Бизнес в современное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 12:15, реферат

Описание

Особое значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.
Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним единственным мотивом, а их совокупностью.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 38.09 Кб (Скачать документ)

Введение

     Особое  значение в трудовой деятельности человека играет мотивация.

     Мотивация является сложным психофизиологическим состоянием, которое характеризуется  совокупностью динамически иерархизированных побуждений человека к той или иной деятельности. Сложность в рассмотрении данной проблемы состоит в том, что любая деятельность - будь то труд, познание, общение и т.д. - полимотивирована. Она побуждается не одним единственным мотивом, а их совокупностью.

     Некоторые мотивы взаимно дополняют друг друга, некоторые находятся в конфликте. Они то усиливают друг друга, то искажают деятельность человека, отчего он, в  конце концов, затрудняется определить, почему он поступил так, а не иначе. Мало того, многие мотивы человеком не осознаются. Поэтому бессмысленно строить мотивационный процесс, а организации, опираясь лишь на отдельные составляющие сложного мотивационного комплекса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие мотивации  в современной  психологической  науке

     Мотивация-это  широкий круг явлений, побуждающих человека к деятельности. Само слово «мотив» - от лат. Moveo - «двигаю». Впервые термин «мотивация» употребил А.Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание.

     Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

     Термин  «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

     Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос, что побуждает человека к деятельности, каков мотив, «ради чего» он ее осуществляет, есть основа ее адекватной интерпретации. «Когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельности.

     Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. Существенно подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон  мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека, соотношение смысла и значения, интеграция побуждений и их смысловой контекст, направленность личности и динамика поведения, ориентировка в деятельности и т.д. 

     2. Процесс мотивации

     Стратегическое  управление фирмой требует огромных интеллектуальных и финансовых усилий руководства для оценки состояния  среды и выработки методов  управления для достижения корпоративных  целей. Эффективность вложения этих инвестиций во многом будет определяться тем, насколько персонал заинтересован в решении поставленных перед ним задач, особенно если это решение требует от него дополнительных усилий. Выработка и активизация (мотивация) определенного производственного поведения персонала - одна из важнейших задач, стоящих перед менеджментом.

     Мотивация - это совокупность движущих сил, которые  побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность.

     Процесс мотивации (мотивирования) строится вокруг потребностей человека, которые и  являются основным объектом воздействия  с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность - это ощущение недостатка в чем-либо, которое имеет индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, общие для всех людей (первичные потребности) получили название - нужда. Например, нужда в еде, сне и т. п. Приобретенные (вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в уважении, в достижении результата, любви и т. п.

     Пока  потребность существует, человек  испытывает дискомфорт, и именно поэтому  будет стремиться найти средства удовлетворения потребности (снять  стресс). Устраненная (удовлетворенная) потребность исчезает, но далеко не навсегда. Большинство потребностей возобновляются, при этом меняя форму  проявления, переходя на другой уровень  иерархии потребностей. Потребности  являются основным источником активности человека, как в практической, так  и познавательной деятельности.

     Осознанная  и сформулированная человеком потребность  далеко не всегда приводит к действию (мотиву) по ее устранению. Для этого  необходимы определенные условия:

     - наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность (хочу...) на уровне ощущений, что так дальше жить нельзя. Это условие является ключевым и определяет направление усилий для ресурсного обеспечения (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий развития способностей, знаний, навыков для удовлетворения потребностей (могу...).

     Исходя  из вышесказанного следует вывод, что мотивация - это создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.

     Мотивационный процесс включает:

     - оценку неудовлетворенных потребностей;

     - формулирование целей, направленных на удовлетворение потребностей;

     - определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

     Рассмотрим  элементы процесса мотивации более подробно.

     Стимулы играют роль раздражителей, воздействующих на работника извне с целью побуждения его к деятельности. Воздействие стимулов переводит существующие потребности в мотивы при условии соответствия их друг другу.

     В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия, других людей, обещания и обязательства, предоставляемые возможности и т. п., что желал бы получить человек за определенные действия (производственное поведение).

     Но  побуждение к деятельности может  идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). Здесь  источником побуждения является мотивационная  структура индивида, которая формируется  под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает  сам человек, сталкиваясь с задачей  или проблемой. Например, мотив достижения, познания и т. п. или мотив страха.

     Мотив - это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

     Один  и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как  внешним воздействием (стимулом - внешняя  мотивация), так и внутренней мотивационной  структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или  умелыми действиями руководителя.

     Можно выделить два направления поиска способа удовлетворения потребностей.

     Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям  целевую направленность. Примеры  мотивов, определяющих данный путь реализации потребностей: интерес, карьерный рост, самоутверждение и т. п.

     Поиск путей избежания каких-либо обстоятельств, объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

     Поведение человека приводит к конкретному  результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение  человека в сходных ситуациях  в будущем. При этом люди стремятся  повторить то поведение, которое  ассоциируется с удовлетворением  потребности, и избегать такого, которое  ассоциируется с неудовлетворенностью.

     Основная  задача менеджера - создавать и/или  активизировать те потребности персонала, которые могут быть удовлетворены  в рамках системы управления предприятия (подразделения).

     Эффективное управление персоналом предполагает гармоничное  сочетание стимулов, мотивации и  удовлетворения потребностей работников, посредством воздействия на содержание различных этапов (элементов) процесса мотивации. 

3. Специфика мотивации  трудовой деятельности

     Чтобы правильно построить систему  мотивации в организации, необходимо учитывать внутреннюю мотивацию  сотрудников, что для них более  важно — получить вознаграждение или избежать наказания.

       Эффективная мотивация сотрудников — это вершина менеджмента.

     Служба персонала в одиночку не может решить эту задачу. Она включает в себя много вопросов деятельности организации. Эффективная система мотивации — это вершина менеджмента. Построить реальную систему мотивации означает очень основательно разбираться в организации работы компании.

       Мотивация — это: 

       • побуждение сотрудников к  достижению целей компании при  одновременном соблюдении своих интересов;

       • процесс достижения баланса  между целями компании и сотрудника  для наиболее полного удовлетворения  потребностей обеих «договаривающихся сторон»;

       • создание условий отождествления  интересов организации и сотрудника, при которых то, что выгодно  и необходимо организации, становится  столь же необходимо и выгодно сотруднику.

       Для эффективной системы мотивации  необходимо совмещение внешней  и внутренней систем мотивации:

       • внутренняя мотивация определяет, какие критерии являются приоритетными  для конкретного человека. Приоритеты  могут меняться в разные моменты жизни;

       • внешняя мотивация — система  мотивации, которую ощущает сотрудник в организации.

       ТИПЫ МОТИВАЦИЙ (согласно Владимиру Герчикову)

      1. ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ (материальная) —  величина заработка и прочих  благ, получаемых в качестве вознаграждения.

      2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ — разнообразие, творческий характер работы, возможность  проявить себя, ориентация на  профессиональное совершенствование,  предпочитаемая самостоятельность в работе, развитое профессиональное достоинство.

      3. ПАТРИОТИЧЕСКАЯ — убежденность  в своей нужности для организации,  участие в реализации общего, важного для организации дела, готовность взять на себя дополнительную  ответственность за результаты общего дела.

      4. ХОЗЯЙСКАЯ — добровольно принятая  на себя личная ответственность  за выполняемую работу, стремление  к полной самостоятельности в работе.

      5. ЛЮМПЕНИЗИРОВАННАЯ — стремление  минимизировать свои усилия, низкая  цена рабочей силы, чрезвычайная зависимость от руководителя.

       Четыре ключевые составляющие системы мотивации:

      1. Материальная (экономическая) —  требование соответствия величины  материального вознаграждения усилиям,  квалификации сотрудника. Материальная  составляющая привязана к результатам  деятельности сотрудника (переменная  составляющая материального вознаграждения). Сотрудники, для которых материальная  составляющая мотивации является  доминирующей, в основном ориентированы  на борьбу за рост переменной  части вознаграждения и требуют  ясного ответа на вопросы: как,  что и когда сделать, и что за это будет?

Информация о работе Бизнес в современное время