Роль НДС в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

Работа состоит из  1 файл

«Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета».docx

— 95.36 Кб (Скачать документ)

    На  резкое падение поступлений в  бюджет по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций в октябре-ноябре 2008 года влияет нескольких факторов:

  • Во-первых, в третьем квартале 2008 года резко сократился объем промышленного производства в России на фоне развивающегося экономического кризиса, существенно сократились доходы от экспорта сырьевых компаний.
  • Вторая важная причина снижения поступлений в бюджет - изменения налогового законодательства. С октября 2008 года организациям разрешили уплачивать НДС "в рассрочку", поэтому часть платежей по этому налогу, которая ранее приходилась на октябрь, автоматически перетекла на следующие месяцы.
 

    Несмотря  на спад поступлений НДС и налога на прибыль, поступления от НДПИ возросли на 22,4% по сравнению с октябрем 2008 года.

    На  основании таблицы 5 составлю диаграмму 1 (см. Приложение А). 
 
 
 
 
 

Таблица 6 - Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007-2008 гг.  
       млрд. рублей  
  2007 год 2008 год в процентах  к 2007 году  
  Всего поступило в бюджетную  систему РФ 8 643,4 10 032,8 116,1  
       млрд. рублей  
      2007 год 2008 год в процентах  к 2007 году  
    Налоги  и сборы - всего (вкл. ЕСН) 7 360,2 8 455,7 114,9  
            в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 747,6 4 078,7 108,8  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 3 612,6 4 377,0 121,2  
из  них:        
       Налог на прибыль  организаций 2 172,2 2 513,0 115,7  
            в федеральный бюджет 641,3 761,1 118,7  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 530,9 1 751,9 114,4  
     Налог на доходы физических  лиц        
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 1 266,1 1 665,6 131,6  
   Единый социальный налог в  федеральный бюджет 405,0 506,8 125,1  
   Налог на добавленную  стоимость        
            на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории  Российской Федерации*) 1 390,4 998,4 71,8  
            на товары, ввозимые  на территорию  Российской Федерации  из Республики  Беларусь 34,3 40,3 117,4  
     Акцизы 289,9 314,7 108,6  
            в федеральный бюджет 108,8 125,2 115,1  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 181,0 189,4 104,6  
    Налоги  и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1 235,1 1 742,6 141,1  
            в федеральный бюджет 1 157,4 1 637,5 141,5  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 77,8 105,1 135,2  
  в том числе:        
        налог на добычу  полезных ископаемых 1 197,4 1 708,0 142,6  
            в федеральный бюджет 1 122,9 1 604,7 142,9  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 74,5 103,4 138,8  
          из него нефть: 1 070,9 1 571,6 146,8  
            в федеральный бюджет 1 017,3 1 493,0 146,8  
            в консолидированные бюджеты  субъектов РФ 53,6 78,6 146,7  
 

    По  итогам 2008 финансового года видно, что  в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.

    Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (39%), НДС (24%) и налога на прибыль (19%).

  Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2008 году составили 761,1 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления выросли на 119,8 млрд. рублей, или на 18,7%.

  Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2008 году составили 998,4 млрд. рублей и по сравнению с 2007 годом снизились на 28,2%. В сопоставимых условиях (поступления за 2007 год приведены в условиях 2008 года) темп роста НДС, по экспертным оценкам Службы, составляет 107,7%.

  Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2008 году на 17,4% больше, чем в 2007 году.

    Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2008 году поступило в федеральный бюджет 1 604,7 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти – 1 493,0 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 90,5 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов месторождений – 8,4 млрд. рублей. По сравнению с 2007 годом поступления НДПИ выросли на 42,9%.

    По  данным Росстата, основная доля налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ пришлась в 2008 году на доходы от внешнеэкономической деятельности - 3 584,9 млрд. рублей, в том числе НДС на товары, ввозимые на территорию РФ - 1 133,8 млрд. рублей и акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ - 35,3 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 274,1 млрд. рублей, а расходы (включая финансовую помощь бюджетам других уровней) равнялись 7 566,6 млрд. рублей.

    Таким образом, анализируя данные таблицы 6 и Росстата, можно отметить, что НДС (в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) составил 2 132,5 млрд. рублей, что составляет почти 23% от всех доходов федерального бюджета.

    Положительные результаты поступлений за три квартала 2008 года компенсируют сокращение поступлений за 4 квартал 2008 года.

    На  основании данных таблицы 6 и Росстата составлю диаграмму 2 (см. Приложение Б). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Налог на добавленную стоимость прочно вошел в налоговую систему РФ. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране в 90-е годы. Но в целом он имеет позитивное значение и функционирует в России.

  Можно отметить, что объективная необходимость  введения НДС в 
Российской Федерации была обоснована рядом факторов:

  1. пополнение доходов бюджета, испытывающего острый финансовый кризис и нуждающегося в стабильных налоговых поступлениях;
  2. создание новой модели налоговой системы в соответствии с требованиями рыночной экономики;
  3. присоединение к международному сообществу, широко применяющему данный налоговый механизм.

  НДС имеет огромное фискальное значение, являясь значительным источником пополнения доходов бюджета. В то же время налог на добавленную стоимость выполняет регулирующую функцию путем воздействия на механизм ценообразования.

  С появлением НДС и акцизов в  налоговой системе РФ косвенные  налоги стали открыто играть решающую роль при мобилизации доходов  в бюджет. В консолидированном  бюджете РФ поступления от НДС на товары, реализуемые на территории РФ, уступают только налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. В то же время в федеральном бюджете РФ налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ ( в том числе НДС при ввозе товаров на территорию РФ) стоит на первом месте, превосходя по размеру все налоговые доходы. Таким образом, налог на добавленную стоимость играет очень важную роль в формировании доходной части бюджета.

  Несмотря  на огромное фискальное значение данного  налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога.

    В 2008 году Председатель Правительства  и Президент РФ выступили на расширенном  заседании Госсовета с программной  речью снизить ставку НДС до 12-13%. Предприниматели просили либо снизить НДС до 10%, либо отменить его, не заменяя его никаким налогом.

    Если  бы не мировой финансовый кризис, то возможно, что уже в 2009 году была бы снижена ставка НДС. А пока Правительство  РФ решило вернуться к рассмотрению этой темы лишь после 2010 года, когда экономика страны выйдет из мирового финансового кризиса. Зато Правительство РФ снизило ставку по налогу на прибыль с 24 % до 20%. В 2009 году ожидается недоначисление в федеральный бюджет как минимум 400 млрд. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93г., Консультант Плюс: Высшая школа – Весна 2008;
  2. Налоговый  Кодекс РФ по состоянию на 01.05.08 г., Консультант Плюс: Высшая школа – Весна 2008;
  3. www.Minfin.ru;
  4. www.Klerk.ru;
  5. www.Gazeta.ru;
  6. www.FINMARKET.RU;
  7. Дементьева Д.В., Щербаков В.А. Бюджетная система РФ – М.: КноРус, 2008;
  8. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации - М: ИТК "Дашков и К", 2008.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях) 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах) 
 

Информация о работе Роль НДС в формировании доходов бюджета