Расходы бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства 5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений 15
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений 19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

861 КОНТР Расходы бюджета на образование.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

Продолжится проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования студентов в 2011 – 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). Данный эксперимент согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 (с изменениями) должен проводиться с 2007 по 2013 год, однако на 1 июля 2010 года государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась, планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том числе в 2007 году – 63,6 млн. рублей, в 2008 году – 129,8 млн. рублей, в 2009 году – 706,0 млн. рублей [19].

 

1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений

 

В соответствии со ст. 12 ФЗ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией (федеральное государственное образовательное учреждение) или субъектом Российской Федерации (государственное образовательное учреждение, находящееся в ведении субъекта Российской Федерации) [3].

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с ФЗ «Об образовании» собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [3]. Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

Для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся.

За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.

Органами местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов.

Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя.

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Платная образовательная деятельность такого образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо лишения образовательного учреждения государственной аккредитации, либо прекращения деятельности образовательного учреждения, иные условия [3].

Конституция Российской Федерации [1] не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым.

С 01.01.2005 г.  п. п. 6, 7 ст. 41 Закон «Об образовании» [3], предусматривающие возможность осуществления финансирования негосударственных образовательных учреждений за счет бюджета, утратили свою силу. В результате изменений исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования. С названного момента финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Следствием постоянного и серьезного недофинансирования сферы образования в РФ становится снижения уровня материально-технического обеспечения учреждений, низкий уровень оплаты преподавательского состава и уменьшение из-за этого числа квалифицированных преподавателей. Все это ведет к снижению качества обучения подрастающего поколения, а в  конечном итоге может приводить к научно-техническому отставанию нашей страны, экономическим потерям и социальной напряженности в обществе [15, с. 461].

В настоящее время одной из важнейших задач государства является существенное изменение ситуации в сфере образования, в частности, совершенствование механизмов финансового обеспечения образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений

 

Важнейшим условием функционирования и развития любой социальной системы является ее финансовое обеспечение. В настоящий период времени для системы образования одним из проблемных моментов является совершенствование механизма финансового обеспечения, внедрение новых механизмов, методов и моделей, ориентированных на создание гибкой многоканальной системы, обеспечивающей решение как текущих, так и стратегических задач сферы образования.

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет возможность нормально функционировать и развиваться, обеспечить полное общее среднее образование для всех граждан страны, когда расходы на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП с учетом конкретных условий и традиций каждой страны [10, с. 155].

Национальная доктрина образования в Российской Федерации декларирует такую государственную политику в области финансирования образования, которая  сможет обеспечить опережающий рост расходов на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников [6].

На первом этапе реализации Доктрины (до 2004 г.) предполагалось, что темпы роста бюджетных средств будут опережающими по отношению к темпам роста общего объема расходной части бюджета.

На втором этапе (до 2010 г.) ожидалось, что темпы роста объемов бюджетного финансирования образования будут соответствовать темпам роста ВВП. Дополнительный объем финансовых средств будет поступать из семейных бюджетов и средств предприятий.

На третьем, современном этапе реализации Доктрины до 2025 года поставлена задача при сохранении темпов роста бюджетного финансирования добиться дальнейшего увеличения поступлений в систему образования финансовых средств из различных внебюджетных источников [6].

Совершенствование финансирования образования осуществлялось и осуществляется по двум основным направлениям [10, с. 259]:

1.                               Изменение порядка финансирования образовательных учреждений из средств бюджетов разных уровней;

2.                               Поиск дополнительных источников и форм финансирования образования.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [9] особое внимание уделяется модернизации системы образования, являющейся фактором динамичного экономического роста и социального развития общества.

Установлены следующие целевые ориентиры развития системы образования, в части финансирования расходов на образование,  к 2020 году:

увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательских разработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее 25 процентов);

внедрение новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью;

увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования, проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования, до 30 процентов;

получение бесплатных услуг дополнительного образования не менее чем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;

использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентами студентов [9].

По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта [9].

Проводимая в настоящее время модернизация системы образования предполагает поиск и разработку новых финансовых механизмов частичной или полной компенсации затрат государства на получение гражданами высшего профессионального образования.

Дополнительными источниками внебюджетных средств для образовательных учреждений могут выступать образовательные субсидии и образовательные кредиты.

Действующее законодательство содержит необходимые положения для организации и реализации процесса государственного субсидирования получения высшего профессионального образования. Основным законодательным актом, регламентирующим проведение операций со средствами государственного бюджета, является Бюджетный кодекс Российской Федерации [2].

Прием студентов на обучение с использованием субсидий можно осуществлять по аналогии с приемом на обучение за счет средств государственного бюджета через установление заданий по приему на обучение за счет средств государственных образовательных субсидий. Движение бюджетных средств для реализации предложений по введению образовательного субсидирования граждан может быть организовано по четырем основным схемам: прямой, опосредованной, кредитной и смешанной. Например, по схеме прямого субсидирования государственные субсидии предоставляются непосредственно физическому лицу -студенту (абитуриенту). Физическое лицо оформляет договор на обучение с государственным образовательным учреждением по определенному направлению подготовки или специальности и оплачивает это обучение за счет средств субсидии. По окончании вуза студент-выпускник направляется на работу в организацию, предусмотренную условиями договора.

Отличительные особенности схемы:

заключение договоров с физическим лицом производится уполномоченным органом;

физическое лицо получает выделенные средства при условии заключения договоров на обучение и договора на дальнейшую работу;

государственное образовательное учреждение обеспечивает ведение персонифицированного аналитического учета по получателю субсидии с предоставлением информации об этом заинтересованным субъектам [10, с. 323].

В схеме кредитного субсидирования получение субсидии производится через кредитное учреждение (уполномоченный банк) с открытием блокированного целевого счета (по аналогии с жилищными сертификатами). Государственный орган выбирает уполномоченный банк, через который возможно предоставление государственных образовательных кредитов с минимально установленными процентами (в качестве платы за пользование кредитом) с последующим их погашением государственными возвратными субсидиями. Со студентом заключается кредитный договор с участием в качестве поручителя юридического лица (в том числе организации-работодателя) или физического лица [10, с. 325].

Таким образом, использование образовательного субсидирования не требует изменения действующей схемы бюджетного финансирования образования.

Информация о работе Расходы бюджета на образование