Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются бюджетные отношения, возникающие между государством и субъектами хозяйствования, складывающиеся на территории Республики Беларусь.
При выполнении работы использовались методы научной абстракции, анализа и синтеза, статистического исследования.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
Дать понятие государственному бюджету;
Изучить бюджетное устройство в Республике Беларусь;
Дать качественную характеристику формирование доходной и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь;
Проанализировать динамику государственного бюджета в Республике Беларусь за период с 2010 по 2012 год;
Изучить основные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….....…… ………..5
1. Теоретические аспекты государственного бюджета .……….……….…....7
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета и классификация его статей………………………………………………………………………………..7
1.2 Бюджетная система и её элементы…………………………………………….9
1.3 Роль государственного бюджета как основного фонда государства…………………………………………………………………………11
2. Анализ доходных и расходных статей государственного бюджета на современном этапе……………………………………………………………..…15
2.1 Динамика исполнения доходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы……………………………………………………………………….…15
2.2 Динамика исполнения расходной части государственного бюджета за 2010-2011 годы………………………………………………………………………….18
3. Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства………………………………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников…………………

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 207.03 Кб (Скачать документ)

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов [16].

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году были профинансированы в сумме 79428,2 млрд. рублей, что на 49,9% выше уровня 2010 года (в реальном выражении, скорректированном на индекс потребительских цен, ниже на 2,1%). Относительно ВВП расходы бюджета сократились на 2,2 процентных пункта, и составили 29% ВВП.

Динамика расходов консолидированного бюджета в 2011 году главным образом  определялись исполнением принятых социальных обязательств государства (выплатой заработной платы, пенсий, пособий  и др.). Значительное влияние на исполнение бюджетных обязательств оказали  инфляционные процессы и девальвация  белорусского рубля. В этих условиях в 2011 году реализовалась жёсткая  бюджетная политика, направленная на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов в экономике и одновременного недопущения резкого экономического спада. В этот период были введены  ограничения на бюджетные расходы. При этом приоритетами финансирования были определены обслуживание и погашение  государственного долга, обеспечение  функционирования бюджетных учреждений, расходы на медицинское обслуживание, оплата потреблённых энергоресурсов.

Расходы консолидированного бюджета в 2011 году в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам. Наиболее значительно в номинальном выражении возросли расходы по разделам «Национальная оборона» - на 76,3%, «Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство» - 59,3%, «Образование» - на 64,4%, «Здравоохранение» - на 60,7%, «Общегосударственные расходы» - 55,5%, «Социальная политика» – на 52,9%,

За анализируемый период расходы на национальную экономику  составили 15517,2 млрд. рублей, или 19,5% всех бюджетных расходов вместо 23,4% в 2010 году. Расходы по данному разделу увеличились по сравнению с 2010 годом на 25% в номинальном выражении, в реальном выражении они сократились на 18,4%. Более 50% бюджетных расходов на национальную экономику направлены на поддержку сельского хозяйства, в том числе на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам.

Структуру расходов консолидированного бюджета можно просмотреть на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Структура  расходов консолидированного бюджета  в 2010-2011 гг.

Примечание – Источник: [17]

 

В структуре расходов в  разрезе экономической классификации  в 2011 преобладали текущие расходы  – 80,3% от всех расходов. Расходы на заработную плату и начисления на заработную плату работников бюджетного сектора  составили 23607,3 млрд. рублей, или 29,7% от общего объема бюджетных расходов. Также в 2011 году было направлено 15157 млрд. рублей на финансирование капитальных  расходов (19,1% всех расходов). По сравнению  с 2010 годом эти расходы увеличились  на 11,2% (в реальном выражении сократились  на 27,4%).

Девальвация белорусского рубля  вызвала рост расходов по обслуживанию государственного долга. Удельный вес  расходов на обслуживание государственного долга в общих расходах консолидированного бюджета составил 4,1% вместо 2,1% в 2010 году [17].

В 2012 году расходы консолидированного бюджета профинансированы в сумме  15517,2 млрд. рублей. Относительно ВВП расходы бюджета увеличились на 2,7 процентных пункта, и составили 29,4% ВВП.

В данный период бюджетная  политика была также направлена на оптимизацию государственных расходов с целью ограничения инфляционных процессов при исполнении социальных обязательств государства.

Финансирование расходов в 2012 году в разрезе функциональной классификации в номинальном  выражении увеличилось по всем разделам. В реальном выражение также произошло увеличение финансирования расходов кроме раздела «Охрана окружающей среды».

Структуру консолидированного бюджета 2012 года можно просмотреть  на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Структура  консолидированного бюджета в 2012 г., %

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Наибольший удельный вес  в структуре консолидированного бюджета в 2012 году занимает раздел «Общегосударственные расходы», величина которого за данный период составила 34608,7 млрд. рублей (22,3%) и увеличилась по сравнению с 2011 годам в номинальном выражении на 118,5%.

Объём средств, направленных на финансирование социальной сферы (здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, образование, социальная политика), составил 64516,7 млрд. рублей или 41,6% всех расходов консолидированного бюджета.

Расходы на национальную экономику  составили 29893,7 млрд. рублей или 19,3% от общей суммы расходов. Рост бюджетных  расходов на национальную экономику  обусловлен, главным образом, исполнением  обязательства по компенсации процентов  по кредитам банков реальному сектору  экономики.

В разрезе экономической  классификации значительная часть  бюджетных средств была направлена на выплату заработной платы и  начисления на зарплату работников бюджетного сектора, а именно 44302,8 млрд. рублей. Данные расходы составили 28,6% от общего объёма бюджетных расходов и 36,7% от текущих расходов. На капитальные  расходы в 2012 году было направлено 34171,6 млрд. рублей, или 22% всех расходов. По сравнению с 2011 годом капитальные расходы увеличились на 41,6% [18].

Анализируя структуру  расходов государственного бюджета, можно сделать вывод, что наибольшая часть бюджетных средств на протяжении длительного времени направляется на общегосударственные расходы, на национальную экономику, социальную политику. В соответствии с принятыми в стране программами социально-экономического развития приоритетными направлениями бюджетных расходов являются здравоохранение, образование, охрана окружающей среды, жилищные и коммунальные услуги, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Совершенствование  формирования и использования  финансовых ресурсов государства

 

 

В ходе рассмотрения бюджетных  отношений в теоретическом плане, а также в ходе проведения анализа  динамики его статей за трёхлетний период, были выявлены проблемы, связанные  с оптимизацией использования финансовых ресурсов государственного бюджета.

 Проблема дефицита государственного бюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

Сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе. Она должна предусматривать следующие меры:

  1. Дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение реформ;
  2. Улучшение налогового законодательства и как следствие – снижение налоговых ставок, т.е. снижение налоговой нагрузки на экономику – несомненный  приоритет  налоговой  политики. Его реализация должна основываться на выявлении внутренних резервов налоговой системы и повышении ее качественных характеристик. Это благоприятно  скажется  как на  экономике  в целом, так и на устойчивости доходной части бюджета [19];
  3. Оптимизация объёма и реструктуризация расходов госбюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики;
  4. Обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования важнейших из них;
  5. Корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;
  6. Реформирование бюджетного процесса в целом;
  7. Составление бюджета на многовариантной основе с целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов;
  8. Развитие рынка государственных ценных бумаг;
  9. Привлечение инвестиций.

Для достижения реального  эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно [20].

Актуальной для Республики Беларусь также остаётся проблема финансирования государственного долга, так как  задолженность перед внешними и  внутренними кредиторами из года в год увеличивается. Государству приходится искать источники данного финансирования, основным из которых и является государственный бюджет.

Осознавая необходимость  общего контроля процесса внешнего долгового  финансирования, с целью совершенствования  управления валовым внешним долгом Совет Министров и Национальный банк Республики Беларусь приняли совместное постановление от 06.05.2011 № 574/12 “Об  утверждении Концепции управления валовым внешним долгом Республики Беларусь и плана мероприятий  по ее реализации” (далее — Концепция). В частности, данный документ предусматривает  “совершенствование статистической отчетности по учету валового внешнего долга  в части других секторов для повышения  качества анализа и управления”, для чего уже в 2011 г. осуществлялось привлечение международных экспертов  в рамках технической помощи международных  финансовых организаций, что еще  раз подчеркивает серьезность проблемы [21].

На данный период в качестве альтернативы внешнему заимствованию  экономисты предлагают привлекать в  страну иностранный капитал и  активизировать государственную инвестиционную политику. Такая форма способствует сокращению бюджетных расходов на финансирование капитальных вложений, расширению круга  налогоплательщиков, увеличению базы производства товаров и услуг. Важно  при этом, чтобы финансовые ресурсы  направлялись на финансирование высокоэффективных, приоритетных инвестиционных программ.

Однако привлечение в  страну иностранных инвесторов невозможно без создания условий для формирования благоприятного инвестиционного климата. Для этого в стране должна действовать  стабильная и прозрачная законодательная  база в области инвестиций; экономическая  политика должна положительно оцениваться  авторитетными международными финансово-кредитными организациями (МВФ, Всемирным банком и т.п.); необходимо проведение льготной налоговой, таможенной, валютной политики для иностранных инвесторов и  т.п.

Важной проблемой для  нашего государства является проблема исполнения бюджета. Очень часто  государству не удаётся более  точно спланировать основные показатели статей бюджета. Так как на процесс  непосредственного формирования и  использования государственных  денежных средств оказывают влияние  различного рода внешние и внутренние факторы, которые могут в любой  момент изменить смету доходов и  расходов.  В целях повышения  эффективности исполнения бюджета  должны быть предприняты следующие  меры:

  1. Своевременное обеспечение нормативно-правовой базы поступлений соответствующими законами и указами по регулированию бюджетных отношений;
  2. Внедрение современных информационных систем учёта поступлений в бюджеты;
  3. Своевременное внесение поправок и изменений в нормативные документы (бюджетный, налоговый кодексы) [20].

Для оптимизации расходной  части государственного бюджета  необходимо:

– усилить приоритетность в выборе направлений и объектов финансирования за счет средств государственного бюджета, приоритетность в расходах должна быть обеспечена по средствам  преимущественного финансирования при условиях эффективного использования  государственных финансовых ресурсов;

– провести реструктуризацию расходов бюджета на отрасли экономики  на базе инвентаризации собственных  доходов отраслей, усилить роль собственных  источников в обеспечении текущей  деятельности предприятий и организаций;

– для создания условий  формирования собственных доходов  ускорить поэтапное увеличение цен  и тарифов на услуги, оказываемые  предприятиями ЖКХ, транспортного  хозяйства и др;

– направлять высвободившиеся  бюджетные ресурсы в виде адресных субсидий потребителям услуг;

– разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозрасчет  и самофинансирование;

– снизить бюджетное финансирование отраслей хозяйства за счет сокращения государственного сектора экономики  в результате приватизации объектов государственной собственности;

– повысить уровень бюджета  на основе повышения их обоснованности, исключения из состава расходов любых  затрат, непосредственно не связанных  со стабилизацией экономики и  созданием условий для ее развития;

– закрепить в законодательном  порядке доли бюджетных ресурсов, направляемых в социально-культурную сферу в общем объеме расходов государственного бюджета;

– реструктуризировать источники  финансирования расходов на отрасли  непроизводственной сферы за счет сокращения традиционного набора бюджетных  расходов на основе привлечения внебюджетных источников;

– прогнозировать пропорций, обеспечивающих оптимальное сочетание  источников финансирования непроизводственной сферы;

– расширять перечень платных  услуг с целью создания условий  для формирования собственных доходов учреждений [15, с. 159].

Информация о работе Совершенствование формирования и использования финансовых ресурсов государства