Бизнес в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:15, реферат

Описание

Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.
Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним единственным мотивом, а их совокупностью.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

        Первая группа факторов (гигиенические  факторы) связана с самовыражением  личности, ее внутренними потребностями. а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.

       Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.

        Разница в рассмотренных теориях  следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.

         Таким образом, содержательные  теории мотивации базируются  на исследовании потребностей  и выявлении факторов, определяющих  поведение людей. 

         Мотивация или удовлетворение? Как  сами работники оценивают различные  характеристики своей работы.

          Факторы повышения заставляют  работать более интенсивнее:

Хорошие шансы продвижения по службе

Хороший заработок 

Оплата, связанная с результатами труда 

Признание и одобрение хорошо выполненной  работы

Работа, которая заставляет развивать свои способности 

Сложная и трудная работа

Работа, позволяющая думать самостоятельно

Высокая степень ответственности 

Работа, требующая творческого подхода 

Факторы которые делают работу более привлекательной:

Работа  без больших напряжений и стрессов

Удобное расположение

На рабочем  месте нет шума и каких-либо загрязнений  среды 

Работа  с людьми, которые нравятся

Хорошие отношения с непосредственным начальником 

Достаточная информация о том, что вообще происходит на фирме 

Гибкий  темп работы

Значительные  доп. льготы

        Второй подход к мотивации  базируется на процессуальных  теориях. Здесь говорится о  распределении усилий работников  и выборе определенного вида  поведения для достижения конкретных  целей. К таким теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

       4. Теория ожиданий В. Врума.

       Согласно теории ожиданий не  только потребность является  необходимым условием мотивации  человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. 

         Процессуальные теории ожидания  устанавливают, что поведение  сотрудников определяется поведением:

     - руководителя, который при определенных  условиях стимулирует работу  сотрудника; сотрудника, который уверен, что при определенных условиях  ему будет выдано вознаграждение; сотрудника и руководителя, допускающих,  что при определенном улучшении  качества работы ему будет  выдано определенное вознаграждение; сотрудника, который сопоставляет  размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для  удовлетворения определенной потребности. 

        Сказанное означает, что в теории  ожидания подчеркивается необходимость  в преобладании повышения качества  труда и уверенности в том,  что это будет отмечено руководителем,  что позволяет ему реально  удовлетворить свою потребность. 

         Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

           5. Теория справедливости.

         Согласно этой теории эффективность  мотивации оценивается работником  не по определенной группе  факторов, а системно с учетом  оценки вознаграждений, выданных  другим работникам, работающим в  аналогичном системном окружении. 

         Сотрудник оценивает свой размер  поощрения по сравнению с поощрениями  других сотрудников. При этом  он учитывает условия, в которых  работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом  оборудовании, а другой - на старом, у одного было одно качества  заготовок, а другого - другое. Или, например, руководитель не  обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации. Или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и. т.д.

         6. Теория мотивации Л. Портера  - Э. Лоулера.

         Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

         Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.

         Среди отечественных ученых наибольших  успехов в разработке теории  мотивации достигли Л. С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.

         Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

       Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л. С. Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

       По всему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.              Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т.е.  существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         Таким образом, мотивация играет огромное значение в трудовой деятельности человека. Руководителю любой организации очень важно это учитывать при разработке мотивационной политики и в практике управления персоналом.

            Теории и идеи для понимания мотивации, изучаемые в данной работе, фундаментальны по своей сути и были изложены во многих публикациях.     Наибольшее число толкований посвящено сближению, сходству мотивов, а не различиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. Смиронова Г.Б. Менеджмент. - М.: «Дашков и К», 2002

2. Управление  персоналом: Учебное пособие. Под  ред. А.Я. Кибанова, Л.В. Ивановской. М: Изд-во ПРИОР, 1999

3. Шекшня ЕВ. Управление персоналом современной орга-низации. -- М.: Интел-синтез, 2002

4. Психология  труда. /Под ред. проф. К.К. Платонова. - М., ИНФРА-М, 2004

5. Чередниченко  И.П., Тельных Н.В. Психология управления. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004

6. Шипунов  В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности :управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. - М.: Высшая школа, 2000

Информация о работе Бизнес в современное время