Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат

Описание

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.

Работа состоит из  1 файл

Тема Сбалансированность бюджетов.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

ФЗ- м о федеральном  бюджете отдельные виды МБТ-в  могут не распределяться между субъектами РФ. 
 
 

Вопрос. Бюджетный кредит 

МБТ-ы - не единственный способ перераспределения  бюдж-х средств.

Предоставление  денежных средств  одним бюджетом другому  бюджету бюджетной  системы РФ может  осуществляться также  в форме бюджетного кредита. Такое перераспределение бюджетных средств производится в основном на возвратной и возмездной основах.

При утверждении бюджета  устанавливаются  цели, условия и  порядок предоставления и возврата бюджетного кредита.

Бюджетный кредит может быть предоставлен при  отсутствии просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом.

     Бюджетный  кредит может быть предоставлен  только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, за исключением случаев, когда заемщиком является РФ или субъект РФ.

     Способами обеспечения  исполнения обязательств  по возврату бюджетного кредита могут быть только:

- банковские гарантии,

- поручительства,

- государственные  гарантии,

- залог имущества  в размере не  менее 100% предоставляемого кредита.

Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую  степень ликвидности. В исключительных случаях, установленных бюджетным законодательством, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Бюджетам  субъектов РФ из федерального бюджета могут  предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет, за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), и случаев реструктуризации обязательств (задолженности), в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных ФЗ-м о федеральном бюджете на оч. финансовый год и плановый период.  Основания, условия предоставления, использования и возврата указанных б-х кредитов устанавливаются ФЗ-м о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Если  предоставленные  бюджетные кредиты  не погашены в установленные сроки, остаток непогашенных кредитов, включая проценты, штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), а также за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.

Местным бюджетам из бюджета субъекта РФ также могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до трех лет. В случае непогашения бюджетного кредита в установленный срок, остаток (включая проценты, штрафы и пени) взыскивается за счет дотаций из бюджета субъекта РФ, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных спец   налоговыми режимами, подлежащих зачислению в местный бюджет.  
 
 
 
 

Вопрос. Основные направления  развития межбюджетных                          отношений в РФ 

Отлаженные финансовые отношения между уровнями власти являются условием укрепления государственности и упрочения правопорядка, безопасности общества. Необходимо создавать такие межбюджетные отношения, чтобы территории, которые успешно развиваются, максимально при этом используя собственные ресурсы, могли бы гарантированно рассчитывать на государственную поддержку, имели бы стимулы для развития экономики, доходного потенциала и территории в целом.

    Основное регулирование  межбюджетных отношений  связано с принятием в 1998 г. и введением в действие с 01.01.2000 г. БК РФ.

       За последние годы произошли  принципиальные изменения финансовых  взаимоотношений бюджетов различных  уровней на основе укрепления  бюджетного федерализма, повышения  бюджетной дисциплины, прозрачности и стабильности распределения финансовых ресурсов. Принятые Правительством РФ меры в части регулирования межбюджетных отношений создали законодательную базу, регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов.

В процессе последовательного  развития межбюджет-х отношений:

- упорядочено бюджетное  устройство субъектов  РФ,

- разграничены полномочия  между органами  власти,

- установлены стабильные  доходные источники  бюджетов,

- определены принципы  формирования и  распределения МБТ-в, 

- улучшилось качество управления финансами на регион-м и местном уровнях ...

        Можно сказать, что главное  удалось: расходные обязательства субъектов РФ и муниципалитетов обеспечены доходными источниками, закрепленными на постоянной основе, что предопределяет устойчивость доходной базы территориальных бюджетов и обеспечивает ее стабильный рост.

       Вместе с тем, по мере развития  финансовых взаимоотношений между органами власти всех уровней требуется осуществление комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

       Главной на сегодняшний день  становится проблема не столько  роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.

      С 1 января 2008 г. вступили в силу изменения, внесенные в БК РФ федеральным законом от 26.04.2007 г. № 63-ФЗ, которые направлены на создание правовой основы для повышения качества управления общественными финансами, эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем смещения акцентов бюджетного процесса на управление результатами и адресность предоставления межбюджетных трансфертов, в частности:

- БК РФ закреплены  различные условия осуществления  б-го процесса субъектами РФ  в зависимости от степени их  дотационности;

- в целях стимулирования  региональных властей к наращиванию  доходной базы была уточнена  методика распределения дотаций на выравнивание БО с тем, чтобы объем финансовой поддержки не снижался тем субъектам РФ, уровень  БО-и  которых повысился благодаря росту их экономического потенциала;

- системной стала  методологическая помощь регионам  и муниципальным образованиям по совершенствованию управления бюджетным процессом (разработаны проекты типовых нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований по бюджетному процессу для реализации реформы местного самоуправления, а также методические рекомендации для регионов и муниципалитетов)…

       Несмотря на то, что за годы  осуществления реформы по совершенствованию  межбюджетных отношений качество  управления региональными финансами существенно улучшилось, серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ряд субъектов РФ отложили завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методов межбюджетных отношений.

       Далеко не всегда региональными  органами власти соблюдаются установленные БФ РФ принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе – закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.

     С  трудом преодолеваются традиции  «централизованного регулирования»  доходов и расходов местных бюджетов.

      Президент РФ в Бюджетном послании  отметил, что в целом сформированные  к настоящему времени принципы  и механизмы бюджетного федерализма  и финансовых основ местного  самоуправления обеспечивают необходимые  предпосылки для повышения эффективности деятельности органов публичной власти всех уровней, проведения ими ответственной бюджетной политики и совершенствования управления общественными финансами.

Исходя из этого  Политика в сфере межбюджетных отношений должна быть основана на  стабильности законодательно закрепленного разграничения расходных полномочий, доходных источников, механизмов формирования и предоставления межбюджетных трансфертов.

Ее  основной целью должно стать повышение  качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в регионах, (в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов РФ при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.)

В настоящее время  осуществляется  реализация Концепции развития межбюджетных  отношений на  2009-2011 годы, целью  которой является повышение эффективности управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы, направленное на наиболее полное удовлетворение спроса граждан на бюджетные услуги с учетом объективных различий в потребностях населения и особенностей социально-экономического развития территорий.

В Концепции  упорядочены сложившиеся в настоящее  время  межбюджетные  трансферты, а также особое  внимание  уделено прозрачности региональных и муниципальных финансов и эффективности их расходования.

Основными направлениями развития межбюджетных отношений на  ближайшую перспективу являются:

1) Продолжение работы  по приведению  расходных обязательств  РФ и субъектов РФ в соответствие с разграничением полномочий.  

2) Формирование стимулов  к увеличению доходной  базы бюджетов  субъектов РФ и муниципальных образований.  

3) Совершенствование  механизмов предоставления  межбюджетных трансфертов региональным и местным бюджетам.  

4) Повышение качества  финансового менеджмента  на всех уровнях  управления региональными и муниципальными финансами.

     Реализация  вышеуказанных мер по повышению  качества управления общественными финансами в стране должна обеспечить дальнейшее развитие системы межбюджетных отношений и способствовать повышению эффективности бюджетной системы РФ на основе сочетания принципов самостоятельности бюджетов всех уровней и единства их общих интересов.  
 
 

Тема. Государственный  и (м) финансовый контроль 

Вопрос. Содержание понятия финансового контроля в бюджетной сфере

Государство осуществляет воздействие на с-э процессы прежде всего посредством финансовой и  бюджетной политики, регламентации кредитных отношений, регулирования финансового рынка и системы финансового контроля.

Контроль  в бюджетной сфере (бюджетный  контроль) является составной частью финансового контроля.

Бюджетный контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.

Цель  бюджетного контроля - обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности действий по управлению бюджетными ресурсами.

    Принцип законности предполагает соответствие финансово-хозяйственных операций субъектов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов.

    Принцип целесообразности означает рациональность выделения средств на то или иное направление расходования, его соответствие целям социально-экономического развития территории.

Принцип эффективности означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом: достижение определенной цели с минимальными затратами, либо достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов.

      Финансовый контроль является одной из важнейших функций государственного и муниципального управления. В рамках осуществления управленческого процесса контроль выступает, с одной стороны, как способ установления обратной связи, поскольку на основании данных, полученных в результате его проведения, может производиться корректировка ранее принятых решений и планов.

 С другой стороны, контроль можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающую всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов. Указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта контроля.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов