Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются бюджетные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования, складывающиеся на территории Республики Беларусь.
При выполнении работы использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, статистического исследования.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
Дать понятие государственному бюджету;
Изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
Дать качественную характеристику формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
Проанализировать динамику государственного бюджета в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год;
Изучить основные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….....…… ………..5
1. Теоретические аспекты государственного бюджета .……….……….…....7
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета и классификация его статей………………………………………………………………………………..7
1.2 Бюджетная система и её элементы…………………………………………….9
1.3 Роль государственного бюджета как основного фонда государства…………………………………………………………………………11
2. Анализ доходных и расходных статей государственного бюджета на современном этапе……………………………………………………………..…15
2.1 Динамика исполнения доходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы……………………………………………………………………….…15
2.2 Динамика исполнения расходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы………………………………………………………………………….18
3. Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 207.03 Кб (Скачать документ)

Поскольку государственный  бюджет является главным финансовым планом, аккумулирующим и перераспределяющим основную часть финансовых ресурсов государства, то он играет первостепенную роль в регулировании рыночной экономики. С его помощью перераспределяются средства на развитие приоритетных отраслей экономики, на расширение рыночной инфраструктуры, поддержку предпринимательства, выполнение общегосударственных программ.

Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования доходов и расходов. К наиболее важным из них относятся:

  1. Налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
  2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ, обеспечивающих расширение общественного вочпроизводства, совершенствование его структуры;
  3. Субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования;
  4. Выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд;
  5. Создание за счёт бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики.

Велика роль бюджета и  в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается  это в основном через перераспределение  бюджетной части национального  дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям  населения за счёт различных пенсий и пособий, индексации доходов.

Результативность государственного регулирования с помощью бюджета  может быть достигнута при соблюдении трёх основополагающих принципов:

1) эффективности;

2) стабильности;

3) социальной справедливости [15, с. 56-57].

 Бюджет играет важную  экономическую, социальную и политическую  роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного  фонда на финансирование наиболее  прогрессивных, приоритетных отраслей  народного хозяйства, государство  влияет на перераспределение  национального дохода между отраслями.  Через бюджет доходы рентабельных  отраслей перераспределяются в  отраслях с низкой рентабельностью.  Финансируя за счет бюджетного  фонда содержание учреждений  и организаций социальной сферы,  государство обеспечивает воспроизводство  рабочей силы. Через бюджет перераспределяются  доходы между различными уровнями  государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ доходных и расходных статей государственного бюджета на современном этапе

 

 

2.2 Динамика исполнения доходной части государственного бюджета за 2010-2012 годы

 

 

Доходная часть бюджета  РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в  основном за счет налоговых платежей (свыше 90%). Налоговые платежи обеспечивают государственную казну стабильными  поступлениями, создают единые условия  хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.

Формирование государственного бюджета связано непосредственно с мониторингом его исполнения. Исполнение бюджета - это обеспечение своевременного и полного поступления запланированных доходов, в общем, и по каждому источнику[14, c. 294]. Динамика доходов консолидированного бюджета представлена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Динамика доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2010-2012 года, млрд. руб

Показатели

2010

2011

2012

Доходы, всего

48 772,8

85 608,4

157 955,0

Налоговые доходы,

из них:

44 874,7

73 445,9

138 012,0

НДС

16 226,4

26 498,5

45 456,9

Налог на прибыль

5 580,4

8 688,9

19 534,6

Акцизы

4 350,2

5 599,5

11 190,7

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

5 776,2

15 146,9

25 474,9

Другие налоговые доходы

7230,9

11865,6

24505,7

Неналоговые доходы

3 788,3

12 000,5

19 600,6


Примечание – Источник: собственная разработка

 

В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48722,8 млрд. рублей. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП в 2010 году составил 29,9%.

Неналоговые доходы бюджета  в 2010 году составили 3788,3 млрд. рублей. Удельный вес неналоговых доходов в  доходах консолидированного бюджета  составил 7,8%.

Динамику структуры доходов  консолидированного бюджета можно  просмотреть в Приложении Б.

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость (16226,4 млрд. рублей), 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (5776,2 млрд. рублей), 8,9% - акцизов (4 350,2 млрд. рублей) [16].

По итогам 2011 года доходы консолидированного бюджета составили 85608,4 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом на 75,6%. Отношение  доходов консолидированного бюджета  к ВВП составило 31,2%.

За 2011 год в бюджет поступило 73445,9 млрд. рублей налоговых доходов. По сравнению с 2010 годом поступления увеличились на 63,7%. Формирование налоговых доходов за 2011 год на 92,3% обеспечено поступлениями НДС, который составил 26498,5 млрд. рублей (36,1%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности - 15 146,9 млрд. рублей (20,6%), налога на прибыль -  8 688,9 млрд. рублей (11,8%), акцизов - 5 599,5 млрд. рублей (7,6%) и других налоговых поступлений.

Изменение структура налоговых  доходов по сравнению с 2010 годом  вызвано, главным образом, увеличением  в 2011 году доли налогов от внешнеэкономической  деятельности (+7,7 п.п.), подоходного налога (+0,7 п.п.).

Неналоговые доходы в 2011 году сложились в сумме 12 000,5 млрд. рублей, и по сравнению с 2010 годом увеличились 218,3%.

Прирост основных доходных источников консолидированного бюджета  в 2011 году по сравнению с 2010 составил:

  1. По НДС 53,3%.
  2. По налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 162,2%.
  3. По налогу на прибыль 55,7%.
  4. По акцизам 28,7% [17].

В структуре консолидированного бюджета в 2011 году 63,4% занимали доходы республиканского бюджета и 36,6% доходы местных бюджетов (Приложение В).

Консолидированный бюджет в 2011 году исполнен с профицитом в  размере 6,2 трлн. Рублей, или 2,3% ВВП (в 2010 году – дефицит – 2,6% ВВП).

В 2012 году доходы консолидированного бюджета составили 157 955 млрд. рублей, и увеличились по сравнению с 2011 годом на 184,5%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30% ВВП.

В 2012 году налоговые доходы республиканского бюджета составили  138 012 млрд. рублей. По сравнению с 2011 годом поступления выросли на 187,9% (в реальном выражении на 18%).

На 91,5% формирование налоговых  доходов в 2012 году было обеспечено поступлениями  НДС (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), акцизов (8,1%) и других налогов.

Изменение структуры налоговых  доходов связано в основном с  увеличением в 2012 году налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счёт произведённой доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли в 2011 году, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.

В разрезе основных доходных источников бюджета поступления  составили:

  1. По НДС 45 456,9 млрд. рублей (прирост по сравнению с 2011 годом 71,5%).
  2. По налоговым доходам от внешнеэкономической деятельности 25 474,9 млрд. рублей (прирост 68,2%).
  3. По налогу на прибыль 19 534,6 млрд. рублей (прирост 124,8%).
  4. По акцизам 11 190,7 млрд. рублей (прирост 99,6%).

Неналоговые доходы в 2012 году составили 19 600,6 млрд. рублей, и увеличились по сравнению с 2011 годом на 163,3%.

В структуре консолидированного бюджета 60,4% составили доходы консолидированного бюджета и 39,6% доходы местных бюджетов. Структуру консолидированного бюджета  по уровням бюджетной системы  за 2012 можно просмотреть в Приложении Г.

Консолидированный бюджет в 2012 году был исполнен с профицитом в размере 2,8 трлн. рублей, или 0,5% ВВП [18].

Рассмотрим динамику основных налоговых доходов за 2010-2012 годы (рисунок 1).

 

Рисунок 2.1 —Структура основных налоговых поступлений за 2010-2012 гг, трлн. рублей

Примечание – Источник: собственная разработка

 

В 2010 году по сравнению с  предыдущими годами наблюдалось  резкое уменьшение поступления доходов  в республиканский бюджет. Это  было связано, в первую очередь, с  негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса на национальную экономику. Результатом данного влияния стало снижение экономической активности субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а соответственно, и доходов бюджета. Однако, из рисунка видно, что за анализируемый период наблюдается постоянный рост исследуемых показателей.

Основным доходным источником, как говорилось ранее, является НДС. На увеличение доходов государственного бюджета по НДС, главным образом, повлиял рост номинального ВВП в Республике Беларусь.

Основным фактором, обеспечивающим рост поступленй доходов от внешнеэкономической  деятельности является благоприятное  изменение курсов иностранных валют, рост экспорта и импорта товаров.

В анализируемом периоде  также наблюдается постоянный рост налога на прибыль в составе консалидированного бюджета. Однако, если рассматривать  республиканский бюджет, то в 2011 году была выявлена тенденция к уменьшению данного налога. Снижение доходов  по налогу на прибыль связано с  изменениями в налоговом кодексе  РБ. Так в 2012 году ставка налога на прибыль  была снижена с 24% до 18%. Данные изменения направлены на снижение налоговой нагрузки, усиление инвестиционного стимулирования и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики.

Рост поступлений от акцизов связан, прежде всего, с тем, что за анализируемый период были увеличены подакцизные группы товаров и повышены ставки акцизов на алкогольные и табачные изделия.

Таким образом, на основании  приведенного анализа доходной части  консолидированного бюджета Республики Беларусь можно сделать вывод  о том, что на протяжении анализируемого периода, несмотря на кризисные явления  в экономике страны, сложилась  положительная тенденция поступления  доходов. Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы.

 

 

2.2 Динамика исполнения расходной части государственного бюджета за 2010-2012 годы

 

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.[5, c.199]

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его  доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  которые в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала.

Динамику расходов консолидированного бюджета можно просмотреть в  Приложении Д.

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 52980,8 млрд. рублей. Расходы бюджета в ВВП за данный период составили 31,2%.

В 2010 году наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации занимали статьи «Национальная  экономика» - 23,4%, «Общегосударственные расходы» - 19,2%, «Образование» - 15,7%, «Здравоохранение – 12,2%» (Приложение Е).

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4%.  В общих расходах расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных средств.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал  в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

Информация о работе Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства