Сбалансированность бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 05:07, реферат

Описание

Одной из главных целей государственной финансовой политики является мaкроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, гос расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструм-тов на эк. рост и стабильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. В посл. годы практ-ки во всех развитых странах имеет место б-й дефицит.
Дефицит бюджета - это превышение расходов бюджета над его доходами. В СССР отнош-е к б.деф. было однозначно отрицательным: считалось, что это хар-но для капстран.

Работа состоит из  1 файл

Тема Сбалансированность бюджетов.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

-  сокращение заимствований. 

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ 

Источники финансирования дефицита территориальных  бюджетов также подразделяются на внутренние и внешние.  

В состав ист-ов внутрен-го фин-ния деф-а б-а субъекта РФ включаются:  

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между полученными и погашенными субъектом РФ в валюте РФ кредитами кредитных организаций, бюджетными кредитами, кредитами международных финансовых организаций;

- разница между  полученными и погашенными субъектом  РФ в иностранной валюте бюджетными  кредитами, предоставленными РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- изменение остатков  средств на счетах  по учету средств  бюджета субъекта РФ в течение соответствующего финансового года;

- иные источники (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ; курсовая разница по средствам бюджета субъекта РФ; разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из бюджета субъекта РФ юридическим лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных им из бюджета субъекта РФ бюджетных кредитов в валюте РФ; прочие). 

  

В состав источников внешнего фин-ния деф-а б-а  субъекта РФ вкл-ются: 

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  государственных ценных бумаг субъекта РФ, номинальная ст-ть которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между  полученными и  погашенными субъектом  РФ кредитами иностранных  банков в иностранной валюте;

- иные источники внешнего фин-ния дефицита бюджета субъекта РФ( объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий субъекта РФ в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий субъекта РФ ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу; объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств субъекта РФ в иностранной валюте).

Остатки средств бюджета  субъекта РФ на начало текущего финансового года (объем определяется законом субъекта РФ) могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.  

Источники финансирования дефицита местного бюджета

(могут быть  только внутренними) или записать кратко

Для местных бюджетов БК-м определены только источники внутреннего фин-ния дефицита соот-щего бюджета. 

В состав ист-ков внутреннего  фин-ния дефицита местного б-а вкл-ются:

- разница между  средствами, поступившими  от размещения  муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ, и средствами, направленными на их погашение;

- разница между  полученными и  погашенными муниц-ным  образованием кредитами кредитных организаций,  б- ми кредитами в валюте РФ;

- разница между  полученными в ин валюте от РФ и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

- изменение остатков  средств на счетах  по учету средств  местного бюджета  в течение соответствующего финансового года;

иные  источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

(поступления  от продажи акций и иных  форм участия в капитале, находящихся  в собственности муниципального образования; курсовая разница по средствам местного бюджета;

разница между  средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета  юрид лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных  кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юрид лицам, другим бюджетам б.с. РФ бюджетных кредитов в валюте РФ; прочие). 

Остатки средств бюджета  субъекта РФ, местного бюджета на начало текущего финансового  года (объем определяется законом субъекта РФ, правовым актом представительного органа муниципального образования) могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов.  

Исполнение бюджета  по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляются главными администраторами, администраторами источников финанс-ния  деф-та бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью ( порядок устанавливается финансовым органом в соотв. с БК РФ). 

Вопрос. Профицит бюджета, основы его регулирования

Профицит  означает превышение доходов над расходами  бюджета.  

В БК РФ  отсутствует  статья, регламентирующая профицит бюджета.  В то же время в БК РФ есть норма (ст. 232), касающаяся использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх доходов, утвержденных законом (решением) о бюджете. В соответствии с этой нормой доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного ФЗ-м  объема доходов (без учета нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в ФЗ о федеральном бюджете на:

замещение государственных  заимствований;

погашение государственного долга РФ;

исполнение публичных  нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных  на их исполнение бюджетных ассигнований в предусмотренном БК РФ размере.

Аналогичный порядок  использования сверхплановых доходов  предусмотрен для региональных и местных бюджетов.

При этом субсидии и субвенции, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта РФ и местного бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период). 

С 2000 г. наблюдалась  тенденция формирования федерального бюджета с профицитом, который  связан, прежде всего, с высокими ценами на нефть, газ и другие углеводороды. Рост мировых цен на энергоресурсы  привел к тому, что экономика России стала в значительной степени зависимой от нефтегазового сектора. В результате в структуре доходов федерального бюджета значительный удельный вес стали составлять конъюнктурные доходы. Возникла необходимость сглаживания эффекта от колебаний экспортных доходов. Опыт других стран- экспортеров нефти показывает, что они использовали Стаб фонд как инструмент, позволяющий снизить завис-ть нац экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Одной из таких  стран была Норвегия, создавшая в 1990 году государственный Стаб фонд, ктр непрерывно увеличивается и составляет свыше 70% ВВП.

 По опыту  зарубежных стран- экспортеров природных  ресурсов - в РФ 01.01. 2004 г. также был  создан Стабилизационный фонд, существование которого было ограничено ФЗ-м от 26.04.2007 г. №63-ФЗ до 1 января 2008 г.

Средства этого  фонда находились в составе федерального бюджета, но подлежали обособленному  управлению, включая их учет и использование.

Цель создания фонда - обеспечение сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой. Поскольку поступления в Стаб фонд прямо зависели от конъюнктурных доходов нефтяного сектора, многими экономистами он рассматривался как автоматический стабилизатор.  

Нефтегазовые  доходы и нефтегазовый трансферт 

В 2007 г. финансовая политика Правительства РФ в отношении  использования нефтегазовых доходов стала корректироваться.

       Во-первых, 26.04.2007 г. Федеральным законом  №63-ФЗ были внесены поправки в БК РФ и введена новая гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

       Во-вторых, впервые за много лет  ФЗ о федеральном бюджете был  принят не в декабре, а в  июле 2007 г. с учетом этих поправок.

       В-третьих, впервые принят на 3-летний  период ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» ( от 24.07.2007 г. №198-ФЗ).  

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета РФ используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда нац благосостояния.  

Нефтегазовый  трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита ф.б.  за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.  
 

Резервный фонд и Фонд национального  благосостояния 
 

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета.Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет. 

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов. Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.  

Максимальный  размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. 

Резервный фонд формируется  за счет:  

1) нефтегазовых доходов  федерального бюджета  в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

2) доходов от управления  средствами этого  фонда.  
 
 

Фонд  национального благосостояния (Фонд будущих поколений) 

Фонд  национального благосостояния  представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ ( объем средств ф.б., направляемых на  эти цели, устанавливается ФЗ-м  о федеральном бюджете на очер…) Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. 

Этот  Фонд  формируется  за счет:

 

1) нефтегазовых доходов  федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) своей нормативной величины;

2) доходов от управления  средствами этого  Фонда. 
 
 

Управление  средствами Рез-го фонда  и Фонда нац благосостояния 

Управление средствами Резервного фонда и Фонда нац благосостояния осуществляется Минфином РФ ( порядке установлен Правит-вом РФ).

Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться  ЦБ РФ, Фонда национального благосостояния – ЦБ РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином РФ.( порядке установлен Правит-вом РФ)

Информация о работе Сбалансированность бюджетов