Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:05, курсовая работа

Описание

Налоги представляют собой не только обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, но и точник информации о состоянии государственного бюджета.
С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всехуровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется прибыль предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая недо.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Доход может определяться и опосредованно, через оценку внешних
проявлений благополучия лица: вида и качества жилья, размера и
месторасположения земельного участка и др. В этом случае облагается не
фактический, а предполагаемый средний доход лица, получаемый в данных
экономических условиях от того или иного предмета налогообложения
(собственности, денежного капитала и др.). Эту группу прямых налогов
называют реальными. Реальными налогами облагается, прежде всего,
имущество, отсюда и их название [англ. real - имущество].

Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика. Так, налог на игорный бизнес введен с той же целью, что налог на вмененный доход, потому что значительная часть доходов игорного бизнеса не предъявляется к налогообложению, не учитывается при расчете налога на прибыль. Поэтому законодатель установил налог в твердом размере на каждый игровой стол, игровой автомат, кассу тотализатора или букмекерской конторы.

Однако если налог на вмененный доход ориентирован на учет ряда факторов, существенных для определения потенциального дохода, то налог на игорный бизнес взимается по ставке, единой для всех игорных заведений, расположенных на территории субъекта РФ.

Таким образом, группу прямых реальных налогов образуют земельный, транспортный налоги, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, единый налог на вмененный доход, налог на игорный бизнес. В группу прямых личных налогов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на наследование или дарение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Прямые налоги в формировании доходов в бюджет

 

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную и экономическую.

Фискальная функция - основная, характерная для всех государств. С её помощью создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных отношений оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 503,0 млрд. рублей, что на 13,9% больше, чем в январе 2010 года, (см табл. 1.2 в приложениях)

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе 2011г. обеспечили поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 35,1%, налога на добычу полезных ископаемых - 22,3%, налога на доходы физических лиц - 17,0%, налога на прибыль организаций - 8,2%.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2011г. составило 41,3 млрд.рублей и

сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 46,7%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе 2011г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с январем 2010г. на 1,1 процентного пункта и составила 93,6%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 0,8 процентного пункта и составила 3,3%. смю табл. 1.3 в приложениях)

В январе 2011г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 85,5 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 1,7% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.

Таблица 1.4 - Поступление налога на доходы физических лиц

 

Январь 2011г.

Справочно январь 2010г.

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Всего

85,5

100

84,1

100

из них: с доходов, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

1,4

1,6

1,5

1,8

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в виде дивидендов от долевого участия в деятельности организаций

0,0

0,0

0,0

0,0

с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации

83,3

97,4

81,8

97,3

с доходов, полученных физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации

0,5

0,6

0,6

0,7

с доходов, полученных в виде выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг

0,3

0,3

0,2

0,2

В январе 2011г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 112,4 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года в 1,9 раза. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 89,1% и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 8,1 процентного пункта при уменьшении доли налогов на остальные полезные ископаемые, смю табл. 1.5 в приложениях)

Рассмотрим формирование бюджетов разных уровней на примере налога на прибыль.

В 2010 г. объем поступлений налога на прибыль организаций на федеральном уровне, по данным Минэкономразвития РФ, составил 8,7% от доходов федерального бюджета (170,82 млрд. руб.), что на 0,8% в абсолютном

 

 

 

 

 

 

 

 

значении меньше по сравнению с предыдущим годом (см. рис. 2). В консолидированный бюджет субъектов РФ сборы налога на прибыль выросли по сравнению с 2010 г. на 22% и составили, по данным Минфина РФ, 351,66 млрд. руб. Итого в консолидированный бюджет РФ по налогу на прибыль в 2010 г. поступило 522,5 млрд. руб., что на 13,5% больше чем в 2007 г.

Так, снижение ставки по налогу на прибыль с отменой инвестиционной льготы не дало ожидаемого эффекта

•        во-первых, не послужило стимулирующим фактором для развития предприятий, так как на их инвестиционную деятельность и деловую активность в основном влияние оказали другие факторы макроэкономического и институционального характера, особенно в отношении иностранных инвесторов.

•  во-вторых, оказало негативное влияние в целом на налоговую собираемость.

Резервы же более эффективного сбора налогов колоссальны. Государство упускает миллиарды долларов в результате слабости налоговых органов и сложности налоговой системы. Так, до сих пор не проведена оценка стоимости и эффективности сбора каждого налога, что позволило бы ответить на многие вопросы (в данном случае в отношении налога на прибыль). Очевидно, что собирать надо только реально собираемые, а не теоретические налоги.

В целом же, в области налогового реформирования необходимо двигаться в рамках реформы межбюджетных отношений и разграничения полномочий между уровнями власти, что особенно актуально по налогу на прибыль. Как показано выше, в рамках государственной налоговой политики наблюдается постепенное смещение приоритетов в региональный уровень. Однако для достижения реального эффекта можно было бы, например, сразу и полностью передать налог на прибыль в ведение региональных властей, установив 100% поступление данного налога в региональные бюджеты, при этом увеличив сборы в федеральный бюджет за счет других налогов.

Таким образом, власти субъектов могли бы проводить самостоятельную налоговую политику, руководствуясь критерием объем сборов налога на прибыль/уровень инвестиционной активности, что значительно повысило бы как уровень сборов по данному налогу и дало бы реальный экономический эффект. При этом регионы имели бы право самостоятельно устанавливать ставки по налогу на прибыль в соответствии с ограничениями, принятыми на уровне федерального законодательства.

В этом случае разрыв между верхним и нижним пределами ставок не должен быть велик, чтобы не создавать очередных оффшоров внутри страны. Например, разрыв мог бы не превышать 5%, хотя, конечно, требуются более детальные экономические расчеты эффекта для каждого региона и страны в целом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ

Основные направления совершенствования прямых налогов в среднесрочной перспективе.

В соответствии с принципами среднесрочного финансового планирования Министерством финансов Российской Федерации в 2007 году был впервые разработан документ, определяющий концептуальные подходы формирования налоговой политики в стране на трехгодичный плановый период 2008 - 2010 годов. Предлагаемые Минфином России мероприятия, предусматривающие изменение в 2008 - 2010 годах налогового законодательства в части налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, отражены в Основных направлениях налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в марте 2007 года

Налог на доходы физических лиц в целом оправдал себя и не требует серьезных изменений. Принятое решение о взимании данного налога по ставке в размере 13% в целом до сих пор соответствует современным экономическим условиям. Вместе с тем, в действующий порядок применения этого налога, начиная с 2007г., были внесены некоторые корректировки, связанные с совершенствованием применения его отдельных норм.

В частности, с 2007 года увеличился размер существующих социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации с 38 до 50 тыс. руб. Кроме того, в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования было разрешено учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы физических лиц на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного медицинского страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц.

В среднесрочной перспективе предполагается дальнейшее реформирование системы налоговых вычетов, предоставляемых физических лицам по налогу на доходы физических лиц. В частности, предполагается принятие следующих решений:

а)              Введение налогового вычета, предоставляемого на сумму отчислений налогоплательщика на осуществление добровольного пенсионного страхования.

б)              Объединение социальных налоговых вычетов, предоставляемых на сумму расходов на собственное обучение, а также на сумму расходов на лечение с соответствующим увеличением предельной общей суммы такого вычета. Налогоплательщик, таким образом, помимо увеличения абсолютной суммы вычета получит возможность использовать налоговую льготу в

указанной сумме в отношении расходов на образование, здравоохранение или добровольное пенсионное страхование.

в)              Совершенствование имущественного налогового вычета, предоставляемого налогоплательщику налога на доходы физических лиц при реализации недвижимого имущества. В рамках данного направления налоговой политики предполагается принятие следующих мер.

-   Переход к порядку, в соответствии с которым имущественный налоговый вычет, предоставляемый налогоплательщику при реализации жилой недвижимости в сумме, равной доходам от реализации, может быть предоставлен и в случае, когда налогоплательщик владеет этим имуществом менее трех лет при условии, что налогоплательщик приобрел право собственности на это имущество в результате приватизации и проживал в данной жилой недвижимости к моменту в течение определенного срока (например, не менее 3-5 лет);

-   Предоставление имущественного налогового вычета при реализации недвижимого имущества в сумме, равной доходам от реализации имущества, исключительно при реализации жилой недвижимости с одновременным выполнением следующих условий: реализуемый объект жилой недвижимости должен являться единственным объектом жилой недвижимости, находящимся в собственности налогоплательщика и по адресу указанного объекта недвижимости должно находиться место жительства налогоплательщика.

При этом действующие правила о предоставлении имущественного налогового вычета при реализации недвижимого имущества в сумме, равной расходам на приобретение имущества, предполагается сохранить.

г)              Совершенствование законодательного регулирования порядка предоставления имущественных налоговых вычетов при реализации физическими лицами имущественных прав.

В частности, предлагается установить применительно к имущественным правам порядок применения имущественных налоговых вычетов, аналогичный порядку, применяемому при реализации налогоплательщиками иного имущества.

Информация о работе Прямые налоги и их роль в формировании бюджетов