Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:32, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
1) раскрыть сущность и значение прибыли организаций;
2) исследовать основные элементы налога на прибыль организаций;
3) выявить роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета РФ, областного и местного бюджетов Курской области;

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)


                                           Введение

 

Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Налог как экономическая категория представляет собой обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц.

С переходом экономики нашего государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и  независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять полученную прибыль.

Прибыль как экономическая категория – это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, определяемый как разность между выручкой от хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность.

Соединив в одно целое две вышеупомянутые экономические категории, получается один из видов налога, посредством которого налоговая система государства может выполнять свойственные ей функции – это налог на прибыль организаций.

Актуальность рассмотрения данной темы выражается в том, что налог на прибыль представляет собой часть отношений экономического субъекта с государственными и контролирующими органами, и нарушения в данной области могут повлечь за собой существенные последствия для экономического субъекта. Кроме того, актуальность темы подтверждается и тем фактом, что налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость.

Целью работы является изучение теоретических аспектов налога на прибыль, его роли в формировании бюджета, рассмотрение перспектив его развития.

Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:

1)     раскрыть сущность и значение прибыли организаций;

2)     исследовать основные элементы налога на прибыль организаций;

3)     выявить роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части бюджета РФ, областного и местного бюджетов Курской области;

4)     провести сравнительный анализ налога на прибыль организаций в РФ и налога прибыль корпораций в нескольких промышленно развитых странах, выявить сходства и различия;

5)     рассмотреть проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций.

Объектом исследования, таким образом, является налог на прибыль организаций.

Краткая характеристика структуры курсовой работы представляет собой следующее: три главы, первой из которых является теоретическая, содержащая основные понятия о прибыли организаций и её связь с налогообложением; второй – исследовательская, представляющая собой характеристику основных элементов налога на прибыль организаций; третьей – аналитическая, рассматривающая налог на прибыль организаций как инструмент регулирования экономики.

Курсовая работа создана на основе информационной базы, в которую вошли учебники и учебные пособия для ВУЗов по теории налогообложения; статьи и периодические издания о налоге на прибыль организаций; статистическая и налоговая отчетность РФ и зарубежных стран за 2006 – 2008 гг.; Налоговый Кодекс РФ; а также Интернет источники.

        

 

            1 Прибыль организаций и её связь с налогообложением

  

            1.1 Понятие, сущность, значение прибыли организаций

 

 

В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль, о которой, помимо заработной платы, процента и ренты, часто говорят экономисты. Что же такое прибыль?

В экономической теории нет единого ответа на вопрос о том, что такое прибыль. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формы дохода - процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других - это только процент на капитал [ 4, c.136].

В реальной действительности прибыль - конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибыли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высокопроизводительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила свободно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру интернациональной экономики.

Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы. Каковы же подходы к определению прибыли?

Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли. Согласно марксистской трактовке, прибыль есть превращенная форма прибавочной стоимости. Поэтому ее величину определяют как разницу между стоимостью товара и издержками его производства (если товары реализуются по стоимости).

Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены [4, c. 152].

По своей экономической сущности прибыль, как и прибавочная стоимость, является результатом неоплаченного труда рабочего и выражает сущность эксплуатации.

             Современная экономическая наука рассматривает прибыль как доход от использования факторов производства: труда, земли, капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, т.е. присвоения неоплаченного наемного труда, она исходит из того, что сущность прибыли и предпринимательского дохода вытекает из функций предпринимателя, которые включают:

- проявление инициативы по соединению ресурсов для производства какого-либо товара и услуги;

- принятие основных неординарных решений по управлению фирмой;

- внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или совершенствования и радикального изменения производственного процесса;

- несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми вышеуказанными факторами.

Отсюда вытекают следующие определения прибыли:

а) прибыль - это плата за услуги предпринимательской деятельности;

б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;

в) прибыль - это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности;

г) прибыль - это доход, возникающий при монопольном положении производителя (продавца) на рынке [ 11, c. 211].

           Основными показателями прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности выступают: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль. Прибыль от реализации - это разность между валовым доходом и затратами на реализацию товаров (издержками обращения). Прибыль является результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы. Балансовая прибыль - сумма прибыли предприятия от реализации продукции и доходов от других видов деятельности. Балансовая прибыль, как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета. Чистая прибыль представляет собой разницу между балансовой прибылью и суммами отчислений и платежей в бюджеты разных уровней.

Если говорить о значении прибыли, то следует учесть, что рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

             Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов.

Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия.

 

1.2 Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

 

 

Как уже неоднократно упоминалось, прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, и в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. 

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

       На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).     

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий)[11, c.240].

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве. Это означает, что величина прибыли формируется под воздействием таких основополагающих факторов как себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

               Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.  

   К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

- показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда) [11, c. 269];

Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

Цены могут быть свободными, т.е. рыночными, величина которых определяется спросом и предложением и регулируемыми государством.

Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятий продукция реализуется другим предприятиям или торгово-сбытовым организациям. Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятий, НДС и акцизы. По данной цене продукция реализуется за пределы данной отрасли. Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую накидку (скидку). По розничным ценам товары реализуются конечному потребителю - населению.

Информация о работе Налог на прибыль, его роль в формировании бюджета