Учет материалов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Материалы представляют собой одну из составных частей имущества хозяйствующего субъекта, необходимую для нормального осуществления и расширения его деятельности.
Материалы обслуживают сферу производства и являются его материальной основой. Они необходимы для обеспечения процесса производства продукции, образования стоимости.

Содержание

Введение 3
1.Методика учета материалов 6
2.Экономическая характеристика ОАО «ЭЛЕКТРА» 9
2.1.Учет материалов в ОАО «ЭЛЕКТРО» 11
2.2.Учет поступления материалов 12
2.3.Учет выбытия материалов 14
2.4.Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии 16
3. Пути совершенствования учета материалов на ОАО «ЭЛЕКТРО» 18
Заключение 20
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)

    2.2. Учет поступления материалов.  

    Для получения материалов со склада поставщика или от транспортной организации  уполномоченному лицу ОАО «ЭЛЕКТРО» выписывается доверенность на их получение. Затем сопроводительные документы на поступившие покупателю грузы передаются в отдел материально-технического снабжения для приемки и оприходования материалов. На складе проверяется соответствие качества, ассортимента и количества материалов данным расчетных и сопроводительных документов поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

    При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя.

    Например, ОАО «ЭЛЕКТРО» приобрело у ООО «РИЦ» тупиковые упоры СК-2.02 зав. №№ 449-452 в количестве 4 штук по цене 12885,60 рублей. При этом была выписана товарная накладная № 009 от 06.09.2011, при поступлении материалов заведующий складом ОАО «ЭЛЕКТРО» на основании выданной доверенности (приложение 1), расписался в получении материалов и оприходовал их, заполнив приходный ордер (приложение 2). При получении товарной накладной делаются следующие проводки:

    Д10 К60 -51542,40руб.- отражена задолженность  ОАО «ЭЛЕКТРО» перед ООО «РИЦ» за приобретенные материальные ценности;

    Д19 К60 -9277,63руб.- выделен НДС по приобретенным  материалам.

    При поступлении материалов, приобретенных подотчетными лицами за наличный расчет, основанием для оформления приходного ордера являются товарный чек, квитанция приходного кассового ордера, акт (справка) о покупке на рынке или у населения.

    Например, ОАО «ЭЛЕКТРО» 25 августа 2011г. приобрело у Семенова В.Н. шланги высокого давления для лущильной линии в количестве 20 штук по цене 25 рублей. При этом был составлен акт закупки товарно-материальных ценностей. В нем указаны состав комиссии, паспортные данные продавца, данные по приобретенным материалам. Акт подписан членами комиссии и зав. складом. При этом делается следующая проводка:

    Д10 К76 -500 руб.- отражена задолженность  ОАО «ЭЛЕКТРО» перед Семеновым В.Н. за приобретенные материалы.

    Если  при приемке материалов от поставщиков на складе ОАО «ЭЛЕКТРО» установлено расхождение с данными сопроводительных документов, либо условиями договоров, а также в случае неотфактурованной поставки, специальной комиссией с участием представителя поставщика или независимой организации составляется акт о приемке материалов (приложение 3) в двух экземплярах. При этом приходный ордер не выписывается, приемный акт является одновременно приходным документом и основанием для предъявления претензий и исков к поставщику или транспортной организации, уточнения расчетов с поставщиком.

    Например, при приемке груза от ООО «Ками-Станкоагрегат» на материальный склад было установлено  отсутствие газовой горелки «Уголек» и паспорта к ней. При этом был  составлен акт №3 от 10.09.2011 приемки груза на материальный склад (приложение 4), в котором указаны состав комиссии, установленное расхождение с данными сопроводительных документов. Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителем организации.

    На  основании акта в бухгалтерском  учете производится запись:

    Д76 «Расчеты с разными дебиторами и  кредиторами», субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» К60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - 2560 руб.

    Материалы, поступившие на склад в порядке  внутреннего перемещения из подразделений  организации в случаях возврата ресурсов, сдачи отходов, брака материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств, оформляются требованием-накладной (приложение 5). Составляется она в двух экземплярах материально ответственными лицами склада или цеха, сдающего ценности, подписывается названными лицами и получателями. Один экземпляр документа предназначен для списания ценностей подразделением-поставщиком, второй - для оприходования ценностей подразделением-получателем. Требование-накладная может использоваться для оформления отпуска материалов сверх установленных норм и лимита, по замене с разрешения руководителя или главного инженера. В этом случае, как правило, на бланке документа по диагонали наносится отличительная полоса. На основании требования-накладной в лимитной карте заменяемого материала корректируется лимит. Изменение лимита производится теми лицами, которым предоставлено такое право. В требовании-накладной указываются причины сверхлимитного отпуска материалов (например, исправление брака, покрытие перерасхода материалов), ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к требованию-накладной следует прилагать акты (извещения) о браке с указанием кода изделия, детали, заказа, по которым изготовлена забракованная продукция. Поступление материальных ценностей в порядке внутреннего перемещения между подразделениями организации в бухгалтерском учете отражается внутренними оборотами по счету.[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    \

    2.3. Учет выбытия материалов. 

    В соответствии с учетной политикой  ОАО «ЭЛЕКТРО» материалы списываются в производство по средней стоимости.

    В ОАО «ЭЛЕКТРО» материалы отпускаются со складов организации непосредственно в производственные цеха. Отпуск материалов со складов, в том числе и другим организациям, осуществляется материально-ответственными лицами.

    Порядок отпуска материалов со складов и  кладовых подразделений устанавливает  руководитель подразделения по согласованию с главным бухгалтером организации. Из цеховых складов и кладовых материалы передаются в производство на участки, бригадам, на рабочие места в соответствии с установленными лимитами, нормами и объемами производственной программы. Отпуск сверх норм и лимитов либо замена производится в порядке, установленном организацией при наличии разрешения руководителя либо уполномоченных лиц.

    Накладные составляют материально ответственные  лица участка, отпускающего ценности. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают с  кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

    Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы  отпущены основному производству);

    Кредит  счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

    Отпуск  материалов сторонним организациям оформляют акт продажи товарно-материальных ценностей, которые выписывает отдел снабжения, как правило, в трех экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов: первый экземпляр остается на складе и является основанием для аналитического и синтетического учета материалов, второй передается получателю материалов по предъявлении получателем заполненной в установленном порядке доверенности на получение ценностей, а третий - в бухгалтерию. Если материалы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов.

    Проданные материалы списывают с кредита  счета 10 в дебет счета 91 «Прочие  доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

    Например, Смирнов И.Ю. 9 августа 2011г. приобрел вентиляторы в количестве 5 штук у ОАО «ЭЛЕКТРО». При этом был составлен акт продажи товарно-материальных ценностей от 9.08.11, в котором указаны состав комиссии, данные по проданным материалам. Он подписан членами комиссии и зав. складом и утвержден директором ОАО «ЭЛЕКТРО». Делается следующая проводка:

    Д91 К10 - 2750 руб. - списаны проданные материалы;

    Д76 К91 - 2750 руб. - отражена задолженность  Смирнова И.Ю. перед ОАО «ЭЛЕКТРО»;

    Д91 К68 - 419,50 руб. - отражена задолженность  перед бюджетом за проданные материалы.

    Необходимо  отметить, что если при продаже  или обмене материалов не исполнены необходимые условия признания выручки, то отпущенные материалы списываются с кредита счета 10 не в дебет счета 91, а в дебет счета 45 «Товары отгруженные». После признания выручки от продажи материалов они списываются с кредита счета 45 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

    Списание  материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица. Материалы, пришедшие в негодность по истечении сроков хранения, морально устаревшие, при выявлении недостач, хищений или порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий, списываются с учета. Комиссия производит осмотр материалов, устанавливает причину их непригодности к использованию и виновных в этом лиц, выявляет возможность применения материалов на другие цели или их продажи, совместно с экономическими службами производит оценку отходов и материалов при понижении их физических свойств, осуществляет контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию материальных ценностей.

    В установленные дни документы  по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.[2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.4. Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии. 

    Количественный  учет наличия и движения материальных ценностей на складах материально ответственное лицо ведет в карточках учета. Карточка учета материалов (приложение 6) заполняется на каждый номенклатурный номер материала. Записи в карточках складского учета осуществляются материально ответственными лицами на основании первичных документов учета поступления и выбытия материалов в день совершения операции. В карточках учета материалов систематически выводятся остатки ценностей по их видам, сортам, размерам и другим технико-эксплуатационным параметрам, что позволяет своевременно обеспечить руководство организации, службы снабжения и маркетинга информацией, необходимой для управления запасами, выявления неиспользуемых материалов сверхнормативных запасов. По истечении календарного года на карточках учета материалов выводятся остатки на 1 января следующего года, которые переносятся во вновь открытые карточки на следующий год. Карточки истекшего года закрываются, брошюруются и сдаются в архив организации. По указанию руководителя службы снабжения и разрешению главного бухгалтера карточки учета материалов могут продолжаться и в следующем календарном году, а также закрываться и открываться в середине года. Выдаются они заведующему складом под расписку на основании реестра, в котором указываются регистрационные номера карточек и их количество.

    Также для учета материальных ценностей  используются инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3). Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).

    Например, 30-31 декабря 2010 года была произведена инвентаризация в заготовительном цехе. При этом составлена инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, в которой указаны все материальные ценности по данным бухгалтерского учета и фактического наличия как по количеству, так и в денежном измерении. Данная опись подписана председателем и членами комиссии, а также лицами, ответственными за сохранность товарно-материальных ценностей. Расхождений по результатам описи не выявлено.

    Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной  инвентаризации, отражаются в бухгалтерском  учете коммерческих организаций  как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы», кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»). При выявлении фактов недостач, хищений, порчи материалов их фактическая себестоимость или ее часть (при порче материалов) списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    Со  счета 94 стоимость недостающих и  испорченных материалов списывают  на счета издержек производства и  обращения (если потери в пределах норм), в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом).

    Стоимость материалов, утраченных в результате стихийных бедствий или иных форс-мажорных обстоятельств, списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Материалы, израсходованные при ликвидации последствий стихийных бедствий, также списываются со счета 10 на счет 99.

    Работники бухгалтерии, ведущие учет материальных запасов, обязаны систематически, в  установленные организацией сроки, но не реже одного раза в месяц проводить  на складах в присутствии заведующего  складом проверку своевременности  и правильности оформления первичных документов по складским операциям, записей операций в карточках учета, полноты и своевременности сдачи документов в бухгалтерскую службу. Бухгалтер сверяет записи в карточках учета материалов с первичными документами и подтверждает своей подписью правильность выведения остатков.

Информация о работе Учет материалов на предприятии