ………………………………….18
5. Максимизация прибыли ………………………………...……………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Ценообразование.Контрольная.Печать1.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

    

  1. Процесс ценообразования рынка монополистической конкуренции.
 

     .

  4.1.Цена и объем производства в краткосрочном периоде.

   

       Исходя из уже известного нам равенства предельного дохода и предельных издержек в краткосрочном периоде, фирмы будут выбирать цену и объем выпуска максимизирующие прибыль или минимизирующие затраты. Разница этих двух подходов видна на графиках на рисунке 4 
 
 

   Рис. 4

MC - предельные издержки; MR - предельный доход; D – спрос; AVC - средние переменные издержки; ATC - средние валовые издержки. 

     Ситуация  во многом сходна с совершенной конкуренцией. Разница состоит в том, что  спрос на продукцию фирм не является абсолютно эластичным, и поэтому  кривая предельного дохода проходит ниже кривой спроса. Наибольшую прибыль фирма получит при цене Р0 и объеме производства Q0, а минимальные убытки - при цене Р1 и выпуске Q1. 

4.2. Цена и объем производства в долгосрочном периоде.

  

       На рынках монополистической конкуренции экономическая прибыль и убытки не могут существовать долго, т.к. убыточные фирмы уйдут из отрасли, а высокие прибыли привлекут в отрасль множество новых предпринимателей, что приведет к снижению спроса на товары уже существовавших предприятий. Долгосрочной целью фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, можно считать безубыточность.

                                         

     Рис. 5. 

     На  графике  рис.5 показана ситуация долгосрочного равновесия. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые - для выхода из нее. Однако в условиях монополистической конкуренции стремление к безубыточности является скорее тенденцией. В реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно длительный период. Это связано с дифференциацией продукции.

     Дифференциация  продукта обеспечивает способ, которым фирмы могут компенсировать тенденцию приближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредством изменения продукции и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свой продукт в большей степени, чем вырастут ее издержки.

     Дифференциация продукции представляет потребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе. 

     Рынок монополистической конкуренции  состоит из множества покупателей  и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком  диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товары по-разному.

       Чтобы выделится чем-то, помимо  цены, продавцы стремятся разработать  разные предложения для разных  потребительских сегментов и  широко пользуются практикой  присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи. В связи с наличием большого числа конкурентов, стратегии их маркетинга оказывают на каждую отдельную фирму меньше влияния, чем в условиях олигополистического рынка. 
 

5. Максимизация прибыли на рынке монополистической конкуренции 

     Основная  идея, которая лежит в основе поведения  фирмы - это максимизация прибыли. Фирма  производит один продукт, издержки которого колеблются в зависимости от объема производства, а продукт продается  по текущей рыночной цене. В этой ситуации фирме ничего не остается делать, как выбрать объем продаж, который максимизировал бы ее прибыль. Считается, тот объем продаж, который обеспечит максимум прибыли и будет оптимальным.

     Оптимальный объем выпуска – это объем, который позволяет фирме получить максимальную прибыль.(1, стр 55)

     Фирма получает прибыль, реализуя собственную  продукцию.

   Таким образом, фирма должна решать три  вопроса:

  1. Стоит ли производить данный товар?
  2. Если стоит, то, до каких пределов?
  3. Какая прибыль при этом будет получена?

    При решении этих вопросов она должна помнить, что:

  • в краткосрочном периоде фирма, ничего не производя (Q=0), терпит убытки, равные ее постоянным издержкам;
  • целесообразно продолжить производство, если она может получить либо экономическую прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки;
  • целесообразно производить такой объем продукции, при котором она будет получать максимальную прибыль или нести минимальные потери.

    Есть  два основных подхода для определения  фирмой того, стоит ли производить и в каком количестве, чтобы максимизировать прибыль.

    Первый  предполагает сравнение совокупного  дохода и совокупных издержек. второй- Сравнение предельного дохода и  предельных издержек.

    Совокупный  доход (TR)- это сумма, полученная фирмой от продаж, находится как произведение цены проданного товара и объема продаж.

                              TR=P*Q,                                                (1)

    где      Р-цена, 

                Q-объем продаж.

    Средний доход (AR)- это доход продавца от реализованной единицы продукции. В то же время для покупателя это является ценой товара.

                             AR=TR/Q,                                                   (2)

                TR- совокупный доход,

                Q- объем продаж. 

    Предельный  доход (MR) – это дополнительный доход, приносимый последней дополнительной проданной единицей продукции:

    MR=DTR/DQ,                                     (3)

    При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

    Так как Р=const, изменение в совокупном доходе будет следующим:

    DTR= D (PQ)= PDQ,                                 (4) 

    .где    Q- объем выпуска,

               Р - цена.

    Поэтому для конкретной фирмы     MR=P(/\Q//\Q)=P.     Отсюда для горизонтальной кривой спроса справедливо равенство  P=MR=AR, т.е. цена равна предельному  и среднему доходу.

    Согласно  первому методу, прибыль находится  как разность совокупного дохода и совокупных издержек (рис. 6).

             P

                                       TC

                                             TR

 
 

                               Прибыль                 

                                                     Q

                  Рис.6. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль

     Наклон  прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара. При малых  объемах производства прибыль отрицательна, доход не покрывает постоянные и переменные издержки. При Q=0 фирма терпит убытки в размере постоянных издержек. По мере увеличения объема Q прибыль становится положительной и растет, пока не достигнет определенного объема, точка максимума, после этого прибыль начинает снижаться, отражая опережающий рост совокупных издержек.

     Заметим, что наклон кривой ТС сначала уменьшается, а потом увеличивается. Это означает, что предельные издержки снижаются  при начале выпуска и растут по мере увеличения производства. Если фирма  по каким-то причинам продолжает увеличивать производство после достижения оптимального объема, то каждая дополнительная произведенная единица уже будет сокращать имеющуюся прибыль из-за возрастающих предельных  и сведет ее быстро к нулю.

     Фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR=MC. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

     Здесь подключается второй способ определения  максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC.

     Поскольку для конкурентной фирмы MR=P, то фирма  получает максимум прибыли тогда, когда  выпуск продукции устанавливается  в точке, где P=MC.

     Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы:

     Фирма максимизирует свою прибыль при  таком объеме производства, когда  совокупный доход превышает общие  издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.

     Точки пересечения графиков - это точки  критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство. (4,с.162) 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

             Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

     И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую  основу, в том числе и рассмотренную  – модель монополистической конкуренции :

     1)   Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.

     2)   Надо вспомнить, что вхождение  в отрасль все же имеет некоторые  ограничения. Поскольку продукция  дифференцирована, возникают более  значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.

     3)   В результате дифференциации  с точки зрения размещения  и доступности убытки и прибыль  ниже нормальной могут сохраняться  в долговременном периоде.

     Например, владельцы неудачно расположенного магазинчика  могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльный бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.

       Монополистическая конкуренция относится к отраслям, в которых действует относительно большое число фирм, не участвующих в сговорах и  производящих дифференцированную продукцию, при условии легких входа и выхода из отрасли.

     В течение краткосрочного периода  монополистическая конкурентная фирма  будет максимизировать прибыль  или минимизировать убытки, производя продукцию, для которой предельные доходы равны предельным издержкам.

Информация о работе Ценообразование на рынке монополистической конкуренции