Расходы бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства 5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений 15
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений 19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

861 КОНТР Расходы бюджета на образование.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет»

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

(наименование кафедры)

 

 

 

Житнухин Александр Викторович

 

(фамилия, имя, отчество студента)

 

 

 

Институт экономики

 

Отделение бизнес-образования

 

  курс

3

группа

124

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

По дисциплине

 

Бюджетная система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На тему

 

Тема №27 Расходы бюджета на образование

 

 

(наименование темы)

 

 

 

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметка о зачёте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

доцент

 

 

 

Н.П.Кашенцева

 

 

(должность)

 

(подпись)

 

(и.,о., фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архангельск

 

2012


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ              4

1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              5

1.1 Значение образования в решении социальных задач государства              5

1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней              8

1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений              15

2  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ              19

2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений              19

2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию              24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире повышается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества в Российской Федерации. Достижение высоких темпов экономического роста в России возможно только при условии создания конкурентоспособной образовательной системы. В концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, развитие образования рассматривается как один из факторов экономического роста.

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, насчитывающую более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек.

Вопросы финансирования образования становятся актуальными в условиях возрастания роли человеческого потенциала. Характер возникающих при этом задач разнообразен: от выявления источников финансирования и направления размещения финансовых ресурсов до определения качества образовательной услуги, структуры и видов образовательных учреждений.

Сегодня главной проблемой образования в России является низкий уровень финансирования, которому противостоит его массовость. Следствие – снижение качества образования и степени его соответствия требованиям современной экономики. Модернизация образования в России, включающая изменение системы его финансирования, осуществляется в условиях реформирования бюджетной системы.

Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;

− выявить основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений на современном этапе.

Теоретической базой исследования являются нормативно-законодательные акты РФ, учебные пособия и монографии отечественных авторов, статистические сборники, публикации в периодической печати, а также Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1 Значение образования в решении социальных задач государства

 

Развитие образования является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу, так как в современном мире основным фактором развития страны, ее конкурентоспособности на международном рынке являются уровень и качество образования населения.

Стратегические цели образования, в соответствии с принятой в 2000 г. Национальной доктриной образования в Российской Федерации [6], тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Роль образования на современном этапе развития России также  определяется  задачами  ее  перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания  страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Сфера образования является важной социальной отраслью, способствующей созданию условий для инновационного развития страны. В настоящее время эта сфера претерпевает глубокие и масштабные преобразования. Политика государства в отношении финансирования образования меняется в сторону повышения степени самостоятельности бюджетополучателей с целью более эффективного использования предоставляемых ресурсов [13, с. 4].

В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих,  информационных, материальных, финансовых [9].

Под термином «образование» в России понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [3].

Получение образования является одним из важнейших конституционных прав граждан России. Конституция РФ гарантирует населению нашей страны возможность получения образовательных услуг, предоставляемых государственными образовательными учреждениями на бесплатной основе. Статья 43 Конституции РФ провозглашает [1]:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений. В эту систему входят следующие виды учреждений: дошкольные (детские сады); общеобразовательные (начальные и средние школы); профессионального образования (профессиональные училища, техникумы, вузы); дополнительного образования взрослых (институты повышения квалификации и переподготовки, курсы); дополнительного образования детей (школы); специальные (школы для детей с физическими и умственными отклонениями; школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) [15, с. 459].

Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств.

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя Конституцию Российской Федерации [1], Федеральный закон «Об образовании»  от 10.07.1992 № 3226-1 [3], принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Наиболее важным из этих документов является Закон РФ «Об образовании» от 13 января 1996 г. В соответствии с этим Законом компетенцией в области образования обладают органы Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления. Они могут быть учредителями образовательных учреждений и финансировать их из соответствующих бюджетов [15, c. 460].

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах [3]:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 

 

Основным источником финансирования российской системы образования являются средства бюджетов различного уровня, вместе с тем за последнее десятилетие прослеживается тенденция к увеличению внебюджетного финансирования [13, с. 23].

По определению финансирование – это обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на реализацию некоторой потребности [10, с. 162]. Основным принципом финансирования является принцип безвозвратности, означающий, что предоставляемые учреждениям ресурсы непосредственно ими не возмещаются. Собственник (учредитель) не оплачивает произведенные для него товары или услуги, а именно финансирует некоторую деятельность, т.е. компенсирует полностью или частично расходы, понесенные в процессе осуществления этой деятельности, имеющей значение для учредителя. В частности, учебное заведение осуществляет образовательный процесс, а учредитель обеспечивает его средствами на выплату заработной платы сотрудникам и содержание (развитие) материально-технической базы.

Структура источников финансирования в общем виде для всех уровней системы образования Российской Федерации представлена на рисунке 1.

Информация о работе Расходы бюджета на образование