Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2011 в 21:03, курсовая работа

Описание

Цель работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

Содержание

Введение

1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.

1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).

1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения.

1.3 Государственная политика перераспределения доходов.

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ

Заключение

Список использованных источников.

Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая new.doc

— 303.50 Кб (Скачать документ)

Государственное учреждение образования 

«Институт бизнеса и менеджмента  технологий» 

Белорусского  государственного университета 

                                                                        
 
 
 

Курсовая  работа

Специальность «Бизнес-администрирование»

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование» 
 
 
 

Работу  выполнила:

Даровская Наталья Алексеевна, студентка 1 курса  

Работу  проверила:

к.э.н., доц. Ерофеева О.Н. 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010

РЕФЕРАТ

       Курсовая работа: 30 с., 16 источников, 6 прил.

Проблемы неравенства  доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование.

       Объект  исследования – уровень доходов, бедность и социальная справедливость.

       Предмет исследования – проблема распределение доходов и их  регулирование в национальной экономике.

Цель  работы: рассмотреть распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

     Методы  исследования: сравнительного анализа, группировок, экономико-математические, наблюдения.

     Исследования  и разработки: разработка мер по регулированию неравенства доходов возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходов и богатства,  определять результаты воздействия на нее с помощью государственной политики. Справедливость не удается свести к одной единственной формуле. Предельная общественная справедливость может быть достигнута только при полном равенстве возможностей всех членов бесклассового общества.

       Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                 ______________

       (подпись студента)

 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Причины, порождающие неравенство доходов, методы измерения и политика регулирования доходов населения.

  1.1 Доходы населения (сущность, виды доходов).

  1.2 Причины неравенства доходов и методы его измерения.

  1.3 Государственная политика перераспределения  доходов.

2. Проблемы распределения доходов и бедности в РБ

3. Предложения по совершенствованию социальной политики и государственного регулирования неравенства доходов, бедности в РБ

Заключение

Список  использованных источников.

Приложения.

 

Введение.

     Как возникает такое различие в уровнях  благосостояния граждан одной и той же страны, почему до сих пор человечество не смогло решить проблему бедности?  
Проблема неравенства доходов — одна из древнейших, как и порождаемое этой проблемой социальное напряжение, а проще говоря, враждебное отношение бедных к богатым. Недаром даже в Библии можно найти такие строки: «...удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Евангелие от Матфея, гл. 19, стих 24). 
Ни одной экономической системе не удалось ликвидировать неравенство доходов и богатства семей.

Неравенство доходов и богатства может  достигать огромных масштабов и  создавать угрозу для политической и экономической стабильности в  стране. Поэтому практически все  развитые страны мира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства.  Актуальность позволяет определить тему исследования - проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование. Исходя из темы, можно обозначить цель исследования- распределение доходов в обществе (в РБ), степень экономического неравенства, а также государственную политику в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

         1) дать характеристику доходам населения, методы измерения доходов

         2)определить причины неравенства и государственная политика в регулировании неравенства доходов, в ликвидации бедности,

         3)выяснить проблемы распределения доходов в республике Беларусь

         4)возможности социальной политики и государственного регулирования в решении проблем неравенства в республике Беларусь . 

1.Причины,  порождающие неравенство  доходов, методы  измерения и политика  регулирования доходов  населения. 

1.1 Доходы населения  (сущность, виды доходов).

            Доходы населения являются одним из наиболее значимых индикаторов уровня жизни в стране. Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Доход может быть получен от производственной деятельности, от собственности, а также в результате перераспределительных операций.

        Доходы населения представляют  сумму натуральных и денежных  поступлений. Денежные доходы населения складываются из поступлений денег в форме оплаты труда, социальных трансфертов, доходов от собственности, предпринимательской деятельности, продажи продукции личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и др. – алиментов, гонораров, благотворительной помощи и т.д. Натуральные доходы включают продукцию ЛПХ, используемую на личное потребление, а также трансферты в натуральной форме. Реальные доходы населения – количество предметов потребления (товаров и услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход.[1, с.211-214]

        Доходы могут быть легитимными, то есть получаемыми законным путем, или нелигитимными.

     Для оценки уровня и динамики доходов  населения используются показатели номинального, располагаемого и реального  дохода.

     Номинальный доход (NT) - количество денег, полученное отдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризует уровень денежных доходов независимо от налогообложения.

     Располагаемый доход (DI) - доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. это средства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель “реальные располагаемые доходы”, рассчитываемый с учетом индекса цен.

     Реальный  доход (RI) - представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.

          Доход всегда представлен деньгами, сам факт получения денежного дохода есть объективное свидетельство участия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода – показатель масштаба такого участия.

       Денежные доходы населения, получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде: выплат по государственному страхованию; банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, на садовое строительство); процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года; доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашении по займам; выигрышей по лотереям; временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров в кредит; выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.)

      Показателем материальной обеспеченности населения  являются совокупные доходы. Это стоимостной  показатель, в него входят денежные доходы, стоимость натуральных поступлений  из ЛПХ и стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств государственного, областного и местного бюджетов и социальных фондов предприятий.

          Основными видами доходов являются: рента, процент (или ссудный процент), прибыль, заработная плата. Рента – есть доход, полученный собственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Следующий вид дохода – процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год).

        Сущность дохода отдельно взятого работника выражается законом заработной платы. Этот закон отражает объективную экономическую зависимость – заработная плата определяется стоимостью, или ценой рабочей силы. Ее размер зависит от величины стоимости, или цены, фонда жизненных средств, созданных работником за необходимое рабочее время. Если стоимость рабочей силы повышается, должна расти и заработная плата, и наоборот. Такая стоимость имеет верхний и низший уровни. Низшим пределом часто принято считать так называемый «прожиточный минимум», который определяет границу бедности и идет на поддержание жизнедеятельности работников с низкой квалификацией.

      Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального состава и структуры  потребления материальных благ и  услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

      Прожиточный минимум используется для обоснования  минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости и для установления минимального размера пособия по безработице и стипендии на период профессиональной подготовки граждан по направлению службы занятости.

      Различают бюджет прожиточного минимума (БПМ) и  минимальный потребительский бюджет (МПБ). Бюджет прожиточного минимума служит основой для расчета прожиточного минимума, обеспечивающего низкий жизненный стандарт потребления товаров и услуг. Минимальный потребительский бюджет представляет собой прожиточный минимум более высокого стандарта.

      Минимальный размер оплаты труда представляет собой  низшую границу стоимости неквалифицированной  рабочей силы, исчисляемой в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда.

      Минимальная ставка заработной платы основывается на минимальном размере оплаты труда. Для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы предназначена Единая тарифная сетка, она является основой тарифной системы. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (тарифный коэффициент указывает на величину, на которую необходимо умножить размер минимальной оплаты труда, чтобы получить размер соответствующей тарифной ставки). Важно также провести различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата – это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы.

         Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (безвозмездные выплаты государства населению из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, средств общественных организаций). Социальные трансферты включают в себя: все виды пенсий; все виды стипендий; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей, по безработице и т. д.); компенсационные выплаты и льготы.

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости и государственное регулирование