Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение

1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.

1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).

1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения.

1.3 Государственная политика перераспределения доходов.

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ

Заключение

Список использованных источников.

Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая new.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

3. Предложения по  совершенствованию  социальной политики  и государственного  регулирования неравенства  доходов, бедности  в РБ

     Исходя  из оценки складывающейся социально-экономической ситуации и долгосрочной стратегии развития Республики Беларусь, основной целью социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства и негативных явлений в обществе, повышение образовательного и культурного уровня всего населения. Для решения проблем неравенства потребуется:

     гарантии  прав на свободу человека и на свободную  реализацию трудового и интеллектуального  потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;

      последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда; При планировании бюджетно-финансовой и налоговой политики учитывать возможности экономического роста и ориентацию бюджетной политики на приоритетное повышение оплаты труда в бюджетной сфере, усиления дифференциации размера пенсии в зависимости от фактического заработка, 

     формирование  среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста  денежных доходов населения и  снижения уровня малообеспеченности;

     обеспечение рациональной занятости населения  на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;

     дифференциация  социальной политики в отношении  различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения; взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;

     права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи, бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.

          В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП, рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда. Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. При этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30 - 40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах. При планировании бюджетно-финансовой и налоговой политики учитывать возможности экономического роста  и ориентацию бюджетной политики на приоритетное повышение оплаты труда в бюджетной сфере, усиления дифференциации размера пенсии в зависимости от фактического заработка, 

      Основной целью социальной политики Республики Беларусь в области пенсионного обеспечения является повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям. Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.

     В соответствии с положениями Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. основной целью социальной политики нашего государства являются достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья, социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения;

создание  условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания; совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения; совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования; снижение уровня малообеспеченности населения; повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

     Разработка  мер по регулированию неравенства  доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства, а также определять результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. Для оценки масштабов различия доходов используют «метод построения Кривой Лоренца», а также определения уровня бедности.

       Политическая философия не выработала единого подхода к роли правительства в изменении пропорций распределения доходов.

     Государство реализует различные программы, направленные на оказание помощи беднейшим  слоям населения, — закон о  минимальном размере оплаты труда, социальное страхование, отрицательный подоходный налог и трансферты в натуральной форме, прогрессивного налогообложения доходов и систем социальной поддержки.

     Бедность  является давней проблемой всех стран. В числе бедняков преобладают  многодетные семьи, молодежь и безработные. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы. Однако такие системы помощи всегда имеют те или иные недостатки и часто порождают иждивенчество. Кроме того, расширение масштабов социальной поддержки требует усиления налогообложения фирм и наиболее активных и состоятельных членов общества. А это может создать угрозу для развития страны в целом.

     Практика  регулирования доходов предполагает:

     1) установление верхнего предела  увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживание инфляции национальной продукции;

     2) установление гарантированного  минимума (или ставки) заработной  платы, который имеет важное  значение для таких категорий  населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;

     3) защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценивания путем индексации, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществлять как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

     Политика  перераспределения доходов включает:

     1) аккумуляцию денежных средств  в руках государства для проведения  социальной политики путем взимания  с населения прямых и косвенных  налогов;

     2) предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры и искусства и пр.;

     3) финансирование систем социальной  защиты, систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.

     Вмешательство государства в перераспределительные  процессы должно осуществляться в оптимальных  размерах. Выравнивание доходов может  привести к сокращению эффективности  экономики в результате чрезмерного  роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, высокоэффективному труду, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат.

     На  основании проделанной работы, можно  сделать вывод о том, что равенства  распределения доходов в рыночной экономике быть не может, так как рыночная система - это беспристрастный механизм. Она «не знает» жалости, не имеет совести, не приспосабливается к моральным нормам, определяющим, что есть беспристрастное и справедливое распределение дохода. Также немаловажно сказать, что люди различаются между собой трудолюбием, активностью, способностями, образованием, владением собственностью, умением продуктивно тратить доходы. Значит, они не могут работать, зарабатывать и жить одинаково. Каждый получает ровно столько, сколько заслужил.[10]

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованных источников:

1. Учебное пособие Макроэкономика: курс интенсивной подготовки./ под  ред. И. В. Новикова, Ю. М. Ясинского.- Минск: ТетраСистемс, 2008.-304с.
2.  Монография Морова А. П. Социальная политика в сфере трудовых отно 
шений. Мн.: ИСПИ, 2000. - 176 с.
3. Учебное  пособие Экономика: учебник  для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2006. —   656 с. — (Высшее экономическое образование). — ISBN  5-98119-407-3. Агентство С IP РГБ
4. Учебное  пособие Видяпин В. И. Экономическая  теория: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. - 672.
5. Статья  в журнале Социальная  защита населения и проблемы бед 
ности в Беларуси // Белорусский экономический журнал. — 1999. —№ 1.- С. 54-61.
6. Нормативно-правовые акты Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 03.04.2000 г. № 445 «Об утверждении  основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 года»
7. Учебное  пособие Агапова Т. А. Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник, 6-е изд.- М.: Издательство «Дело и сервис», 2004-448с. («Учебники МГУ им. М. В.Ломоносова»). ISBN 5-86509-050-X
8. Учебное  пособие Куликов Л. М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 400с.
9.Нормативные  акты Партнерство государства  и общества в укреплении социального  благополучия. Итоги реформы и  упорядочения льгот.- Информационно-аналитический  центр при Администрации Президента Республики Беларусь, 2008г.-47с
10. Учебное  пособие Макконнел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.- 14-е изд.- М.:ИНФРА-М, 2006.-940с.
11. Учебное  пособие Мэнкью Н. Г. Принципы микроэкономики: Пер. с англ./ Мэнкью Н. Г.—2-е изд. – СП6: Питер, 2003—554с.: ил.— (Учебник для вузов)
12. Интернет-ресурсы на русском языке Основные положения  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы [Электрон. ресурс]. - Минск, 2006. - Режим доступа: http://www.government.by/ru/rus_gdoc_prog20062010.html
13. Интернет-ресурсы на русском языке Официальный сайт института Мировой экономики  и международных отношений (ИМЭМО). – Режим доступа: www.imemo.ru
14. Статья на русском языке Статья на русском  языке (интернет-ресурс) –  Смирнов  И. Что такое справедливость?.- Московский литератор.-2008.-№7. – Режим доступа: http://www.moslit.ru/nn/0807/4.htm
15. Интернет-ресурсы на русском языке Государственная политика в области формирования и регулирования доходов граждан.- Информационный материал.- Минск 2009 Информационно-аналитический  центр при Администрации Президента Республики Беларусь.
16. Статья  на русском языке Статья на русском языке (интернет-ресурс) -ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ СО СТАНИСЛАВОМ БОГДАНКЕВИЧЕМ. К вопросу о стабильности национальной валюты. Есть ли повод волноваться? – Режим доступа: http://www.ucpb.org/?lang=rus&open=24236
17. Интернет-ресурсы на русском языке Белорусское телеграфное  агенство – источник национальных новостей Режим доступа www.belta.by
 
 
 
 

 

     

                                               
 
 
 
 

                                               

                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Приложение 3                              

 
 
 
 
 

 

           Приложение 4                             

 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Приложение  5                             

Начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь 
 по отдельным отраслям экономики в феврале 2010 г. (
тыс. рублей)

 
 

           Приложение  6

 
 
 
 

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование