Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и точник информации о состоянии государственного бюджета.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всехуровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая недо.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально
безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но
и точник информации о состоянии государственного бюджета.

С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всехуровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая
деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также
формируется прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов
управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с
коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от
ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-
правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые
ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и
необходимых для осуществления собственных функций (оборонных,
социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов сразу же
сказываются на самочувствии государства, а через это на самочувствии
общества и населения.

Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от
порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при этом
косвенные налоги формируют большую часть российского налогового
бюджета. Но актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее
время наблюдаются попытки по смещению акцента в сторону увеличения
доли прямых налогов в бюджете страны, что само по себе предопределяет
пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и
направлениям их совершенствования.

Целью исследования является изучение прямых налогов и перспектив
их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации а так жероль в формировании доходов бюджетов различных уроней.

Для достижения данной цели поставлены и выполнены следующие
задачи:

-   сформулировать определение «прямые налоги», опираясь на мнения
разных авторов:

-  раскрыть сущность и значение прямых налогов в сравнении с
косвенными налогами;

-   рассмотреть существенные элементы основных прямых налогов и их
роль в формировании бюджетов различных уровней;

-   определить пути совершенствования прямого налогообложения;

-   проанализировать принятые и реализуемые меры в области прямых
налогов, оказывающие влияние на доходность в бюджет в 2008-2010 годах;

- выявить основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Объектом исследования является налоговая система РФ Теоретической и методической основой послужили нормативно- правовые акты в области налогообложения: Налоговый Кодекс РФ (первая и вторая части) и др.; труды российских и зарубежных ученых по проблемам прямого налогообложения (статьи, работы).

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налоги как основной источник формирования доходов государственных
бюджетов известны с незапамятных времен. С изменением роли и значения
налогов в экономической системе общества происходила эволюция во
взглядах и на саму природу налога. В XVIIIb. преобладало мнение о том, что налог - это цена за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах
государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог - это
принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на
покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

НК РФ (п.1 ст.8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и
физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве
собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований».

Существуют различные классификации налогов. Наиболее
существенное значение для современной теории и практики
налогообложения имеет классификация налогов по способу взимания н
прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги, которые взимаются непосредственно с
доходов или имущества налогоплательщика (прямая форма обложения).

Косвенные налоги - налоги, которые включаются в цену товаров,
работ, услуг.

Существует и другой вариант данных определения прямых и
косвенных налогов:

Прямые налоги - подоходно-поимущественные налоги, т. е. те которые
уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания
величины объекта налогообложения, расчета налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.

Косвенные налоги - налоги на потребление.

Чтобы раскрыть сущность прямых налогов, необходимо провести
сравнительную характеристику прямых и косвенных налогов по основным
признакам, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1.1-Сравнительная характеристика прямых и косвенных налогов

Признак сравнения

Прямые налоги

Косвенные налоги

Субъект

правоотношений

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают два субъекта: бюджет и налогоплательщик

В правоотношения по поводу взимания налогов вступают три субъекта: бюджет, носитель налога и юридический налогоплательщик как посредник между ними

Факторы, определяющие величину налога

Величина налогов

непосредственно

зависит от финансовых

результатов

деятельности

налогоплательщика

Величина налогов не зависит от финансовых результатов деятельности налогоплательщика

Объект

налогообложения

Эти налоги подоходно- поимущественные

Эти налоги имеют объектом обложения обороты по реализации

 

Современное представление о делении налогов на прямые и косвенные
сложилось в результате многовекового развития. Рассмотрим историческую
эволюцию представлений о критериях деления налогов на прямые и
косвенные. Эти критерии включают:

1)                 критерий перелагаемости;

2)                 критерий способа налогообложения и взимания;

3)                 критерий платежеспособности.

Согласно первому критерию перелагаемость налогов возможна только
в процессе обмена, результатом которого является формирование цен.
Посредством обменных и распределительных процессов определенный
законодательством плательщик налога имеет возможность переложить
налоговое бремя на иное лицо - носителя налога. Иными словами, лицо, на
которое формально возложена обязанность быть плательщиком налога, и
лицо, фактически уплачивающее данный налог, - это не обязательно одно и
то же лицо.

Критерий перелагаемости впервые был использован в качестве основы деления налогов на прямые и косвенные английским философом Джоном Локком (1632-1704) в конце XVII в. (практика такой классификации установилась еще в XVI в.). Локк исходил из того, что любой налог, с кого
бы он ни взимался, в конечном счете, упадет на землевладельца, так как один лишь доход земельного собственника - действительно чистый доход, из которого все платят все налоги. Поэтому налогам, падающим на землю
косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с
землевладельца. Следовательно, поземельный налог - это прямой налог, а

остальные налоги являются косвенными3. Впоследствии шотландский экономист и философ А. Смит (1723-1790) исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами - на предпринимательскую прибыль и на заработную плату. Косвенные же налоги, по мнению А. Смита, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются на потребителя4.

Английский экономист, философ и общественный деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) критерием считал намерение законодателя: прямой налог - это налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный - это налог, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо5. Того же мнения придерживался и Адольф Вагнер (1835-1917)6.

Итак, в соответствии с рассмотренным критерием окончательным плательщиком прямых налогов становится лицо, которое получает доход.

Недостатком критерия деления налогов на прямые и косвенные по их перелагаемости являлось то, что многие прямые налоги на практике перелагаются не хуже косвенных, а косвенные перелагаются далеко не всегда и иногда не полностью. Прямые налоги при определенных обстоятельствах также могут быть переложены на потребителя посредством действия ценового механизма.

В связи с недостатками критерия перелагаемости во Франции, например, приняли за основу деления налогов на прямые и косвенные способ налогообложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным), периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земли, домов и др.) и в определенные сроки. В соответствии с критерием платежеспособности обложение налогом определенного источника относится к прямым налогам, обложение же на основе учета общей платежеспособности лица - к косвенным. Иными словами, все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те же налоги, в которых государство не устанавливает платежеспособности через действия плательщиков, признаются косвенными.

Немецкий ученый Геккель конкретизировал это положение, разделив все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления. Он полагал, что хозяйство

налогоплательщика делится на доходное и расходное. Обложение хозяйства плательщика в процессе приобретения и накопления производится путем подоходно-поимущественных налогов (поземельного, подомового,промыслового, с денежных капиталов и с личного труда), которые Геккелем были отнесены к прямым. Обложение же расходного, потребительского хозяйства производится налогами на расход, на потребление, которые он отнес к косвенным7.

Деление налогов на прямые и косвенные на основании подоходно-
расходного принципа, установленного в начале XX в., не утратило своего
значения и в конце века.

Однако, помимо деления налогов на прямые и косвенные в литературе
по теории налогообложения встречается и другая классификация. Так, по
мнению доктора экономических наук, профессора Б. X. Алиева, по способу
взимания все налоги классифицируются на три группы:

1)                 прямые налоги;

2)                  косвенные налоги;

3)                 пошлины и сборы.

Под прямыми налогами понимаются налоги на доходы и имущество,
под косвенными - налоги на товары и услуги. В разряд пошлин и сборов Б.
X. Алиев включает все остальные налоговые платежи, не попавшие в два

первых разряда . Именно данная классификация, на мой взгляд, является
самой оптимальной, потому что в полной мере отображает систему
сегодняшних налогов.

Следует отметить также, что в литературе по теории налогообложения
прямые налоги в свою очередь подразделяются на реальные и личные.
Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что доход
может оцениваться непосредственно или опосредованно. Так, организации
уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной
выручки и понесенных расходов, физические лица уплачивают налог с
доходов, рассчитанных с учетом поступлений, имущественного положения,
затрат и др. Группу прямых налогов, облагающих действительно полученный
доход (прибыль), называют личными налогами.

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов