Расходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание

Сложившаяся социально-культурная ситуация в обществе носит разнонаправленный, динамичный характер, который еще мало изучен и его оценки крайне противоречивы. Наряду с позитивными изменениями в стране нельзя не отметить негативные тенденции: распад и развал системы культурных ценностей, духовное обнищание, увеличивающийся разрыв между моралью и правом. Сегодня идет интенсивный научный поиск путей решения возникающих социально-культурных проблем.

Содержание

Характеристика состояния учреждений социально-культурной сферы региона
2. Источники финансирования бюджетных учреждений
3. Совершенствование финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы региона
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

расходы соц кул.doc

— 643.00 Кб (Скачать документ)

Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:

                       социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

                       социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

                       социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

                       социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

                       социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

                       социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

                       обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

                       предоставление временного приюта;

                       реабилитационные услуги;

                       полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

                       социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

                       дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

                       социально-консультационная помощь;

                       материальная помощь;

                       срочное социальное обслуживание;

                       предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.

Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации «Охрана семьи и детства».

Таким образом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.


3. Совершенствование финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы региона

 

При формировании бюджета Ростовской области на 2010 год учтены установленные Бюджетным посланием Президента Российской Федерации цели и задачи бюджетной политики страны и основные направления бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2010–2012 годы. Для обеспечения макроэкономической стабильности и минимизации бюджетных рисков планирование бюджета осуществлялось на основе консервативного прогноза социально-экономического развития региона и с учетом ограничения размера бюджетного дефицита.

Расходы бюджета на 2012 год сформированы исходя из необходимости решения следующих задач[10]:

                  обеспечение исполнения в полном объеме социальных обязательств, достижение большей адресности предоставления социальной помощи, услуг и льгот;

                  оптимизация текущих расходов бюджета, численности работников госуправления, повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, оптимизация бюджетной сети, увеличение числа автономных учреждений;

                  сохранение в составе инвестиционных расходов финансирования работ по строительству объектов высокой степени готовности, реализация проектов, дающих существенную экономию бюджетных средств;

                  сокращение неэффективных расходов областного бюджета.

Областной бюджет на 2012 год разработан на основе программно-целевого принципа бюджетного планирования. В нем предусмотрены расходы на реализацию 25 целевых программ, а также ряда целевых мероприятий, включая финансовую поддержку местных бюджетов. На долю программно-целевых расходов приходится 86,5 % (66,9 млрд руб.) всех расходов областного бюджета. Ассигнования на реализацию программ будут в основном направлены на финансирование государственных заданий по оказанию социальных услуг населению области, социальную поддержку, обеспечение жильем отдельных категорий граждан, на мероприятия в области здравоохранения, образования, культуры, спорта и молодежной политики. Также предусмотрены развитие сети автомобильных дорог, сельского хозяйства, информационных и телекоммуникационных технологий, поддержка малого и среднего предпринимательства, казачьих обществ.

Государственное задание как новый для бюджетного процесса инструмент, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам предоставления государственных услуг, стал основой для формирования проекта областного бюджета на 2010 год. В связи с продолжающейся реализацией концепции бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), возникла потребность в четком определении понятия «государственная услуга». Концепция БОР основана на принципе оплаты из бюджета определенной услуги, когда средства бюджета выделяются не на содержание учреждений (поликлиник, школ, музеев и т. п.), а на оплату предоставленных учреждениями услуг населению. При этом учитывается не только количество и качество услуг, но и показатели эффективности бюджетных расходов, направляемых бюджетным учреждениям в виде финансового обеспечения доведенного государственного задания.

Принято постановление администрации Ростовской области «О порядке организации работы по финансовому обеспечению государственного задания областным государственным учреждениям». Указанным постановлением предусмотрен мониторинг и контроль за исполнением государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам, на соответствие параметрам госзадания объема, качества предоставленных услуг, контингента потребителей услуги, соотношения нормативной и фактической стоимости единицы услуги. Мониторинг осуществляют главные распорядители средств областного бюджета и представляют на рассмотрение коллегии администрации Ростовской области. Результаты мониторинга подлежат опубликованию в областных СМИ и размещению на официальном сайте администрации Ростовской области.

На финансовое обеспечение выполнения региональными государственными учреждениями государственного задания в областном бюджете на текущий год предусмотрено 12,8 млрд руб. Это 43,8 % от общего объема расходов областного бюджета (без учета межбюджетных трансфертов), в том числе по государственным автономным учреждениям — 386,6 млн руб.

Одно из приоритетных направлений бюджетной политики в области — совершенствование межбюджетных отношений. На их финансирование в 2010 году выделено 40,8 млрд руб., или 52,7 % всех расходов областного бюджета. Финансовая помощь местным бюджетам помимо ее основных видов (дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенций в общей сумме 27,7 млрд руб.) включает дополнительные инструменты финансовой поддержки: субсидии — 10,2 млрд руб., дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов — 622,8 млн руб., дотации на поощрение достижения наилучших результатов деятельности органов местного самоуправления — 50 млн руб.

Наряду с этим сохранены закрепленные за местными бюджетами областным законодательством (с 2008 года) дополнительные единые нормативы отчислений от четырех налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в том числе 30 % налога на имущество организаций и 50 % транспортного налога. В целях повышения обеспеченности местных бюджетов собственными доходами, а также привлечения муниципальных образований к работе по развитию налоговой базы по налогу на прибыль с 2012 года муниципальным районам и городским округам дополнительно передается 1 % ставки этого налога.

Расходы бюджета Ростовской области на 2012 год предусмотрены в сумме 106,2 млрд руб. и имеют ярко выраженную социальную направленность. Объем средств, предусмотренных на социально-культурную сферу, составляет 60 % всех расходов. Для повышения качества жизни граждан в Ростовской области принимаются следующие меры[11].

1 В сфере образования. В целях решения комплекса задач в области образования, формирования единого образовательного и информационного пространства принята Областная целевая программа «Развитие образования в Ростовской области на 2010–2012 годы», для реализации которой в областном бюджете на 2012 год предусмотрено 14,8 млрд руб. Программные мероприятия направлены на:

                  удовлетворение потребности населения в получении доступного и качественного дошкольного, общего образования, начального и среднего профессионального образования;

                  обеспечение социально-правовой защиты обучающихся и воспитанников;

                  сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и воспитанников;

                  развитие системы выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи;

                  удовлетворение потребности регионального рынка труда в высококвалифицированных кадрах рабочих и специалистов;

                  создание безопасных условий образовательной деятельности.

Реализация программы позволит повысить доступность и качество образовательных услуг, соответствующих современным требованиям. В том числе в полной мере будут обеспечены условия получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья за счет модернизации учебно-материальной базы действующих специальных (коррекционных) учреждений, а также через интеграцию детей данной категории в массовую школу.

Программа направлена и на сокращение отставания малокомплектных сельских школ от других учреждений в техническом и информационно-методическом обеспечении, предоставление качественного образования независимо от места проживания учащихся. Мероприятия в части внедрения государственных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения позволят осуществить подготовку квалифицированных рабочих и специалистов, востребованных на региональном рынке труда.

В составе местных бюджетов предусмотрены средства на компенсацию стоимости питания обучающихся из малоимущих семей. Бесплатными завтраками за счет бюджетных средств обеспечены более 117 тыс. детей и подростков, объем средств муниципальных бюджетов на эти цели ориентировочно составляет более 275 млн руб.

2 В сфере здравоохранения. В регионе принята Областная целевая программа «Развитие здравоохранения Ростовской области на 2010–2012 годы», для реализации которой в областном бюджете на 2010 год предусмотрено 13 млрд руб. Цель данной программы — совершенствование системы профилактики и оказание медицинской помощи населению области. Ожидается, что ее реализация позволит закрепить позитивные тенденции, определяющие демографическую ситуацию в регионе, повысить доступность и качество медицинских услуг.

Положительная динамика наблюдается в льготном лекарственном обеспечении определенных категорий граждан, не получающих социальную помощь согласно Закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Это позволяет повысить уровень оказания лекарственной помощи жителям области с различными заболеваниями. Право на льготное лекарственное обеспечение в рамках данной программы имеют 187,6 тыс. человек. Контроль за уровнем цен на льготные лекарства осуществляется на этапе заполнения бланка заявки ЛПУ на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания.

Ежегодно утверждается Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, частью которой является программа обязательного медицинского страхования. В областном бюджете страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения предусмотрены в объеме 6,3 млрд руб.

Для перехода на одноканальную систему финансирования и поддержания учреждений здравоохранения в удовлетворительном состоянии в соответствии с постановлением администрации Ростовской области в областном бюджете предусмотрено 589,4 млн руб. на краткосрочные целевые мероприятия по содержанию учреждений здравоохранения области, оказывающих медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. Указанные средства направляются Ростовским областным фондом обязательного медицинского страхования в учреждения здравоохранения и расходуются на услуги связи, транспортные услуги, текущий ремонт машин, оборудования и иные расходы, предусмотренные сметой.

3 Социальное обеспечение. Как и в предыдущие годы, в областном бюджете на 2012 год предусмотрены в полном объеме ассигнования на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, позволяющие обеспечить все установленные льготы и компенсации, предоставляемые преимущественно в денежной форме. Объем выделяемых из областного бюджета собственных средств на обеспечение мер социальной поддержки «региональных» льготников увеличен в 2010 году по сравнению с предыдущим на 2 млрд руб., что связано с инфляционными процессами в экономике, а также предусмотренной областными законами ежегодной индексацией размеров ежемесячных денежных выплат и пособий.

Кроме этого в течение последних лет ежегодно происходит снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в доходах их семей с 20 % в 2008 году до 15 % в 2012 году. В связи с этим число семей — получателей жилищных субсидий, а также расходы областного бюджета, выделяемые на указанные цели, увеличиваются.

Информация о работе Расходы бюджета