Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 15:54, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является: рассмотреть на примере конкретной организации порядок учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами.
Для достижения поставленной цели были выявлены следующие задачи:
изучить научную и учебную литературу, а также действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
проанализировать деятельность действующего предприятия в области бухгалтерского учета по данной теме;
выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами;
разработать мероприятия по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на предприятии.

Содержание

Введение
4
Глава 1. Теоретические основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами

Нормативное регулирование учета с дебиторами и кредиторами
6
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности
8
Особенности организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами
12
Учет списания дебиторской и кредиторской задолженности. Сроки исковой давности
20
Глава 2. Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»

2.1. Краткая характеристика ООО «Маугли»
25
2.2. Постановка учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами на ООО «Маугли»
29
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Маугли»
34
Заключение
37
Список использованных источников
39
Приложения

Работа состоит из  1 файл

учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

В соответствии с п. 2.2 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации утв. ЦБ РФ 03.10.2002 № 2-П (в ред. от 22.01.2008)  банки  осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов. Последние представляют собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

  • распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
  • распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

На основании Положения  ЦБ РФ выделяют следующие формы расчетных  документов:

  • платежные поручения;
  • аккредитивы;
  • чеки;
  • платежные требования;
  • инкассовые поручения.

Платежное поручение—это поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении определенной суммы со своего счета на счет третьего лица [3].

Платежными поручениями могут производиться:

  • перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
  • перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
  • перечисления денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)депозитов и уплаты процентов по ним;
  • перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Расчеты по аккредитиву - заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель против представленных получателем документов, определенных условиями аккредитива [3].

Действующее законодательство предусматривает следующие виды аккредитивов:

  • покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);
  • отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

В каждом аккредитиве  должно ясно указываться, является ли он отзывным или безотзывным. При  отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком.

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован  без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Расчеты чеками. Легальное понятие чека закреплено законодателем в чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

Чек принадлежит к  так называемым неэмиссионным ценным бумагам и, соответственно, чековое  обращение не регулируется Законом  «О рынке ценных бумаг».

Чек как ценная бумага может выступать в качестве самостоятельного объекта гражданско-правовых сделок.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.

Чеки действительны  в течение 10 дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые по приемосдаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги.

Чеки выписываются в  момент установления суммы платежа.

Отличительной чертой отношений  по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников данных отношений выступают чекодатель, чекодержатель и плательщик.

Чекодатель — это  лицо, выписавшее чек.

Чекодержатель — лицо, являющееся владельцем выписанного  чека.

Плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.

 При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента и за его счет совершить действия по истребованию от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк) [3].

Инкассовое поручение  может оформляться с помощью  таких расчетных документов, как  платежное требование, платежное  требование-поручение, а также с  помощью векселя и чека.

Платежи по инкассо осуществляются с использованием двух инструментов:

  • платежного требования, оплата которого может производиться или по распоряжению плательщика («с акцептом»), или без его распоряжения («без акцепта»),
  • инкассового поручения, оплата которого производится без согласия плательщика.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в  очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ними ответственность в соответствии с законодательством.

Центральным банком Российской Федерации установлено  указание от 20.06.2007 №1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»  на случаи расчетов наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями. Установлено ограничение для юридических лиц при осуществлении ими расчетов наличными деньгами. Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов наличными деньгами установлен в размере 100000 рублей по одной сделке. Согласно Кодекса к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения [4].

 

 

    1. Особенности организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами

 

Для обобщения информации обо всех видах расчетов организаций  с юридическими и физическими  лицами предназначены счета VI раздела Плана счетов – Расчеты.

Для учета дебиторской  задолженности, обусловленную процессами основной деятельности организации, системой счетов бухгалтерского учета предусмотрены  счета:

    • Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
    • Счет 62- «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
    • Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При покупке организацией товаров, работ или услуг у  других юридических и физических лиц и осуществлении расчетов с ними возникают обязательства, представляющие собой кредиторскую задолженность. Организации и лица, которым должна данная организация, называются кредиторами.

Кредиторов, задолженность  которым возникла в связи с  покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по оплате труда своим работникам (начисленная, но не выплаченная), задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами и прочие отчисления называют обязательствами по распределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим нетоварным операциям, называют прочими кредиторами.

Для учета кредиторской задолженности используются счета:

  • Счет 60-«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
  • Счет 76- «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

Для учета расчетов организации с поставщиками и  подрядчиками за приобретенное сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также за потребленные услуги (электроэнергию, воду, газ и пр.) и работы (текущий и капитальный ремонт, строительство и пр.) в системе счетов бухгалтерского учета используют самостоятельный синтетический счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

- полученные  товарно-материальные ценности, принятые  выполненные работы и потребленные  услуги,  по доставке и переработке  материальных ценностей, расчетные  документы на которые акцептованы  и подлежат оплате через банк;

- товарно-материальные  ценности, работы и услуги, на  которые расчетные документы  от поставщиков или подрядчиков  не поступили (неотфактурованные  поставки);

- излишки товарно-материальных  ценностей, выявленные при их  приемке;

- полученные  услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  кредитуется на стоимость принимаемых  к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или счетов учета соответствующих затрат. За услуги по доставке материальных ценностей, а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.

Независимо  от оценки товарно-материальных ценностей  в аналитическом учете счет 60 в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших товарно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин против отфактурованного количества, а также если при проверке счета поставщика или подрядчика (после того, как счет был акцептован) были обнаружены несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет расчетов с поставщиками и подрядчиками кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»)

За неотфактурованные  поставки счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах.

Счет 60 дебетуется на суммы исполнения обязательств (оплату счетов), включая авансы и предварительную  оплату, в корреспонденции со счетами  учета денежных средств и др. При этом суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно. Суммы задолженности поставщиками и подрядчиками, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60, а учитываются обособленно в аналитическом учете [17, С.522].

Аналитический учет ведут в хронологическом  порядке по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику или подрядчику, причем он должен быть организован так, чтобы сведения можно было получать сгруппированными по срокам оплаты (долгосрочная или краткосрочная задолженность); расчетным документам, срок оплаты которых еще не наступил; не оплаченным в срок расчетным документам; выданным неоплаченным и просроченным векселям;  неотфактурованным поставкам и т.д.

На суммы  предъявленных на оплату счетов поставщиков  за поставленные ценности, оказанные  услуги (работы) или фактически поступившие  товары и материалы, потребленные услуги и работы составляется бухгалтерская  запись:

Д-т 10    «Материалы»,

      41 «Товары»,

      25 «Общепроизводственные расходы»,

      26 «Общехозяйственные расходы» и т.д.

К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Сумма налога на добавленную стоимость включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя записью:

Д-т 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным         материально - производственным запасам»

 К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По действующему законодательству налог на добавленную стоимость по приобретенным товарно-материальным ценностям или услугам, стоимость которых списывается на затраты организации (или издержки обращения), после погашения обязательств перед поставщиками предъявляется бюджету, т.е. на сумму налога, уплаченного поставщикам, уменьшаются обязательства организации перед бюджетом по уплате НДС.

Это отражается записью:

Д-т 68   «Расчеты с бюджетом»

К-т 19    «Налог на добавленную стоимость по приобретенным по материально-производственным запасам».

Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления товарно-материальных ценностей, а при приемке их на склад обнаружилась недостача, или при последующей проверке счета было обнаружено несоответствие цен условиям договора или арифметические ошибки, до выяснения их причин делают следующие бухгалтерские записи:

Информация о работе Учет и контроль расчетов с дебиторами и кредиторами