Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 19:13, контрольная работа

Описание

Данная работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции 4
2. Понятие и признаки монополистической конкуренции……………………10
4. Процесс ценообразования рынка монополистической конкуренции.……17
4.1. Цена и объем в краткосрочном периоде ………………………………….17
4.2. Цена и объем в долгоосрочном периоде ………………………………….18
5. Максимизация прибыли ………………………………...……………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

Ценообразование.Контрольная.Печать1.doc

— 309.00 Кб (Скачать документ)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу  «Ценообразование»

                                     

Тема 4

«Ценообразование  на рынке монополистической  конкуренции» 
 
 
 
 
 

                                                                Проверил:

                                                  

                                                    
 
 
 

                        
 
 
 

2010 г.

 

Содержание

 Список используемой  литературы……………………………………………..25

 

Введение

          Центральное место среди различных рычагов экономического механизма управления принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны экономической деятельности  любой организации. В современных условиях монополистического регулирования рынков существенно изменилась роль и значение цен, условия их формирования и тенденции развития. Это свидетельствует о качественных изменениях всего механизма ценообразования, представляющего собой переплетение регулирующих начал и конкурентных рыночных сил.

     Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый  прежде всего методами, способами  установления цен в целом, относящимися ко всем товарам. Цена – это важнейшая  экономическая категория, оказывающая  значительное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны. Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложившиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей ценовой ниши.

           Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.(3, с.38)

     Существуют  разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка, в зависимости от которых предприниматели либо вступают в конкурентную борьбу, либо нет. При однотипности мотива экономического интереса предпринимателей – максимизации прибыли – результаты конкурентной борьбы могут быть различными, что зависит от характера конкуренции.

         Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Монополии, владея даже 99% рынка, не могут сохранить свою власть надолго. С течением времени происходят многократные разделения и слияния, что в конечном итоге приводит к конкуренции сильных соперников.

     Исследование  и использование модели монополистической  конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно  быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.

     Данная  работа посвящена рассмотрению именно этой модели, именно этого промежуточного типа рыночной структуры.         
 
 
 

  1. Классификация рынков. Совершенная  и несовершенная  конкуренции.
 

     Рыночная  структура - сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производства (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более, года) и недлительного (до года) пользования и т.д. Структура рынков рассматривается с точки зрения характера конкурентных отношений, степени их развитости.

             Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

             .

         Рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия (5, с. 90):

          1.   Имеется много покупателей  и продавцов данного товара, причем  каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

          2.   Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.

          3.   Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.

          4.   Полная информация всех участников рынка, то есть каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

          5.Рациональное поведение всех  участников рынка, преследующих  свои собственные интересы. Сговор, в какой либо форме исключается.

         Совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике.

          

     Когда нарушается одно из условий совершенной  конкуренции, речь идёт о втором типе рыночной структуры несовершенной  конкуренции.

     Различают:

     -чистую  монополию

     -олигополию 

      -монополистическую конкуренцию  

          Полной противоположностью совершенной  конкуренции является монополия,  т.е. такая рыночная ситуация, при которой все производство  какого-либо товара сосредоточено  в руках одной фирмы. Такие ситуации не очень широко распространены. В современной России примеры полной монополии практически ограничены производством и распределением природного газа (Газпром), электроэнергии (РАО "ЕЭС"), никеля ("Норильский никель"), другими единичными производствам. Монополистами также являются фирмы, обеспечивающие электро-, тепло-, водоснабжение населения и предприятий, услуги всех видов общественного транспорта, почтовую, телефонную и другие виды связи в России, местной телефонной связи в крупных городах западных стран, но цены, устанавливаемые продавцами данных услуг регулируется государственной властью.    Позиция монополиста позволяет ему диктовать рынку цену своей продукции. Эта власть монополиста тоже не безгранична, поскольку он, даже имея дело с массой самостоятельных, не связанных между собой покупателей, ограничен объективными пределами общего спроса. В отличие от мелких фирм, действующих в условиях совершенной конкуренции, спрос на продукцию которых изображается всегда горизонтальной линией, т.е. не зависит от объема производства, для монополиста индивидуальная кривая спроса совпадает с рыночной кривой спроса, т.е. имеет отрицательный наклон с углом, определяемым эластичностью спроса по цене. Чем выше цена, тем меньше товара сможет продать монополист. Но не всякая более высокая цена даёт ему увеличение прибыли. Повышать цену есть смысл только до уровня, который дает максимальную прибыль.

     Поскольку монополист является единственным поставщиком  некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию. Продавец, обладая монополией (властью над рынком), может повышать цену на свой товар путем ограничения своего собственного объема выпуска.

                    Чтобы обладать монопольной властью над рынком, фирме вовсе не требуется быть монополистом, даже маленькие магазинчики имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. И разница между их контролем над  рынком и крупной монополией состоит лишь в том, что магазинчики имеют меньшую степень власти над ценой своей продукции, чем крупная монополия.

            На несовершенно конкурентных  рынках, где преобладает монополия  проявляется тенденция, не дающая  возможности проникновения на  рынок любого нового продавца. Именно, поэтому монополия может иметь значительный прирост прибыли.

      

          В большинстве случаев в отраслях  господствуют несколько крупных  фирм. Такая ситуация называется  олигополией.

           

  

  1. Понятие  и признаки монополистической конкуренции.
 
 

            Термин и модель монополистической конкуренции ввел в научный оборот в 1933 г. Э. Чемберлин.

           Монополистической конкуренции, свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако в данных условиях имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые товары.

          По существу, монополистическая  конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции, дающая каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент, может слегка повышать цену, не теряя при этом своих традиционных покупателей. Но все же его монопольная власть уменьшается пропорционально количеству конкурентов, предлагающих подобные товары и услуги. (3, с.155)

     Возможность дифференциации продукции ставит новые  и трудные проблемы эффективности, продавцы должны четко решать, какие  из продуктов производить и какие технологии использовать при их производстве, как проводить рекламу для повышения спроса  на  свой товар.

     В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной  конкуренции, не существует барьеров вхождения  в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, аптеку, автозаправочную станцию или магазин в большинстве крупных городов не составляет труда. Но отсутствие барьеров вхождения порождает отсутствие гарантии на получение значительной прибыли на протяжении долгосрочного периода. 

     На  основании вышеизложенного  можно сделать вывод, что монополистическая конкуренция может быть охарактеризована следующим образом: 

     1. Дифференциация продукта. Производители  поставляют на рынок по сути  одинаковый товар, но немного  отличающийся по составу и  технологии создания. Например, на рынке колбасных изделий конкурирует несколько известных фирм: «Омский бекон», «Сибирские колбасы» ит.д. Все они изготавливают одноименный продукт, различный лишь по вкусу. В этом случае спрос на рынке определяется предпочтениями покупателей, а не уровнем цен. Потребитель готов заплатить любую цену за понравившийся ему продукт. Очень часто покупатель руководствуется принципом известности предприятия и выбирает продукт известной марки. Вспомните, как вы сами по эстетическим предпочтениям покупаете итальянские спагетти, по политическим читаете «Аргументы и факты», по физиологическим пьете «Ахмат». В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным «монополистом» своей марки товара (например, шоколад «Марс» имеет иные вкусовые свойства, чем обычный молочный шоколад, а зубная паста «Бленд-а-мед» отличается от «Фтородента» и запахом, и составом, и репутацией). В итоге некоторые потребители готовы платить большую цену за «Марс» или «Бленд-а-мед», считая, что эти продукты лучше, чем их «собратья».

     Особенность такого вида рынка состоит в том, что производитель, повышая цены, сужает рынок, сохраняя при этом спрос  на свою продукцию.

     2. Контроль над ценой существует, но он значительно ограничен по сравнению с рынком абсолютной монополии. Таким образом, предприниматели самостоятельно устанавливают уровень цен, не ориентируясь на конкурентов. Если одна фирма решит сделать скидку на товар, то это никоим образом не отразится на прибыли других. Ведь это не значит, что все покупатели начнут предъявлять спрос именно на данный продукт, потому что опять-таки существует постоянство выбора и вкуса.

     3. Вход на рынок и выход с  него значительно свободный. Созданы  определенные условия для образования новой фирмы-конкурента. Но тем не менее ситуация складывается не так, как на рынке совершенной конкуренции, поскольку существует определенная доля риска. Новой фирме будет тяжело прижиться среди устоявшихся конкурентов, чья продукция уже известна и имеет сравнительные преимущества на рынке.

Информация о работе Ценообразование на рынке монополистической конкуренции