Роль НДС в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2011 в 13:35, курсовая работа

Описание

Целью моей курсовой работы является изучение и анализ налога на добавленную стоимость, как одного из основных налогов, формирующих бюджет в Российской Федерации.

Содержание

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1 История возникновения и развития НДС в мире.
1.2 История возникновения и развития НДС В России.
1.3 Экономическое содержание НДС.
1.4 Принципы построения налога на добавленную стоимость.
2. Практическая часть.
2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика доходной части федерального бюджета.
2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение А - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. (в млрд. рублях)
Приложение Б – Доля поступлений налогов в общем доходе федерального бюджета за 2008 год (в процентах)

Работа состоит из  1 файл

«Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходной части бюджета».docx

— 95.36 Кб (Скачать документ)

    Порядок и сроки уплаты НДС:

    Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется  по итогам налогового периода, с учетом предусмотренных налоговых льгот, в соответствии со статьей 173 НК.

    Уплата  налога производится по итогам каждого  налогового периода исходя из фактической  реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных  нужд, работ, оказания, в том числе  для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом 
 

    2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    2.1 Федеральный бюджет. Общая характеристика

    доходной части федерального бюджета

    Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной  системы. В нем объединены основные экономические категории – это  налоги, государственный кредит, государственные  расходы.

    Понятие федерального бюджета можно рассматривать  с различных точек зрения:

  1. С экономической точки зрения, федеральный бюджет – это форма образования и использования централизованного фонда денежных средств.
  2. С точки зрения финансов, федеральный бюджет – это основной финансовый план государства на финансовый год и плановый период.

    Роль  федерального бюджета:

  • В перераспределении ВВП и в концентрации денежных средств; через федеральный бюджет распределяются средства:
    • между видами экономической деятельности;
    • между производственной и непроизводственной сферой;
    • между регионами;
  • Федеральный бюджет является источником капвложений в основные фонды, что ведет к ускорению научно-технического процесса;
  • Федеральный бюджет является источником средств для развития квалифицированных кадров;
  • Федеральный бюджет является источником средств в развитии культуры, СМИ, искусства.

    Таким образом, назначение федерального бюджета заключается в финансовом обеспечении государственных мероприятий.

    В Федеральном законе «О Федеральном бюджете» устанавливаются государственные расходы, государственные расходы, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, размеры заимствований, предельный размер кредитов, предоставляемых иностранным государствам.

    Доходы  федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  порядке в соответствии с бюджетным  и налоговым законодательством  в распоряжении федеральных органов  власти.

    Структура доходов бюджета:

  • Налоговые доходы;
  • Неналоговые доходы;
  • Безвозмездные поступления.

    В зависимости от уровня органа власти, устанавливающего налоги, все налоги подразделяются на три вида:

  • Федеральные налоги (на уровне России);
  • Региональные налоги (на уровне субъекта Федерации);
  • Местные налоги (на уровне органа местного самоуправления).

    Начиная с 2005 года, в федеральный бюджет поступают  налоговые доходы в соответствии со статьей 50 БК РФ. В таблице отражены доли  поступления некоторых налогов  в федеральный бюджет. 

Таблица 2 – Доля поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет. 

      
№ п/п Налоговый доход Доля поступлений  в федеральный бюджет, %
1 Налог на прибыль (в части федерального бюджета) 100
2 Налог на прибыль (в виде дивидендов) 100
3 Налог на прибыль (соглашения о разделе продукции) 20
4 НДС 100
5 НДПИ (горючий  газ) 100
6 НДПИ (углеводородное сырье) 95
7 Водный налог 100
 

    Таким образом, НДС поступает в федеральный  бюджет в полном объеме, как и  налог на прибыль. Хотя до 2002 года НДС в федеральный бюджет поступал не в стопроцентном объеме. 

    Доходные  поступления в федеральный бюджет контролируют главные распорядители  бюджетных средств – администраторы доходов. Например, в 2006 году количество администраторов налоговых поступлений составляет 49 различных ведомств. Определенные виды обязательных платежей закреплены за следующими федеральными службами.

  1. Федеральная налоговая служба:
  • Налог на прибыль (части федерального бюджета);
  • Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет;
  • Налог на добавленную стоимость на товары, реализуемые на территории РФ;
  • Акцизы по товарам, производимым на территории РФ;
  • Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • И т.д.
  1. Федеральная таможенная  служба:
  • Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • Акцизы по товарам, ввозимым на территорию РФ;
  • Таможенные пошлины;
  • Таможенные сборы.
  1. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
  1. Управление делами Президента РФ.
  2. И другие.

    Таким образом, поступления налога на добавленную  стоимость при ввозе товаров  на территорию РФ обеспечивает не только Федеральная налоговая служба (ФНС), но и  Федеральная таможенная служба (ФТС). 
 
 

2.2 Роль налога на добавленную стоимость в формировании

  доходной части  бюджета

    Федеральные налоги, их перечень, порядок обложения  и порядок зачисления в бюджет устанавливаются федеральными законами РФ. Взимаются федеральные налоги на всей территории РФ.  

Таблица 3 – Плановые доходные показатели федерального бюджета

в 2005-2007 гг.

Вид дохода 2005 г. 2006 г. 2007 г.
млн. руб. % млн. руб. % млн. руб. %
Доходы, всего 4 896 534   98 5 046 059   99         6 964 835   99
Налог на прибыль      328 747   7      344 838   7            580 409   8
Единый  социальный налог в федеральный  бюджет      266 159   5      302 090   6            368 774   5
Налог на добавленную стоимость (территория РФ) 1 073 329   22 1 123 248   22         1 485 043   21
Акцизы (территория РФ)        89 225   2        88 526   2            106 313   2
Налог на добавленную стоимость (ввоз на территорию РФ)      427 774   9      510 621   10            693 062   10
Акцизы (ввоз на территорию РФ)        17 568   менее 1        21 661   менее 1              20 370   менее 1
НДПИ  платных услуг  государства 812 323 16 731 570 15 1 037 740 15
Ввозные таможенные пошлины      265 307   5      310 593   6            385 340   6
Вывозные  таможенные пошлины 1 323 846   27 1 297 250   26         1 998 844   29
Доходы  от использования государственного имущества        81 556   2        85 769   2              99 781   1
Доходы  от оказания платных услуг государства        64 163   1        89 838   2            118 695   2
Безвозмездные поступления        83 222   2 --- --- --- ---
 

  Таким образом, доходная часть госбюджета состоит из налоговых доходов. Исходя из таблицы 1, видно, что три налога (НДС, таможенная пошлина и НДПИ) составляют около 80% всех доходов в федеральный бюджет. При этом ведущее место среди налоговых поступлений сохраняется за НДС, в том числе НДС на товары, ввезенные на территорию РФ (31, 32 и 31% соответственно).

  Это является положительным моментом, так  как косвенное налогообложение  имеет фискальную направленность, в меньшей степени влияя на характер и структуру экономического роста. НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги:

  1. во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть, или занизить, нежели прибыль, вследствие этого даже стали реже случаи финансовых нарушений;
  2. во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру;
  3. в- третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны.
 

  Проанализирую поступления в бюджеты всех уровней  основных налогов в условиях возникновения  и развития мирового кризиса (см. таблицу 4 и 5). 
 

Таблица 4 - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за     9 месяцев 2007-2008 гг. 

Вид дохода 2007 год 2008 год В процентах  к 2007 году
Сумма, млрд. руб. Сумма, млрд. руб.
Поступление ФНС доходов всего 2 537,37       3 225,00   127,10%
Из  них:      
НДПИ         763,53      1 298,00   170,00%
Налог на прибыль         411,70         603,70   146,64%
ЕСН в федеральный бюджет         285,12         369,80   129,70%
НДС на товары, реализуемые  на территории РФ         919,89         800,30   87,00%
Акцизы           78,82           91,90   116,60%
 

    В условиях стабильности в 2008 году только за девять месяцев доходы федерального бюджета РФ от взимания налогов и  страховых взносов выросли на 27,1% к аналогичному периоду прошлого года.

    Доходы  бюджета на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили 40% от всех поступлений, по НДС – 25%, налогу на прибыль – 19%.

    Доходы  от взимания НДС на товары, реализуемые  на территории РФ, за девять месяцев  2008 года составили 800,3 миллиарда рублей и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизились на 13%.

    Однако  если сопоставить условия взимания НДС в прошлом году с условиями 2008 года, то есть с учетом введения квартальной уплаты налога, то тогда темп роста поступлений НДС, по экспертным оценкам ФНС, составил бы в январе-сентябре 136,0%. 

Таблица 5 - Поступление администрируемых ФНС доходов в бюджетную систему Российской Федерации за октябрь – ноябрь 2008 г. 

Вид дохода октябрь ноябрь В процентах  к октябрю
Сумма, млрд. руб. Сумма, млрд. руб.
поступления от ФНС       437,00        204,00   46,68%
Из  них:      
НДПИ         99,78        122,13   122,40%
Налог на прибыль       282,00           50,30   17,80%
НДС на товары, реализуемые на территории РФ       157,00           29,20   18,60%
 

    Проанализирую динамику развития кризисных явлений  за октябрь-ноябрь 2008 года. Из таблицы 5 видно, что в ноябре по сравнению с октябрем поступления от ФНС сократились более чем значительно. Особенно это касается двух налогов – НДС и налог на прибыль.

    В ноябре в бюджет налога на прибыль  поступило 50,3 миллиарда рублей, что в пять раз меньше, чем в октябре. Почти такая же ситуация с НДС - поступления ноября составили всего 29,2 миллиарда рублей. Для сравнения - в октябре собрали 157 миллиардов рублей НДС. По отношению к прошлому ноябрю налог на прибыль упал на 65 процентов, НДС - на 75 процентов.  

Информация о работе Роль НДС в формировании доходов бюджета