Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение

1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.

1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).

1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения.

1.3 Государственная политика перераспределения доходов.

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ

Заключение

Список использованных источников.

Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая new.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

     Система социальной защиты должна быть гибкой, основой для этого должна быть научно обоснованная система социальных гарантий в виде системы минимальных социальных стандартов.

     Сфера применения этих стандартов включает основные  виды выплат населению: заработную плату, пенсии, стипендии, а также бесплатные и общедоступные услуги учреждений социально-культурной сферы, финансируемые за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов. В систему стандартов входят государственные минимальные стандарты в области оплаты труда, социального обеспечения, образования, культуры, социального обслуживания населения, жилья и жилищно-коммунального обслуживания.  Заработная плата остается основной формой распределения материальных благ и услуг. Основными задачами установления стандартов являются: - выравнивание степени удовлетворения потребностей населения в важнейших материальных благах и социально-культурных услугах; повышение обоснованности формирования республиканских и местных бюджетов; совершенствование бюджетно-финансовых  механизмов реализации социальных гарантий граждан; совершенствование функционирования учреждений социальной сферы.

       Однако путем выплаты заработной платы не удается удовлетворить потребности всех членов общества. Поэтому возникает объективная необходимость в иной форме распределения материальных благ, отличающейся от их распределения в форме заработной платы. Такой формой и являются общественные (социальные) фонды потребления, в ряде стран их называют социальными фондами.

     Общественные (социальные) фонды потребления –  это часть национального дохода общества (валового дохода фирмы), которая  распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.

     В структуре общественных фондов потребления  выделяют две важнейшие составные  части:

     1) централизованные общественные  фонды потребления. Они формируются  за счет средств республиканского  бюджета и используются в интересах  всех членов общества. Централизованные фонды играют ведущую роль во всей совокупности социальных фондов и составляют примерно 80% их величины;

     2) децентрализованные общественные  фонды потребления. Они создаются  фирмами и составляют около  20% их общего объема. Используются для удовлетворения потребностей работников только данной фирмы. К ним относится часть специальных фондов фирмы, формируемых из прибыли.

     Такие фонды существуют во многих странах. За счет социальных фондов в этих странах  выплачиваются тринадцатые оклады, наградные, семейные пособия. За счет общественных (социальных) фондов потребления финансируются бесплатное обучение и образование, выплата стипендий аспирантам, студентам и учащимся средних специальных учебных заведений, бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, дотируются квартирная плата, детские дошкольные учреждения и школы-интернаты. По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социальной защиты, существующие в развитых странах мира, можно разбить на две группы: немецкая и английская. Первая система, называемая «бисмарковской» (по имени ее родоначальника, канцлера Бисмарка), устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью (длительностью) профессиональной деятельности. Социальные выплаты обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни, то есть принимают форму отложенных доходов (страховых взносов). Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и работополучателями (предпринимателями и наемными работниками), собирают отчисления от заработной платы, из которых формируются различные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Ответственность за финансовое состояние и сохранность средств несут правления касс (фондов). При этом предполагается, что они не должны субсидироваться из бюджетов любого уровня, поскольку налоговое перераспределение, реализуемое на основе бюджетного подхода, противоречит логике трудового (страхового) участия. Для семей с недостаточными возможностями трудового участия существует национальная солидарность или благотворительность, реализуемая через муниципальные службы.

     Вторая  система, которая называется «бевериджской» (также по имени ее родоначальника, Бевериджа), исходит из того, что любой человек, независимо от его принадлежности к активному населению, имеет право на минимальную защищенность по отношению к заболеваниям, старости или другим причинам сокращения своих трудовых возможностей. В тех странах, которые выбрали эту модель, существуют системы обязательного страхования по болезни, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от уровня отчислений от заработной платы (так называемые «социальные пенсии» в отличие от «профессиональных»). Такие системы социальной защиты финансируются за счет налогов, поступающих в государственный бюджет. В данной системе преобладает принцип национальной солидарности, концепция распределительной справедливости. 

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

     Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходов населения в 2008 году составил 75,9% (в 2007 году – 77,4%).(Приложение 2). Реальные же денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) за I квартал 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличились на 4,8 процента при прогнозе увеличения на год на 14-15 процентов.

     В политике денежных доходов населения  государство руководствуется двумя основными подходами:

     создание  условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;

     обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.

      Главная составляющая доходов населения  – заработная плата.

        Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку.

    Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности

      В 2008 году среднемесячная заработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8% и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб. Реальная заработная плата выросла на 9,9% (прогноз – 8,5%). Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-октябре 2009 г. по сравнению с январем-октябрем 2008 г. увеличилась на 0,1 процента, в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 1,9 процента. Реальная заработная плата работников бюджетных организаций в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. увеличилась на 5,4 процента. При этом отмечается снижение ВВП и рост инфляции.

      В региональном разрезе самый высокий  уровень оплаты труда – в г. Минске (1 178 тыс. руб.), самый низкий – в Брестской (775 тыс. руб.) и Могилевской (795 тыс. руб.) областях. Приложение 3, 4

      Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников республики (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в январе-октябре 2009 г. составила 987,3 тыс. рублей, в том числе в октябре 1026,2 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с сентябрем 2009 г. на 0,3 процента, или на 3,2 тыс. рублей. В бюджетных организациях номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в январе-октябре 2009 г. составила 766,8 тыс. рублей, в том числе в октябре – 761,4 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с сентябрем 2009 г. на 0,2 процента. Вместе с тем лидерами по размеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковской сферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания, строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкие заработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании. Приложение 5

          Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Если в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы (приложение 6), то с учетом девальвации 2009 рост существенно затормозился.

    Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции. Защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов): на выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. За 2008 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 25,2%. Среднемесячная пенсия по возрасту в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась на 8,8 процента и составила 415,9 тыс. рублей (в январе 2010 г. увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 20,3 процента и составила  - 491,2 тыс. рублей,), минимальная пенсия по возрасту соответственно –в 2009 на 11 процентов и 235,6 тыс. рублей, в 2010 - на 17,1 процента и составил в январе 2010 г. – 265,2 тыс. рублей.

    С 1 января 2010 г. месячная минимальная  заработная плата установлена  в размере 258600 руб., часовая –  1530 руб.

      В Беларуси обеспечивается своевременность  выплаты населению заработной платы  и пенсий.

      В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:

      пособия в связи с рождением и воспитанием  детей;

      льготы  на питание;

      материальная  помощь в погашении кредитов на строительство жилья.

     Значительное  внимание уделяется обеспечению  бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.

Материальная  поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий.

       Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий.

      В настоящее время на социально-экономическое  развитие страны влияют последствия  мирового финансово-экономического  кризиса. В сложившихся условиях ощутимое влияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. она составила 4,1%, в январе 2010- 8%.

  В 2009 году произошло сокращение зарплаты в долларовом выражении по сравнению с предыдущим годом сразу на 60 долларов. В этот же год ВВП практически не вырос.

       В 2010 году, согласно закону о бюджете, зарплата в бюджетном секторе запланирована в размере 972,4 тыс. рублей, эквивалентно 339 долларам.

При этом даже по закону о бюджете на 2010 год  темпы роста зарплаты кажутся  чрезвычайно оптимистическими. Рывок  на 62 доллара, с 277 до 339 в месяц должен был бы сопровождаться бурным ростом экономики.

Если  правительство в приказном порядке  все-таки заставит производителей резко  поднять зарплату и увеличит вознаграждение бюджетникам, то это добьет предприятия  и увеличит дефицит бюджета.

   Есть все основания считать, что 2010 год будет сложнее и напряженнее 2009 года. В первую очередь, в банковской системе - дефицит ликвидности, крайне неустойчивый платежный баланс и давление на курс, неконкурентоспособные, нереструктурированные государственные предприятия, а также финансовая устойчивость местных органов власти. Риск  инфляции и девальвации в 2010 году будет еще выше, чем в 2009 году, а это приведет к падению реальных доходов населения, росту безработицы и увеличение числа малоимущих граждан.[16]

   Косвенно о реальных доходах  населения можно судить по  количественным показателям фармрынка.  Учитывая, что основными потребителями  лекарств являются пенсионеры  и, хотя темпы роста пенсий  опережают темп роста потребительских  цен, отмечается снижение потребления более дорогих препаратов, повышение доли отечественных и препаратов-дженериков (более дешевых). 

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование