Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является: рассмотреть на примере конкретной организации порядок учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
изучить научную и учебную литературу, а также действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета по данной теме;
выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами

Нормативное регулирование учета с дебиторами и кредиторами
6
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
8
Особенности организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
12
Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности
20
Глава 2. Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»

2.1. Краткая характеристика ООО «Маугли»
25
2.2. Постановка учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли»
29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»
34
Заключение
37
Список использованных источников
39
Приложения

Работа состоит из  1 файл

учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

Бухгалтерия, возглавляемая  Главным бухгалтером, осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных  операций с материальными и денежными  ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

Состав бухгалтерской  службы – 4 человека: главный бухгалтер, 2 бухгалтера по расчетам с дебиторами и кредиторами; бухгалтер по учету  денежных операций.

Руководителем технического отдела является старший водитель-экспедитор, в его подчинении находятся: водитель-экспедитор и грузчики. Данный отдел занимается снабжением предприятия, организовывает мероприятия по снабжению компании транспортом, а также разрабатывает схему маршрутов автотранспорта.

Коммерческий  отдел – производит финансовые расчеты  с заказчиками и поставщиками, связанные с реализацией готовой  продукции, приобретением необходимого сырья, топлива, материалов и т.д. В  задачи этого отдела входит также  получение кредитов в банке, своевременный возврат ссуд, взаимоотношение с государственным бюджетом.

Учет на предприятии  ведется с применением компьютерной программы «1С: Бухгалтерия 7.7.», метод  определения выручки- по отгрузке.

Бухгалтерский учет на предприятии ведется согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и другим нормативно- инструктивным документам с учетом последующих дополнений и изменений в них.

Предприятием, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998года №60н (в последней редакции от 11.03.2009),разработана учетная политика. На 2010 г. учетная политика принята Приказом по предприятию №1 от 31.12.2009. Она в полном объеме раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятия решений пользователями бухгалтерской отчетности; а именно: способ погашения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, признание прибыли от реализации продукции и другие способы, без знания, о применении которых пользователем бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота и результатов деятельности предприятия.

Бухгалтер по учету  денежных операций занимается составлением первичных учетных документов, кассовой книги, авансовых отчетов, ведение  банковских операций, осуществляет контроль за кассовой дисциплиной в организации. Также в обязанности бухгалтера по учету денежных операций входят следующие операции: складской учет, списание материалов, контроль за правильностью списания горюче-смазочных материалов водителями. Данные ежемесячно предоставляются главному бухгалтеру.

Бухгалтер по расчетам с дебиторами и кредиторами рассчитывает заработную плату работников, статистическую отчетность, заполняет книгу доходов и расходов для субъектов малого предпринимательств и ведет расчеты по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Данные ежеквартально предоставляются главному бухгалтеру.

Главный бухгалтер  на основании этих данных составляет квартальную отчетность, начисляет  налоги и высчитывает полученную прибыль. Не позднее 5 числа каждого  квартала, следующего за отчетным, главный  бухгалтер предоставляет отчетность генеральному директору для проведения анализа, а также предоставляет данные в налоговые органы. По распоряжению генерального директора составляет прогнозные показатели прибыльности, рентабельности, формирует учетную политику на следующий год.

Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» в  учетной политике утверждаются:

Рабочий план счетов;

Формы первичных  учетных документов;

Порядок проведения инвентаризации;

Правила документооборота;

Порядок контроля за хозяйственными операциями и др.

Бухгалтерия в  своей деятельности руководствуется  положением о бухгалтерии, учетной  политикой предприятия.

Бухгалтерский учет ведется с применением журнально–ордерной и компьютеризованной формы учета. Ответственность за организацию  бухгалтерского учета несет руководитель предприятия.

Бухгалтерский учет в ООО «Маугли» осуществляется бухгалтерией, возглавляемой главным  бухгалтером. Главный бухгалтер  обеспечивает контроль и отражение  на счетах всех хозяйственных операций, предоставление оперативной и результативной информации в установленные сроки по схеме документооборота.

Финансовое  положение предприятия может  рассматриваться на основании показателей  отчетности за 2007 – 2009 гг. на основании  отчета о прибылях и убытках, приведенного таблице2.1. (в таблице приведены показатели из отчетности ООО «Маугли»)

 

Таблица.2.1

Показатели  отчётов о прибылях и убытках, тыс. руб.

Показатели

2007

2008

2009

Чистая выручка  от реализации

4005

5768

6568

Себестоимость реализации

3337

4806

5473

Валовая прибыль  от реализации

668

962

1095

Реализационные, общие и административные расходы

188

56

857

Резерв под  уменьшение стоимости основных средств  до оценочной восстановительной  стоимости

0

0

0

Расходы на НИОКР

0

27

32

Прочие операционные расходы

29

394

568

Прибыль (убыток) от основной деятельности

451

10,2

11

Расходы на выплату  процентов

0

75

63

(Убыток) прибыль  от курсовой разницы

0

7

5

Прибыль по денежной позиции

25

115

89

Прибыль в результате уменьшения и списания задолженности  по налогам и прочим заемным средствам

0

226

170

Эффект от признания  финансовых инструментов, нетто

0

0

20

Прибыль (убыток) до налогообложения

476

394

432

Текущие расходы  по налогу на прибыль

114

93

119

(Расходы) выгода  по отложенному налогу на прибыль

54

123

86

Чистая прибыль (убыток)

362

79

331


 

Как видно из таблицы, выручка от реализации с  каждым годом растет, в 2009 году увеличение составило 14 % по сравнению с 2008 годом  и 463 % по сравнению с 2007 годом. Однако себестоимость продаж при таком  росте выручки увеличилась в 2009 году на 11 % по сравнению с 2008 и на 1823 % в 2007 году соответственно. Чистая прибыль возросла в 3 раза и составила  
3311 тыс. рублей в 2009 году по сравнению с 2008 (791 тыс. руб.) и в 10 раз по итогам 2007 года (295 тыс. руб.).

 Таким образом,  увеличение выручки на 14 % повлекло увеличение чистой прибыли в 3 раза (318 %) по итогам 2008 года и в 10 раз (на 1 022 %) в конце 2007 года, таким образом, можно сделать вывод, что предприятие является динамично развивающимся и есть все основания полагать, что финансовое состояние данного предприятия является стабильным и устойчивым.

 

 

2.2. Постановка  учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли»

 

В ООО «Маугли» для обобщения информации о расчетах с поставщиками используется счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". К счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» открыты субсчета:

60-1 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками  в рублях";

60-2 "Авансы  выданные".

По кредиту  счета 60-1 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" учитывается задолженность предприятия за отгруженные товары (работы, услуги). Счет 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» дебетуется в случае погашения задолженности перед поставщиком:

-путем списания денежных средств с расчетного счета, в этом случае 
делается следующая бухгалтерская запись: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 51 «Расчетные счета» на сумму погашенной задолженности;

-уплатой наличных денежных средств: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 50 «Касса организации» на сумму погашенной задолженности;

-при проведении взаимозачета: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на сумму зачета взаимных требований.

На субсчете 60-2 "Авансы выданные" учитываются  операции, когда предприятие осуществляет авансовые платежи в счет предстоящих поставок товаро-материальных ценностей.

В этом случае дебетуется счет 60-2 "Авансы выданные" и кредитуются  счета 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса организации», таким образом, в отчетном периоде  формируется дебиторская задолженность.

При расчетах по таким операциям как страхование  имущества организаций, расчеты  по претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В ООО «Маугли» действует форма расчетов с поставщиками, основанная на использовании выписываемого документа (например, накладной). На предъявленные к оплате счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета: 10 «Материалы», 01 «Основные средства» или счета по учету соответствующих расходов: 44 «Расходы на продажу», 41 «Товары». Задолженность на счете 60 отражают в пределах сумм акцепта.

При обнаружении  недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных  договором и арифметических ошибок, делают запись:

Дебет 76.2 Кредит 60 - на соответствующую сумму.

Если поставщик  выставляет счет по авансовым платежам за разного рода услуги, то они относятся  на счет 97 "Расходы будущих периодов". Со счета 97 «Расходы будущих периодов» расходы списывают на счета затрат на производство по периодам, к которым они относятся.

В случае отсутствия средств на счете плательщика  оплата пени поставщику за несвоевременный  платеж относится на счет 99 "Прибыли  и убытки".

В случае, когда  оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то их относят на счет 98 "Доходы будущих периодов", а в отчетный период списывают на счет расходов на продажу.

Также в организации  используется счет 94 "Недостачи и  потери от порчи материальных ценностей", на котором списываются суммы потерь, превышающие нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами, несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти суммы относятся на счет 76 "Расчеты по претензиям", а если они отклонены, списываются на счет 99 "Прибыли и убытки".

Когда расчеты  производятся с помощью векселей, то покупатель (плательщик) выдает поставщику вексель (в векселе обуславливается порядок расчетов, и он является акцептованным платежным документом), при этом задолженность, обеспеченная векселями, не списывается со счета 60. При наступлении срока оплаты банк списывает со счет векселедателя обозначенную сумму. Следует бухгалтерская проводка:

Дебет 60 Кредит 66 "Краткосрочные займы". За предоставленные  краткосрочные займы предприятие  выплачивает банку-кредитору проценты, которые относятся на счета издержек производства или обращения.

При получении  от поставщика материальных ценностей, делается запись по кредиту счета 60:

Дебет 08(10,41,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед поставщиком материальных ценностей.

Эту проводку отражают, когда право собственности на эти ценности перешло организации.

Если принимается  выполненная работа (оказанные услуги), задолженность перед подрядчиком отражается так:

Дебет 20(26,44,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед подрядчиком по выполненным работам, оказанным услугам.

Если поставщик (подрядчик) является плательщиком НДС, то отражается и сумма налога:

Дебет 19 Кредит 60 — учтен НДС, подлежащий уплате поставщику;

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 —  НДС принят к вычету.

Эти записи делаются на основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в котором  выделена сумма НДС.

Погашение задолженности  перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60.

При перечислении поставщику товаров денежных средств  делается проводка:

Дебет 60 Кредит 50(51,52,...) — перечислены деньги поставщику (подрядчику).

Если поставщик является одновременно и покупателем товаров ООО «Маугли», то можно произвести взаимозачет. Действует следующий порядок принятия к вычету НДС при взаимозачете.

Налог, который  принят к вычету при оприходовании  продукции, необходимо перечислить "живыми" деньгами поставщику продукции при проведении зачета.

Отражается  это так:

Дебет 60 Кредит 62 (76) — произведен взаимозачет задолженностей (без НДС);

Дебет 60 Кредит 51 — предъявленная сумма НДС  перечислена поставщику.

Если в счет предстоящей поставки материальных ценностей (работ, услуг) ООО «Маугли» перечислила поставщику аванс, то открывается к счету 60 отдельный субсчет "Расчеты по авансам выданным".

Выданный аванс  отразится:

Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 50(51,52,...) выдан аванс поставщику (подрядчику).

При поступлении  материальных ценностей (приемке выполненных  работ, оказанных услуг), в счет которых  был перечислен аванс, делается проводка:

Дебет 08 (10,20,26,41,...) Кредит 60 — оприходованы материальные ценности (работы, услуги), в счет оплаты которых был перечислен аванс.

Одновременно  отражается НДС по оприходованным материальным ценностям (работам, услугам):

Дебет 19 Кредит 60 — учтена сумма НДС на основании  счета-фактуры поставщика (подрядчика);

Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС по материальным ценностям (работам, услугам) принят к вычету.

Затем делается проводку по зачету аванса:

Информация о работе Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами