Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются бюджетные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования, складывающиеся на территории Республики Беларусь.
При выполнении работы использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, статистического исследования.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
Дать понятие государственному бюджету;
Изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
Дать качественную характеристику формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
Проанализировать динамику государственного бюджета в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год;
Изучить основные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….....…… ………..5
1. Теоретические аспекты государственного бюджета .……….……….…....7
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета и классификация его статей………………………………………………………………………………..7
1.2 Бюджетная система и её элементы…………………………………………….9
1.3 Роль государственного бюджета как основного фонда государства…………………………………………………………………………11
2. Анализ доходных и расходных статей государственного бюджета на современном этапе……………………………………………………………..…15
2.1 Динамика исполнения доходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы……………………………………………………………………….…15
2.2 Динамика исполнения расходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы………………………………………………………………………….18
3. Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 207.03 Кб (Скачать документ)

Основными целями бюджетно–налоговой политики на предстоящее пятилетие  является повышение конкурентоспособности  применяемой в Беларуси налоговой  системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета  и поддержание дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Основные задачи включают:

  1. совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
  2. радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
  3. оптимизацию бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
  4. концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях социально–экономического развития страны;
  5. повышение эффективности управления государственным долгом.

Направлениями реализации бюджетно–налоговой политики являются:

  • снижение налоговой нагрузки на прибыль и фонд заработной платы организаций;
  • упрощение порядка исчисления и переход к квартальным срокам уплаты основных налогов и сборов, развитие системы электронного налогового декларирования;
  • повышение эффективности управления государственными финансами;
  • диверсификация финансовых инструментов заимствований и повышение эффективности использования государственных займов;
  • совершенствование системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления [22].

Таким образом, решение существующих проблем бюджета, может быть найдено  только при совместном объединении  усилий различных государственных  органов и осуществлении стабилизационных мероприятий во всех сферах государственного функционирования (проведение взвешенной фискальной и инвестиционной политики, организация системы контроля и  управления внутреннего и внешнего заимствования, постоянный анализ экономической  ситуации в республике).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Государственный бюджет - это  важнейший плановый и контрольный  инструмент. Бюджет возникает и действует  там, где существует государство  и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство  реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его  доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения  страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры  экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют  в их единстве и взаимосвязанности  и обеспечивают проведение единой бюджетной  политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

Бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным  средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. Именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Анализ показал, что для  эффективного проведения бюджетной  политики в области выработки  и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и  стабильных поступлений в бюджет и  по возможности - снизить налоговое  давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы  роста производства, инвестиций и  экспорта.

В процессе анализа расходной и доходной части бюджета Республики Беларусь было выявлено следующее:

  1. снижение удельного веса налоговых доходов государственного бюджета в общей структуре доходов на 4,65% к итогу расходов в основном за счёт снижения доли налогов из выручки, а именно НДС на 2,2%, а также за счёт снижения доходов от внешнеэкономической деятельности на 1,6%;
  2. снижение доли расходов государственного бюджета на финансирование национальной обороны, правоохранительной деятельности;
  3. снижение доли капитальных расходов к итогу расходов на 3,5%.
  4. снижение доли расходов на финансирование социальной политики на 1%, образования на 1%, охраны окружающей среды на 0,3% к общему итогу расходов;
  5. исполнение государственного бюджета с профицитом в 2012 году в сумме 2,8 трлн. рублей (0,5% ВВП), в то время как в 2010 году он был исполнен с дефицитом (2,6% ВВП);

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что  эффективная бюджетная политика государства в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция  и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому  совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы  для пополнения доходной части бюджета  и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально-экономическую роль в стабилизации переходного периода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Бочаров В. В., Леонтьев В. Е., Радковская Н. П. Финансы: учебник для вузов / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. – «Питер», 2009.

3. Бюджетный Кодекс Республики Беларусь от 16.07.2008г. №412-З.

4. Зубко Н. М. Экономическая  теория: ответы на экзаменационные  вопросы  / Н. М. Зубко. – Минск,  «ТетраСистемс», 2010. – 112 с.

5. Сагайдачная Н. К. Социальные аспекты бюджетной классификации доходов / Н. К. Сагайдачная // Проблемы учёта и финансов. 2011. - № 3. – С. 26.

6. Ушаков А. А Совершенствование бюджетного учёта государственных финансов / А. А. Ушаков // Учёт и статистика. – 2011. - № 21. С. 15.

7. Голубев А. Макроэкономика: учебное пособие / А. Голубев. – Минск, 2003. – 195 с.

8. Бюджетная классификация  Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Сайт «Юрист» - Режим доступа: Yurist.by. Дата доступа: 10.04.12.

9. Финансы и кредит. Конспект  лекций. - М.: Приор-издат, 2006.

10. Ливенский В. М., Чернорук С. В. Теория финансов: учебное наглядное пособие в структурно-логических схемах / В. М. Ливенский, С. В. Чернорук. – Пинск, ПолесГУ, 2009. – 94 с.

11. Мельникова Н. А. Бюджетная и налоговая система Республики Беларусь: учебное пособие / Н. А. Мельникова. - Минск, БГУ, 2005. – 245 с.

12. Дробозина Л. А. Финансы: учебник для студентов высших учебных заведений / Л. А. Дробозина. – Москва, «Юнити», 2001. – 421 с.

13. Головачёв А. С., Головачёва  И. В. Макроэкономика: курс лекций / А. С. Головачёв, И. В. Головачёв.  – Минск, академия управления  при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 261 с.

14. Заяц Н. Е., Фисенко  М. К. Теория финансов: учебное  пособие / Н. Е. Заяц, М. К.  Фисенко, Т. Е. Бондарь. –  2-е издание, стереотипное. – Минск:  «Вышэйшая школа», 1998. – 368 с.

15. Тетерина Л. М. Государственный  бюджет: учебно-методический комплекс / Л. М. Тетерина. – Минск: издательство  МИУ, 2005. – 216 с.

16. Аналитическая информация об исполнении бюджета за январь-декабрь 2010 года. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data. Дата доступа: 21.04.2012.

17. Аналитическая информация об исполнении бюджета за январь-декабрь 2011 года. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data. Дата доступа: 21.04.2012.

18. Аналитическая информация об исполнении бюджета за январь-декабрь 2012 года. [Электронный ресурс] / Сайт Министерства финансов Республики Беларусь – Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/budget/analytic-data. Дата доступа: 23.04.2012.

19. Кийко Д. Сбалансировать бюджет снижением налоговой нагрузки / Д. Кийко // Финансы. Учёт. Аудит. 2012. - № 3. С. 31.

20. Проблемы госбюджета. [Электронный ресурс] / Дискуссионные вопросы – Режим доступа: http://student.zoomru.ru/ekonom/gosudarstvennyj-bjudzhet-respubliki-belarus/26306.199085.s3.html. Дата доступа: 15.04.12.

21. Юрик В., Перевоздникова М. О проблемах учёта и урегулирования внешнего долга в Республике Беларусь / В. Юрик, М. Перевоздникова // Банковский вестник. - 2011. - № 22. – С. 36.

22. Проект «Основные направления социально-экономического развития на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] / Министерство экономики Республики Беларусь - Режим доступа: http://.economy.gov.by. Дата доступа: 06.11.2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Государственный бюджет Республики Беларусь


 

республиканский  бюджеты областей бюджет г. Минска


 

 

о областной       бюджеты районов   бюджеты городов            областного подчинения


 

 

районный сельские и поселковые  бюджеты городов          бюджеты  районного подчинения

 

Рисунок А1 – Структура бюджетной системы

Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

Таблица Б1 - Структура доходов консолидированного бюджета за 2010-2012 годы,%

Показатели

2010

2011

2012

  1. Налоговые доходы -  всего,

в том числе:

92

85,8

87,4

  • Налоги на доходы и прибыль

24,2

21,7

25,2

В т.ч. подоходный налог

11,0

10,9

12,2

  • Налоги на собственность

3,8

3,0

3,3

  • Налоги на товары и услуги

В т.ч.:

47,1

40,6

39,9

НДС

33,3

31,0

28,8

Акцизы

8,9

6,5

7,1

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

11,8

17,7

16,1

  1. Неналоговые доходы

7,8

14

12,4

  1. Безвозмездные поступления

0,2

0,2

0,2

Итого доходов

100

100

100


Примечание – Источник: собственная разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ В

 

 

Рисунок В1 - Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2011 г. (без учёта безвозмездных поступлений)

Примечание – Источник: [17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

 

Рисунок  Г1 - Структура консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы за 2012 г. (без учета безвозмездных поступлений)

Примечание – Источник [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

 

Таблица Д1 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2012 гг, млрд. руб

Показатели

2010

2011

2012

РАСХОДЫ (функциональная классификация)

52980,8

79428,2

155169,2

Общегосударственные расходы

10188,6

15842,7

34608,7

Из них государственная  инвестиционная программа

6033,7

7530,4

18163,6

Национальная оборона

1543,1

2719,8

5047,9

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2941,4

4294,5

8155,5

Национальная экономика

12411,7

15517,2

29893,7

Охрана окружающей среды

495,9

557,3

862,4

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3896,1

6208,2

12084,2

Здравоохранение

6462,4

10382,5

20371,0

Физическая культура, спорт, культура и СМИ

1730,8

2594,7

5160,5

Образование

8341,9

13711,5

25973,9

Социальная политика

4968,9

7599,6

13011,3

РАСХОДЫ (экономическая  классификация)

52980,8

79428,2

155169,1

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них

39428,0

63847,8

120820,8

Заработная плата

11531,7

18616,3

34714,9

Начисления на заработную плату

3078,9

4991,0

9587,9

Обслуживание государственного долга РБ

1110,0

3269,5

7531,7

Текущие бюджетные трансферты

13709,7

21591,3

40469,0

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

13633,0

15157,0

34171,6

Информация о работе Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства