Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат

Описание

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.

Работа состоит из  1 файл

Тема Сбалансированность бюджетов.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Тема     Сбалансированность бюджетов 

 Вопрос. Дефицит бюджета 

Понятие дефицита бюджета, его  классификация 

Одной из главных  целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит.  Степень воздействия этих   инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит. 

Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета  над его доходами. В СССР  отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но  для капстран.  На практике также проводилась политика сбаланс-ти б-тов, ктр не являлась рез-том ф-й политики гос-ва, а носила чисто политич-й хар-р. Вместе с тем состояние госфинансов было неидеальным, о чем свидетельствовали  попытки реформирования бюджетной сферы, начиная с 60-х годов, которые не приносили желаемых результатов.

В мировой практике для финансирования бюджетного дефицита используются займы, налоги и денежная эмиссия. (  финансир-е дефицита при помощи правительственных займов приводит  к росту процентных ставок, в рез-те чего  сокращаются частные(внутренние) инвестиции, а также займы влияют на величину госдолга.  Рост налогов также сокращает спрос и инвестиции, но в периоды эк-го подъема этот инструмент м.б. использован. Денежная эмиссия как способ фин-я бюджетного дефицита приводит к инфляционным процессам в стране)

Возможна следующая  классификация дефицитов бюджетов.  

1) По отношению к  плану выделяют  плановый и фактический дефициты бюджета.

2)   По степени учета  конъюнктурных доходов  бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета. Скрытый дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полученных в связи с ростом цен на нефть, газ, и других факторов, влияющих на показатели доходов бюджета.

3)  По отношению к  уровню бюджета  могут быть дефициты федерального, региональных, местных бюджетов.

4) По характеру возникновения  разделяют случайный (чрезвычайный) и действительный дефициты.

5) В зависимости  от периодичности  возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты. Циклические деф-ты возникают или   в отдельные пер-ды эк. цикла в рез-те провед-я антициклической политики гос-ва, или в периоды эк. спада принимают бюджет с деф-том для стимул-я эк. роста. Временные  деф-ты возникают в теч. года в рез-те кассовых разрывов м/д поступлением доходов  и текущими расходами.

6) По степени переложения  на будущие поколения  может быть переложимый и и непереложимый бюджетный дефицит. Последствием  долгового финанс-я   деф-та б-та является его переложение на будущее поколение.

7)  По степени учета  процентных выплат  по обслуживанию  государственного(м) долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию долга называют первичным, с учетом - вторичным.

8) По способу воздействия  на социально-экономические  процессы различают активный и пассивный дефициты бюджетов.

Активный дефицит  бюджета связан с дефицитом бюджета  развития, пассивный - с бюджетом текущих расходов.  

В экономической  литературе в последнее время  используется понятие ненефтегазового баланса, в соответствии с которым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицита или профицита.

9)   По степени учета  нефтегазовых доходов  в ф. б-те  различают нефтегазовый и ненефтегазовый дефицит ф. б.

Ненефтяной бюджетный  дефицит - превышение расходов бюджета  над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных, нефтегазовой отраслью).  Нефтегазовый деф-т- это превыш-е расх-в над доходами бюджета, включая нефтегазовые.

 В БК РФ внесена  новая ст.96.7 «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», который пр. собой разницу м/д объемом доходов фед. бюджета без учета нефтегазовых доходов  ф. б. и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов ф.б. в соответствующем финансовом году. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета. БК РФ устанавливает также ограничения на ненефтегазовый дефицит федерального бюджета, которое предполагалось ввести с 1.01.11г.: размер ненефтегазового дефицита ф. б-а не может превышать 4.7% прогнозируемого в соотв-щем ф-м году ВВП, указанного в ФЗ о ф.б. 

Ограничения размера бюджетного дефицита 

В БК РФ( ст.92, 92.1)  установлены  ограничения размера  бюджетного дефицита ф.б., бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов.  

В соответствии с ФЗ от 26.04.07 N 63 дефицит федерального бюджета, утвержденный ФЗ-м о федеральном бюджете на очередной фин-й год и пл. период, не может превышать размера нефтегазового дефицита ф.б.  

Дефицит бюджета субъекта РФ, дефицит местного бюджета на оч. ф-й  год( оч. ф-й год  и каждый год планового  пер-да) устанавливается  законом(решением) о  соотв-щем бюджете с соблюдением след-щих ограничений:

Дефицит бюджета субъекта РФ не должен превышать 10-15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

В случае утверждения законом субъекта РФ о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит бюджета субъекта РФ может превысить эти ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в т.ч.  средств Резервного фонда субъекта РФ.

Дефицит местного бюджета не должен превышать 5-10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения  муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета дефицит местного бюджета может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Превышение  установленных БК РФ ограничений по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета является нарушением бюджетного законодательства РФ и влечет применение мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Кредиты ЦБ РФ, а также  приобретение ЦБ-м  РФ государственных  ценных бумаг РФ, субъектов РФ, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.  
 
 
 
 

Источники финансирования дефицита  бюджета

В Федеральном  законе от 26.04. 2007 г. №63-ФЗ определены источники  фин-ния дефицита для б-в каждого  уровня.

БК  РФ установил источники  фин-ния дефицита бюджета всех уровней. 

Источники финансирования дефицита федерального бюджета 

Источники ф.б. разделяются  на внутренние и внешние.

Реально ист-ками фин-я деф-тов  б-тов, связанных  с заимствованиями,  является разница м/д суммой привлеченных и погашенных займов. 

В состав источников внутреннего  фин-ния дефицита ф.б. включаются:  

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  гос.ценных бумаг  РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между  полученными и  погашенными РФ  в валюте РФ бюджетными кредитами, предоставленными ф.б-ту другими б-ми б.с. РФ;

- разница между  полученными и  погашенными РФ-й  в валюте РФ  кредитами кредитных  организаций; международных  фин-х организаций;

- изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

- иные источники внутреннего фин-ния дефицита ф.б. (поступл-я от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собств-ти РФ;

от реализации гос запасов драг металлов и драг камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение; курсовая разница по средствам ф.б.;

разница между  средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета  юридическим лицам, другим бюджетам  бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам, другим бюджетам  бюджетных кредитов в валюте РФ;

разница между  суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств  целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов; прочие).  

В состав источников внешнего финанс- ния дефицита ф.б. включаются:

 

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  гос займов, которые осуществляются путем выпуска гос ценных бумаг от имени РФ и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между  полученными и  погашенными РФ  в иностранной  валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из ф. б.  российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения гос. внешнего долга РФ, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

- разница между  полученными и  погашенными РФ  в иностранной  валюте кредитами  кредитных организаций.

- иные.  (В состав иных источников включаются:

* разница между  средствами, поступившими в ф.б. в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед РФ, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;    прочие источники)

Установлено, что  общий объем источников финансирования дефицита ф.б.( утвержденный ФЗ-м о ф.б. на очеред…), не связанных с использованием средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, не может превышать 1 процент прогнозируемого ВВП, указанного в ФЗ о ф.б. (ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ, не использованных в отчетном ф-м году).

Остатки средств ф.б. на начало текущего финансового  года  могут быть использованы на:

- финансовое обеспечение  нефтегазового трансферта текущего финансового года.( в объеме поступлений нефтегазовых доходов ф.б.  в декабре отчетного года)

реализацию в текущем финансовом году проектов за счет средств  Инвестиц-го  фонда (в объеме неполного использования бюджетных ассигнований отчетного финансового года этого фонда РФ);

покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения ф.б. в текущем финансовом году. (в объеме не более одной двенадцатой общего объема расходов ф.б. текущего финансового года);

осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства;

Информация о работе Сбалансированность бюджетов