Бизнес в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:15, реферат

Описание

Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.
Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним единственным мотивом, а их совокупностью.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

      2. Профессиональная — это возможность  повышения уровня профессионализма, квалификации сотрудника в процессе  работы. Доминирует для сотрудников,  которые являются обычно не  менеджерами, а уникальными экспертами, без которых трудно обойтись. Желательно давать возможность  таким сотрудникам принимать  участие в выработке планов  деятельности подразделений, чтобы  у них была возможность не  только выполнять порученное, но  и формировать его.  

      3. Карьерная — наличие перспективы  продвижения по служебной лестнице  в результате хорошей работы, возможность повысить свой статус  в организационной структуре.  Способы карьерной мотивации  — разработка систем карьерного  роста сотрудников в организации,  выработка четких критериев продвижения.

      4. Моральная — стремление работать  в хорошем, доброжелательном коллективе, где налажены комфортные отношения  с коллегами и руководителями, где замечают твои успехи, где  ты ощущаешь себя частью «семьи».  Способы моральной мотивации  — внимание руководителей к  подчиненным, обратная связь о  качестве выполнения работы. Важны  корпоративные мероприятия, поздравления  с праздниками, награждение лучших  сотрудников, внимание руководителей  к нуждам подчиненных, понимание их жизненных проблем.

       Различные типы организационных  культур по-разному используют  разные подходы в мотивации  персонала, для них доминирующую  роль играют разные составляющие:

       • клановая культура — моральная составляющая;

       • адхократическая культура — профессиональная мотивация;

       • иерархическая культура — карьерная мотивация;

       • рыночная культура — материальная мотивация.

       Практические рекомендации:

      1. Регулярно (один раз в три  месяца) проводите опрос сотрудников  с использованием анонимной анкеты. Такая анкета позволит выделить  три наиболее важных критерия мотивации персонала:

       • оценка субъективного ощущения  сотрудников относительно системы  мотивации в организации;

       • оценка внутренней мотивации  сотрудников, то есть их внутреннего  ожидания по этим составляющим;

       • оценка удовлетворенности по перечисленным факторам.

      2. Все полученные результаты, представляемые  графически, рассматривайте в динамике, чтобы оценить, как те или  иные управленческие решения,  направленные на мотивацию сотрудников,  реально воспринимаются персоналом.

      3. Важно понимать, что в разных  подразделениях в силу специфики  их деятельности востребована  разная структура мотивации.

       Мотивирующие факторы для разных  типов менеджеров (согласно Ицхаку Адизесу):

     Интегратор (I)

       • Участие в коллективной работе

       • Совместное празднование достижений  компании в целом и ее отдельных сотрудников

       • Отличительные знаки, которые  говорят о принадлежности к коллективу компании

       Генератор идей (Е) 

       • Публичное признание идей, выдвинутых Генераторами

       • Возможность заниматься разработкой  и реализацией идей в рабочее время

       Администратор (А) 

       • Наличие четких инструкций к деятельности

       • Прописанные функциональные обязанности

       • Наличие ясных задач и  инструментов измерения достижений сотрудника

       • Минимальное количество изменений в компании

       Производитель (Р) 

       • Самостоятельность в работе

       • Прозрачные схемы вознаграждения

       • Ориентация на результат 

       Опыт IT-компании

       Пять принципов системы мотивации компании «Майкрософт Украина»

      1. Управление исполнением. В начале  финансового года каждый сотрудник  определяет цели, которые он планирует  достичь по итогам года (определенный  объем продаж, реализация некоторых  проектов, достижение качественных  результатов). Переменная часть:  финансовая компенсация напрямую  зависит от того, выполнил ли сотрудник эти обязательства.

      2. Возможность вознаграждения. Помимо  бонусной части компенсации, существует  система наград: включение в список  лучших сотрудников, денежные  и неденежные премии, призы за лучшее индивидуальное и командное достижение, за самые высокие стандарты в обслуживании клиентов и партнеров.

      3. Карьерное развитие. Каждый год  сотрудники оценивают свой прогресс  и определяют дальнейший путь  развития совместно со своим  руководителем. Предоставляются обучающие программы, менторинг, коучинг и другие катализаторы карьерного роста.

      4. Управленческое совершенство (management excellence). Существует целый ряд программ развития для руководителей на всех уровнях.

      5. Улучшенное рабочее место. Сотрудник  может самостоятельно формировать  свой график работы, в том числе  работать из дому, пользоваться  корпоративным автомобилем. Предоставляется  мобильный доступ к корпоративной  сети. Обеспечиваются медицинское  страхование и страхование жизни. 

     4. Ведущие теории  мотивации

      Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.

       Первый подход основывается на  исследовании содержательной стороны  теории мотивации. Такие теории  базируются на изучении потребностей  человека, которые и являются  основными мотивом их проведения, а следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. рассмотрим подробнее эти теории.

        1. Теория мотивации по А. Маслоу.

        Первая из рассматриваемых теорий  называется иерархией потребностей  Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

     - физиологические потребности, необходимые  для выживания человека: в еде,  в воде, в отдыхе и т.д. ;

     - потребности в безопасности и  уверенности в будущем - защита  от физических и других опасностей  со стороны окружающего мира  и уверенность в том, что  физиологические потребности будут  удовлетворяться и в будущем, социальные потребности необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство “локтя” и поддержка;

     - потребности в уважении, в признании  окружающих и стремлении к  личным достижениям, потребность  самовыражения, т.е. потребность  в собственном росте и в  реализации своих потенциальных  возможностей.

       Первые две группы потребностей  первичные, а следующие три  вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

     ПОТРЕБНОСТИ

     5. В самовыражении 

     4. В уважении 

     3. В общении с людьми 

     2. В безопасности и социальной  защищенности 

     1. Физиологические 

         Смысл такого иерархического  построения заключается в том,  что приоритетны для человека  потребности более низких уровней  и это сказывается на его  мотивации. Другими словами, в  поведении человека более определяющим  является удовлетворение потребностей  сначала низких уровней, а затем,  по мере удовлетворения этих  потребностей, становятся стимулирующим  фактором и потребности более  высоких уровней. 

        Самая высокая потребность - потребность  самовыражения и роста человека  как личности - никогда не может  быть удовлетворена полностью,  поэтому процесс мотивации человека  через потребности бесконечен.

        Долг руководителя заключается  в том, чтобы тщательно наблюдать  за своими подчиненными, своевременно  выяснять, какие активные потребности  движут каждым из них, и принимать  решения по их реализации с  целью повышения эффективности  работы сотрудников. 

         2. Теория мотивации Дэвида Мак  Клелланда.

        С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:

     - стремлению к успеху,

     - стремлению к власти,

     - к признанию. 

        При таком утверждении успех  расценивается не как похвала  или признание со стороны коллег, а как личные достижения в  результате активной деятельности, как готовность участвовать в  принятии сложных решений и  нести за них персональную  ответственность. Стремление к  власти должно не только говорить  о честолюбии, но и показывать  умение человека успешно работать  на разных уровнях управления  в организациях, а стремление  к признанию - его способность  быть неформальным лидером, иметь  свое собственное мнение и  уметь убеждать окружающих в  его правильности.

      Согласно теории Мак Клелланда, люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

      Управлять такими потребностями  можно, подготавливая работников  к переходу по иерархии на  новые должности с помощью  их аттестации, направления на  курсы повышения квалификации  и т.д. Такие люди имеют широкий  круг общения и стремятся его  расширить. Их руководители должны  способствовать этому. 

        3. Теория мотивации Фредерика  Герцберга.

        Эта теория появилась в связи  с растущей необходимостью выяснить  влияние материальных и нематериальных  факторов на мотивацию человека.

      Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

       Факторы, влияющие на удовлетворенность  в работе 

     Гигиенические факторы 

     Мотивация

     Политика  фирмы и администрации 

     Успех

     Условия работы

     Продвижение по службе

     Заработок

     Признание и одобрение результата

     Межличностные отношения 

     Высокая степень ответственности 

        Степень непосредственного

        Возможность творческого и контроля за работой делового роста

Информация о работе Бизнес в современное время