Содержание и этапы финансовой политики местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 22:20, контрольная работа

Описание

Современная финансовая политика является составной частью эконо-мической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год.

Содержание

1. Содержание и этапы финансовой политики местного самоуправления
2. Задача
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контрольная по бюджету.docx

— 77.44 Кб (Скачать документ)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Государственное образовательное бюджетное учреждение

     высшего профессионального образования 

     Факультет социально-экономический

     Кафедра «Финансы, экономика и управление на предприятии» 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине «Муниципальный бюджет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

  1. Содержание  и этапы финансовой политики местного самоуправления
  2. Задача

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Содержание  и этапы финансовой политики местного самоуправления
 

     Современная финансовая политика является составной  частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления.

     Под финансовой политикой понимают систему  мер органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов в области формирования, распределения и использования, обеспечивающую реализацию целей и задач в области социально-экономического развития страны, территорий и субъектов хозяйствования.

     Сущность  финансовой политики муниципального образования  можно определить как целенаправленную научно обоснованную деятельность местных органов власти по созданию на основе эффективного использования социально-экономического потенциала территории финансовой базы, достаточной для решения проблем социального и экономического развития местного самоуправления, рациональному использованию собственных и привлеченных финансовых ресурсов в интересах его населения.

     Финансовая  политика местного самоуправления является ядром социально-экономической политики последнего и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании финансовой политики муниципального образования следует исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности.

       Сбалансированная финансовая политика  местного самоуправления - это основа  новых финансовых взаимоотношений,  нового социального контракта между государством, регионом и муниципальным образованием, основанного на неукоснительном выполнении взаимных обязательств.

       Из сущности местной финансовой  политики вытекают задачи стратегического и тактического характера, решение которых возлагается на субъект такой политики - органы местного самоуправления.

     Основными целями проведения финансовой политики местного самоуправления являются сглаживание неблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектов хозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например, образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которые имеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентной среды.

     Содержание  финансовой политики раскрывается в  ее структурных элементах, к которым относятся:

     - выработка научно обоснованной концепции развития финансов;

     - определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

     - разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу.

     Объектами финансовой политики являются финансовые ресурсы, доходы и расходы государства, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Субъектами финансовой политики выступают органы законодательной и исполнительной власти (в отношении государственной и муниципальной финансовой политики), собственники и органы управления хозяйствующих субъектов (в отношении финансовой политики хозяйствующих субъектов).

     Разработка  финансовой политики в условиях местного самоуправления опирается на ряд  принципов, ведущими среди которых  являются целенаправленность, системность, реальность и эффективность. Финансовая политика имеет самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения. Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

      1. определение и постановка главных  целей, и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

     2. определение основных направлений  использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

      3. подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные  задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей. Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Бюджет  муниципального образования (на примере  г. Георгиевска)
 

     Местные (или муниципальные) финансы - это  совокупность социально-экономических  отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

     Доходы  и расходы муниципальных образований  следует рассматривать, в первую очередь, через процесс формирования и исполнения местных бюджетов. Они образуют третий уровень бюджетной системы РФ.

     Согласно  статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     Развитие  принципов бюджетного федерализма  позволяет предполагать различные  трактовки данного определения  в зависимости от отношений к  конкретному уровню бюджетной системы.

     С позиций развития муниципальных  финансов термин «местный бюджет» может пониматься как совокупность экономических отношений между юридическими и физическими лицами, как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования.

     Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют следующие функции:

     - формирование денежных фондов, являющихся  финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

     - распределение и использование  этих фондов между отраслями  народного хозяйства;

     - контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

     Важное  значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

     Роль  местных бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим.

     Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в  бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

     Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района.

     В-третьих, с помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

     В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

     В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

     В-шестых, финансовые органы муниципалитетов  могут через местные бюджеты  оказывать воздействие на образование  оптимальных пропорций в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

     Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с расширением прав местных органов власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

     Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     Статья 132 Конституции РФ закрепляет право  органам местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Самостоятельность местного бюджета обеспечивается:

- наличием  собственных источников доходов;

- наличием  доходов от использования муниципальной  собственности;

- правом  получения регулирующих источников  доходов, дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов и средств, предназначенных для реализации органами местного самоуправления отдельных государственных федеральных и областных полномочий, в соответствии с действующим законодательством;

- правом  определять направления использования  и расходования местных бюджетов, за исключением субвенций.

     На  основании данных бюджета г. Георгиевска, проанализируем основные характеристики исполненного бюджета за 2010 год.

Таблица 1 – Основные характеристики бюджета г.Георгиевска за 2010 год

  Утверждённые бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения Исполнено, %
Доходы бюджета 1 144 287813,83 1 157321600,64 13 033 786,81 101,14
Расходы бюджета 1 157 303436,54 1 065769534,98 -91 533 901,56 92,09
Дефицит/ Профицит -13 015 622,71 91 552 065,66 104 567 688,37 -703,40

     Рисунок 1 – Доходы бюджета г. Георгиевск за 2010 год

     На  основании данной диаграммы можно  сделать вывод, что исполненные значения бюджета больше тех, что были утверждены. Неисполненные назначения составляют 13 033 786,81 тыс. руб. Видно, что доходная часть бюджеты была исполнена на 101,14%, т.е. исполнение бюджета на 1,14% больше утверждённых назначений.

Информация о работе Содержание и этапы финансовой политики местного самоуправления