Планирование и прогнозирование на микроуровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:22, контрольная работа

Описание

Практически все виды хозяйственной деятельности связаны с необходимостью осуществления инвестиций в реальные активы, что предполагает разработку инвестиционных проектов (бизнес-планов инвестиционных проектов).

Бизнес-план – это план создания и развития нового или стратегического хозяйственного подразделения, создаваемого для нового вида деятельности существующим предприятием.

Содержание

Методика написания бизнес-плана инвестиционного проекта 4
Структура и содержание основных производственно-финансовых аспектов бизнес-плана 6
Финансовый план 12
Заключение 15
Источники и литература 16

Работа состоит из  1 файл

к.р. по планир. и прогнозир..doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Введение

     Практически все виды хозяйственной деятельности связаны с необходимостью осуществления  инвестиций в реальные активы, что  предполагает разработку инвестиционных проектов (бизнес-планов инвестиционных проектов).

     Бизнес-план – это план создания и развития нового или стратегического хозяйственного подразделения, создаваемого для нового вида деятельности существующим предприятием.

     Как показывает практика разработка бизнес-планов – дело весьма полезное, а порой и просто необходимое. И суть не только в том, что без бизнес-плана сегодня практически невозможно получить средства для начала любого дела. Важен факт, что такой грамотно разработанный документ может предостеречь от многих будущих ошибок не только начинающего предпринимателя, но и порой опытного хозяйственника.

     Наиболее  трудным и ответственным этапом разработки бизнес-плана является сбор и обработка информации для подготовки проекта. Особенно это относится к информации о рынке – маркетинговых исследованиях, которые требуют больших материальных затрат или могут быть выполнены непрофессионально и привести к существенным потерям в будущем.

     Главным моментом при подготовке любого проекта  является грамотное определение  выгод и затрат. В современных  условиях это особенно сложно сделать, так как рынок еще не сформировался во всех своих реалиях, и поэтому разработчику проекта приходится действовать в условиях высокой степени неопределенности. Поэтому среди приоритетных задач проекта ставится подготовка комплексных расчетов финансовой составляющей, необходимой для анализа чувствительности предприятия к изменениям и построения желаемой траектории развития. 
 

Методика  написания бизнес-плана  инвестиционного  проекта

     Бизнес-план должен отвечать определенным требованиям и включать несколько специализированных разделов. Типичный бизнес-план может состоять, например, из следующих разделов: характеристика отрасли, исследование и анализ рынка, экономика предприятия, план маркетинга и сбыта, план технической доработки продукции, управленческая команда, план привлечения и использования инвестиций, финансовый план. Бизнес-план предприятия должен быть кратким и лаконичным, легко читаться. Если он написан энергичным, живым языком, то имеется больше шансов привлечь и заинтересовать инвестора. Текст может быть проиллюстрирован графическим материалом и диаграммами.

     Бизнес-план можно условно разделить на три  части. Он должен содержать резюме, основной текст (включающий большинство  стандартных разделов) и финансовый план с финансовыми таблицами. Особое внимание следует уделить резюме. Лаконичное описание бизнес-концепции следует привести уже на первой странице резюме. Именно от этого фрагмента во много зависит, заинтересуется ли проектом потенциальный партнер. Резюме в краткой форме должно повторять содержание всех основных разделов проекта. В первых трех-пяти абзацах должна содержаться краткая информация о том, кто инициирует проект, что предполагается производить, какие преимущества по отношению к конкурентам имеются, кто будет приобретать, в каких количествах, сколько и по какой цене.

     Особым  образом необходимо отметить, что  для этого требуется от партнера или инвестора и что он получит  взамен. Предложение обязательно  должно выглядеть привлекательным  для него.

     В основной части необходимо дать характеристику продукции и услуг и описание сравнительных преимуществ по отношению к изделиям конкурентов. В центре внимания маркетинговое описание продукции. Ключевым моментом основной текстовой части бизнес-плана является исследование рынка, его емкости, тенденций и конъюнктуры; приводятся данные о сегментации рынка, целевой ориентации и предпочтениях потребителей, особенностях конкуренции и т.д.

     Желательна  реалистическая оценка основных трудностей, рисков и проблем, с которыми сталкивается или может столкнуться предприниматель и его партнер. Важно указать как они могут быть устранены или нейтрализованы.

     Содержание  и подача материала бизнес-плана  зависит от отрасли, типа продукции  и деловой схемы продукта. Очевидно, что бизнес-план выпуска массовой потребительской продукции будет отличаться от плана производства промышленного оборудования. У них будут разные подходы, например, к анализу рынка и способам сбыта продукции. Тем не менее, в целом рекомендуется придерживаться той общей логики делового планирования, которая выработалась в современной практике и закрепилась стандартной структуре бизнес-плана.

 

Структура и содержание основных производственно-финансовых аспектов бизнес-плана

     Титульный лист обычно содержит следующие сведения: заголовок плана; дата его подготовки; полное название и адрес фирмы; имя предпринимателя или руководителя предприятия, его телефон; имена владельцев и совладельцев фирмы.

     Оглавление, как и титульный лист и резюме, - наиболее читаемая часть бизнес-плана. Оно должно дать достаточное представление о содержании бизнес-плана, но не должно быть перенасыщено деталями.

     Резюме готовится после того, как бизнес-план составлен, оно обобщает итоги планирования. Оно может состоять из трех частей: введение – описание цели плана и сути проекта; основное содержание – характеристика основных особенностей и показателей проекта, позволяющих убедиться в возможности успеха; заключение – обобщение результатов планирования.

     Резюме  должно быть кратким, не более 3-4 страниц, предпочтительнее – одна страница. резюме должно быть составлено так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана.

     История предприятия. Раздел составляется в том случае, если предприятие уже существует и прошло определенный путь своего развития. Информация раздела в основном предназначена для внешних читателей, поэтому нужно отметить реальные успехи, которых фирма достигла в прошлом, достижения работников фирмы.

     Необходимо  указать, когда было основано предприятие, каковы основные этапы его развития, какие продукты предлагались для рынка, какова роль высшего руководства в развитии предприятия, как распределены основные роли в фирме.

     Итоги деятельности необходимо связать с  намеченными целями и ориентирами. Предпочтительно использовать количественные показатели.

     Описание  продуктов  - товаров и услуг. Бизнес-план должен включать детальное описание будущего товара со следующим содержанием:

  • основные потребительские свойства товара и способы его использования. Степень соответствия товара потребностям покупателей;
  • оценки спроса, цены и тенденций потребления товара, оценка этапов жизненного цикла товара;
  • ассортимент подобных продуктов, предлагаемых конкурентами, отличия товара от товаров конкурентов;
  • уровень защиты товара, располагает ли предприятие патентом, авторскими правами, зарегистрированной торговой маркой.

     Анализ  положения дел  в отрасли. Описывая отрасль необходимо показать абсолютные размеры рынка, склонен ли этот рынок к росту или застою, охарактеризовать основные сегменты рынка. Необходимо оценить, насколько чувствителен рынок к различным внутренним и внешним факторам, подвержен ли он циклическим и сезонным колебаниям. Необходимо описать конкурентов, оценить долю рынка, которую они освоили, сегменты, на которые ориентируются, учесть другие отраслевые факторы.

     Необходимо обосновать привлекательность рынка. Следует указать свою потенциальную долю, дать прогноз продаж продукта предприятия в натуральном и стоимостном выражении.

     Оценка  конкурентов и  выбор конкурентной стратегии. Российским предпринимателям необходимо считаться с тем, что в настоящее одной из наиболее серьезных конкурентных сил на внутреннем рынке являются иностранные компании, которые привлекают покупателя качеством товаров или доступными ценами и лучшей упаковкой и дизайном. Поэтому в конкурентной борьбе с ними отечественные предприятия должны прибегать к апробированным в международной практике конкурентным стратегиям.

     Например, необходимо использовать стратегии, предложенные Портером:

  1. лидерство в издержках и низких ценах на стандартизированные товары;
  2. лидерство по качеству уникального товара для всех или сосредоточение  на обслуживании целевых сегментов рынка.

     В плане должны быть ответы на стратегические вопросы:

     Как лучше реализовать стратегию?

     Как изменить структуру предприятия  для реализации стратегии?

     Какова  необходимая структура финансирования?

     Нужно ли предприятию переходить на новый  рынок?

     Если  предстоит изменение стратегии  или просто вход на рынок, то необходимо предусмотреть возможные ответные действия конкурентов:

  • степень вероятности ответных действий;
  • их возможное воздействие на фирму;
  • когда это может произойти;
  • насколько агрессивными они будут;
  • возможность уклониться от агрессивных воздействий.

     План  производства. Изложение раздела должно быть простым, без употребления технического жаргона, так как читать будут не только инженеры, но и экономисты и финансисты. Должны быть описаны все главные компоненты производственной системы.

     Помимо  технического описания план производства должен включать экономические расчеты  издержек производства. Кроме этого, должны быть даны ответы на следующие вопросы:

     Каковы  основные методы производства и технологии?

     Какова  структура производственного процесса и его операций?

     Возможно  ли достижение преимущества в операциях?

     Какие используются сырье, материалы, комплектующие?

     Кто основные поставщики фирмы?

     Выявлены  ли критические факторы, узкие места  производства?

     Какова  предполагаемая структура издержек и т. д.?

     План  маркетинга. Чтобы достичь успеха, фирма должна получить эффективный рынок для своего товара. Основные шаги по созданию такого рынка описывает маркетинговый раздел бизнес-плана.

     Нужно не просто произвести хороший продукт, предложить обращающую на себя новинку. Нужно также завоевать покупателей этого товара, привлечь к нему людей, которые обладают способностью оплачивать покупки, то есть создать платежеспособный спрос на свой товар. В российском предпринимательстве не сложился пока комплекс маркетинговой деятельности, в числе элементов комплекса маркетинга пока преобладает только реклама. Между тем планирование комплекса маркетинга насущно необходимо.

     Маркетинговый раздел бизнес-плана нужен для того, чтобы:

  1. предприниматель мог осознать основные цели задачи, стратегию маркетинговой деятельности фирмы;
  2. работники маркетинговых подразделений фирмы могли использовать план как руководство для действий по освоению рынка своего товара;
  3. инвесторы могли убедиться в достаточной емкости перспективности рынка.

     Маркетинговый план должен завершать характеристику комплекса маркетинга в бизнес-плане. При этом должны быть охарактеризованы основные элементы комплекса – это товары, цены, распределение, обеспечивающее доведение товара до потребителей, и продвижение путем воздействия на потребителей и посредников.

     Составляющие  маркетинговой стратегии:

    • Выбор рынков: определить, на какие рынки фирма хочет поставить свой продукт.
    • Производственная политика: какие товары или услуги фирма хочет предложить рынку.
    • Распределение: описать каналы распределения, которые фирма намерена использовать, чтобы довести товар до рынка.
    • План сбыта: описать, как предприятие будет управлять сбытом продукции и методы продвижения, которые намерена применить. Назвать планируемые методы продаж.
    • Объемы продаж: определить объемы продаж, которые организация планирует достичь для каждого продукта (услуги) на каждом рынке и какими методами будет добиваться роста объемов продаж.
    • Уровень прибыльности: назвать уровень прибыльности, который организация хочет достичь, или в котором нуждается.
    • Реклама: как будет организована реклама и сколько средств фирма собирается на это выделить.
    • Сервис: как будет организована служба сервиса, сколько это будет стоить и будет ли такая служба прибыльной.
    • Связь с общественностью: как фирма будет добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности.
    • Ценовая политика: охарактеризовать уровень цен на каждом из возможных рынков.

Информация о работе Планирование и прогнозирование на микроуровне