Антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является закрепление и углубление знаний, полученных при изучении курса «Антикризисное управление», а также получение навыков в самостоятельном проведении диагностики экономического состояния предприятий, определении неудовлетворительной структуры баланса, анализе и оценке реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия и разработке плана мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1. Роль и место антикризисного управления в условиях развития рыночных отношений …………………………………………………………... 2
1.1. Сущность и содержание антикризисного управления …………………… 4
1.2. Роль и функции антикризисного управления на предприятиях строительного комплекса ………………………………………………………. 6
1.3. Строительное предприятие как хозяйствующий субъект рынка ………..10
Глава 2. Диагностика экономического состояния предприятия ……………...
2.1. Экспресс-анализ оценки ликвидности баланса организации ……………. 2.2. Анализ финансовой устойчивости организации ………………………….
2.3. Анализ деловой активности предприятия …………………………………
2.4. Анализ рентабельности предприятия ……………………………………...
2.5. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия ……………..
2.6. Анализ ликвидности баланса ……………………………………………..
2.7. Прогнозирование вероятности банкротства на основе Z-счета
Э. Альтмана (зарубежный опыт) ………………………………………………
2.8. Диагностика банкротства на основе оценки финансового состояния организации по показателям У. Бивера ………………………………………. 2.9. Прогнозирование вероятности банкротства на основе
Г. Спрингейта …………………………………………………………………..
2.10. Метод рейтинговой оценки финансового состояния организации…… 2.11. Оценка финансовой устойчивости организации на основе анализа показателей рыночной устойчивости.………………………………........... Глава 3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности организации ...…………………..
Заключение..……………………………………………………………………..
Библиографический список ……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Гумбе.doc

— 441.00 Кб (Скачать документ)

3. Составление соответствующих  сценариев возможных будущих  изменений состояния предприятия  посредством корректировки базового  прогноза.

4. Оптимизация  полученных прогнозов: анализ  полученных прогнозных оценок  и изучение возможности приближения  наиболее вероятного сценария  к оптимистичному. Оптимальным будет  считаться наилучший прогноз по критериям, ранжированным следующим образом:

    • реальность к реализации;
    • минимальный риск;
    • создание условий для возобновления и развития деятельности;
    • максимальная платежеспособность.

5. Изыскание  возможности снижения риска развития  предприятия по пессимистическому сценарию.

Задача прогнозирования  заключается в том, чтобы выявить предполагаемые тенденции в развитии деятельности строительного предприятия и дать оценку их устойчивости, а также сформировать теоретический аналог реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Этап 4. Антикризисное планирование. На данном этапе определяются основные показатели ожидаемого развития строительного предприятия с наименьшими затратами, а также выявляются источники и сроки погашения задолженности кредиторам.

Планирование  предусматривает финансовое и технико-экономическое обоснование хода и результатов предстоящего развития предприятия, систему взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных уровней, темпов и пропорций при наиболее рациональном использовании ресурсов, составление графика погашения задолженности кредиторам, оценку риска от невыполнения плана и распределение ответственности в этом случае.

Прогнозирование и планирование взаимосвязаны между, собой. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные характеристики состояния строительного предприятия, достижение которых ожидается в реальных условиях. Для плановых разработок используется оптимальный прогнозный вариант, который уточняется, детализируется и конкретизируется.

В антикризисном  управлении различают два типа планирования: планирование профилактических мер, нацеливающее на предотвращение надвигающегося кризиса, и планирование финансового оздоровления предприятия, пребывающего в состоянии кризиса.

Этапы 5 и 6. Принятие и организация выполнения антикризисных управленческих решений. Антикризисные управленческие решения — результат диагностики, антикризисного прогнозирования и планирования.

Антикризисное управленческое решение должно отвечать на следующие вопросы:

    1. что делать?
    2. что делать в первую очередь?
    3. как делать?
    4. с какими производственными затратами?
    5. в каком количестве?
    6. в какие сроки?
    7. где?
    8. что даст выполнение решения?

Процесс принятия управленческого  решения включает следующие операции: подготовку к работе, выявление проблем и формулирование целей; поиск информации и ее обработку; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; дробление целей и формулирование заданий подчинённым; оформление необходимых документов.

Качество управленческого решения — это совокупность параметров решения, обеспечивающих реальность его реализации. К таким параметрам относятся:

  • показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности (при отсутствии количественных показателей показатель энтропии приближается к нулю);
  • степень риска вложения инвестиций;
  • вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;
  • степень адекватности теоретической модели фактическим данным, на оснований которых она была разработана.

Управленческие  решения различают следующим  образом.

а) По методу их выработки:

  • интуитивные — основанные на собственном ощущении, интуиции руководителя;
  • осмысленные — основанные на суждении, здравом смысле, осмыслении ситуации;
  • рациональные — опирающиеся на строгие расчеты, полученные с применением методов экономического анализа, обоснования и оптимизации.

б) По проявлению характера и настроения руководителя:

  • уравновешенные — принятые внимательными, критически относящимися к своим действиям руководителями;
  • импульсивные — принятые «с наскока» и не подкрепленные экономическими обоснованиями;
  • инертные — результат осторожного поиска с преобладанием консервативных подходов и ограниченным использованием инноваций;
  • рискованные — не имеющие обоснования и основанные на уверенности руководителя в успешном исходе дела;
  • осторожные — отличающиеся сверхкритичным подходом к делу и характеризующиеся тщательностью оценки всевозможных вариантов.

Этап 7. Осуществление антикризисных процедур. Антикризисная процедура понимается как мера, направленная на повышение платежеспособности строительного предприятия. Этот вид работы охватывает весь объект антикризисного управления и определяет результат его изменения. Ключевой вопрос: что надо делать, чтобы успешно управлять предприятием в преддверии, в процессе и после кризиса?

Все антикризисные  процедуры по выполняемым ими  функциям можно объединить в две группы: процедуры-доноры, приносящие предприятию средства, значительно преобладающие над затратами, связанными с их проведением; и процедуры-реципиенты — наоборот, потребляющие средства на их проведение и нацеленные на перспективную их отдачу.

Эффективность реализации антикризисных процедур оценивается по результативности их влияний на улучшение состояния  строительного предприятия.

Процесс реализации антикризисных процедур применительно  к деятельности предприятия-должника называется антикризисным процессом.

Этап 8. Преодоление конфликтов. Антикризисное управление сопряжено с возникновением различных внешних и внутренних конфликтов: между руководителем и собственниками предприятия из-за уменьшения или отказа последним в выплате доходов по взносам в уставный капитал; между руководителем и персоналом по причине кадровых передвижек и высвобождений; между представителями старой и новой команд управления в борьбе за упущенную власть; между участниками управляющей команды по причине разных взглядов на управление развитием предприятия; между предприятием и кредиторами из-за допущенных просрочек платежей; между предприятием и государственными органами по той же причине, Их профилактика и преодоление осуществляется в соответствии с известными конфликтологии методами.

Этап 9. Учет результатов осуществления  антикризисных процедур. Учет выполнения всех планов, программ, заданий по антикризисному управлению должен быть организован по таким показателям, как количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов целесообразно организовать по всем видам ресурсов, видам деятельности, выпускаемой продукции, стадиям ее жизненного цикла, а также по отделам, службам и подразделениям, по товарным рынкам. Требования к системе учета:

    • возможность вносить исправления и уточнения;
    • наглядность и простота в использовании;
    • обеспечение учета показателей по всем подсистемам антикризисного управления и внешней среды строительного предприятия;
    • учет всех показателей в динамике;
    • обеспечение сопоставимости показателей;
    • автоматизация учета.

Этап 10. Контроль за ходом выполнения решений. Специалисты выделяют следующие виды контроля:

1) по стадии жизненного цикла продукции — контроль на стадии стратегического маркетинга, НИОКР, производства, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта;

2) по виду объекта - контроль предметов труда, средств производства, технологии, организации процессов, условий труда, окружающей природной среды, документов, информации;

3) по стадии производственного процесса — контроль входной, операционный, готовой продукции, транспортирования и хранения;

4) по исполнителям — самоконтроль, контроль менеджера и отдела технического контроля, инспекционный, государственный и т.д. ;

5) по возможности дальнейшего использования результатов контроля — разрушающий и помогающий;

6) по степени охвата объекта — сплошной и выборочный;

7) по характеру принимаемого решения — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям);

8) по режиму — усиленный и нормальный;

9) по степени механизации — ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический;

10) по периоду охвата — предварительный, текущий, заключительный;

11) по способу получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

12) по периодичности выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический.

Нормативы контроля устанавливаются на стадии планирования. Они должны быть обоснованными, однозначными в прочтении, выполнимыми и иметь некоторый резерв. Они могут корректироваться на стадии контроля, так как тогда имеется больше информации, чем при планировании. При невыполнении нормативов необходимо тщательно проанализировать ситуацию и своевременно внести соответствующие коррективы.

Предметы  контроля можно классифицировать следующим образом:

  • достоверность прогнозов воспроизводственных циклов;
  • рыночная стратегия фирмы, цели ее развития на перспективу;
  • нормативы конкурентоспособности товаров на конкретных рынках;
  • показатели качества и ресурсоемкое продукции предприятия и конкурентов;
  • показатели организационно-технического уровня производства предприятия и конкурентов;
  • показатели социального развития трудового коллектива;
  • показатели охраны окружающей среды;
  • отражение функций управления в положениях о подразделениях и должностных инструкциях;
  • наличие нормативно-методических документов, регламентирующих функции управления;
  • обоснованность состава и качества нормативов расхода различных ресурсов по конкретным видам продукции и стадиям их жизненного цикла;
  • параметры микросреды: экономические, социальные, политические, научно-технические, рыночные, природно-климатические;
  • показатели развития инфраструктуры региона;
  • показатели микросреды предприятия: клиентура, конкуренты и т.п.;
  • обоснованность организационной и производственной структур предприятия;
  • обеспеченность и эффективность использования кадрами;
  • социально-психологический климат в коллективе;
  • социальные, психологические и экономические методы повышения эффективности управления.

Этап 11. Мотивация и регулирование  выполнения решений. Руководители воплощают свои решения в дела, применяя на практике принципы стимулирования и мотивации.

Из всего  вышесказанного следует вывод, что  процесс антикризисного управления является цикличным: диагностика —  маркетинг—планирование — принятие управленческого решения — организация его выполнения — мотивация — учет результатов — контроль — диагностика — и т.п. (до момента выхода из кризиса). Цикличность достигается посредством обратной связи, изображенной на рис. 2.2 в виде стрелок. Ее функция видится в непрерывной и последовательной адаптации всей системы антикризисного управления к изменениям конъюнктуры внешней среды.

 

§ 1.3. Строительное предприятие как  хозяйствующий субъект рынка

Основные сведения о  ЗАО «ПионерСтрой»:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика экономического состояния строительного предприятия.

По данным бухгалтерской и финансовой отчётности строительного предприятия «ПионерСтрой» за последний отчетный период (год) была выполнена диагностика экономического состояния, используя:

 

2.1. Экспресс-анализ оценки ликвидности баланса строительного предприятия  (зарубежный опыт).

Для оценки реальной ликвидности  предриятия был проведен анализ структуры активов, оценка их реальной рыночной стоимости и как быстро эти активы могут быть превращены в деньги, ликвидность которых принимается за 100%. Анализ ликвидности баланса сводится к проверке того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.

Для целей экспресс-анализа представлен баланс организации в следующем виде:

Актив

Тыс.руб.

Пассив

Тыс.руб.

Текущие активы

 

1496

Краткосрочные обязательства 

-

Основные средства

4

Долгосрочные обязательства 

-

Нематериальные активы

-

Собственный капитал 

 

199

Сумма активов

 

1500

Сумма пассивов

 

199

Информация о работе Антикризисное управление