Принципы и методы формирования доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Принципы и методы формирования доходов бюджета.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

     В составе расходов указываются лимиты предоставления инвестиционных налоговых  кредитов.

     В проекте закона о бюджете должны быть даны следующие характеристики государственного долга: 22

- источники  финансирования дефицита бюджета за счет государственных или муниципальных внутренних и внешних заимствований;

- верхний  предел внутреннего и внешнего  долга по состоянию на 1 января  года, следующего за финансовым  годом;

- предел  предоставления государственных  гарантий третьим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований;

- предел  государственных внешних заимствований;

- объемы  и перечень государственных внешних  заимствований;

- пределы предоставления государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, международным организациям.

     Проект  бюджета и другие документы вносятся на рассмотрение законодательного органа РФ, субъекта РФ, местного самоуправления. Одновременно с проектом закона о  бюджете рассматриваются проекты  законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Эти законы должны быть утверждены до начала финансового года. Если закон о бюджете не вступил в силу с начала финансового года, то вводится временное управление бюджетом.

     Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы и Президента проект федерального закона о федеральном бюджете не позднее 15 августа текущего года. Проект бюджета направляется Советом Государственной думы или ее председателем в Комитет по бюджету,

_________________ 

     22   Бюджетный кодекс РФ. — М., 1998.

который дает заключение о соответствии предоставленных  документов и материалов Бюджетному кодексу. Проект бюджета принимается  на рассмотрение Государственной думой  или возвращается на доработку в  Правительство. Совет Государственной  думы направляет проект бюджета в Совет Федерации, комитеты Государственной думы и Счетную палату для внесения замечаний и предложений.

     Государственная дума рассматривает проект в четырех  чтениях.23

     В первом чтении проект рассматривается  в течение 30 дней со дня его внесения Правительством в Государственную думу. При этом обсуждаются концепция бюджета и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, взаимоотношения бюджетов, проект программы внешних заимствований, основные характеристики федерального бюджета (доходы, их распределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, дефицит бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам, источники его покрытия, общий объем расходов бюджета). Если проект утверждается Государственной думой, то утверждаются основные характеристики бюджета. Если в первом чтении проект отклоняется, то он передается в согласительную комиссию или возвращается на доработку. При повторном отклонении проекта бюджета в первом чтении Государственная дума ставит вопрос о доверии Правительству.

     Во  втором чтении утверждаются расходы  по разделам функциональной классификации  и размер ФФПР. Государственная дума рассматривает проект во втором чтении в течение 15 дней. Если проект отклоняется  во втором чтении, то он передается в согласительную комиссию, которая состоит из представителей Государственной думы, Совета Федерации и Правительства.

     В третьем чтении утверждаются расходы  по подразделам функциональной классификации  и главным распорядителям по всем четырем

_________________

      23  Пашкевич Д.А. Бюджетное право. — М.: Эксмо, 2007.

уровням функциональной классификации, распределяются средства ФФПР расходы на финансирование федеральных целевых программ, федеральной  адресной инвестиционной программы, программы предоставления гарантий Правительства, программы предоставления средств бюджета на возвратной основе, программы внешних заимствований. В третьем чтении проект рассматривается в течение 25 дней.

     В четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Срок равен 15 дням. Внесение в него поправок не допускается.

     Принятый  Государственной думой Закон  в течение 5 дней передается в Совет  Федерации, который рассматривает  его в течение 14дней. Одобренный Советом Федерации Закон в  течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Совет Федерации отклоняет Закон, то он передается в согласительную комиссию и затем повторно принимается Государственной думой. При отклонении Закона Президентом он передается в согласительную комиссию. Если Закон не вступит в силу до начала финансового года, то Государственная дума принимает федеральный закон о финансировании расходов в первом квартале. 24

     Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную думу проекты  федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

     В Российской Федерации установлено  казначейское исполнение бюджетов. Органы исполнительной власти организуют исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех расходов и получателями бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При этом действует принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех доходов и источников финансирования дефицита бюджета, осуществление всех расходов с единого

_________________ 

     24  Пашкевич Д.А. Бюджетное право. — М.: Эксмо, 2007.

счета бюджета.

     Исполнение  бюджетов всех уровней осуществляется на основе

бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям бюджетных средств. На основании бюджетных росписей главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись и направляется в орган, исполняющий бюджет.

     Уведомления о бюджетных ассигнованиях доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств. Бюджетные учреждения составляют сметы доходов и расходов и представляют их на утверждение вышестоящему распорядителю, который их утверждает.

     Орган, исполняющий бюджет, утверждает для распорядителей и получателей бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные обязательства - это обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств определенного бюджета в течение определенного срока в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.25

     Получатели  бюджетных средств составляют платежные  и другие документы для совершения расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов. Орган, исполняющий бюджет, проверяет эти документы и совершает разрешительную надпись. Расходование денежных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденных бюджетных обязательств в пользу юридических и физических лиц.26

     Расходы бюджета могут быть сокращены. Если финансирование из бюджета сокращается не более чем на 5%, то ввести режим сокращения расходов может руководитель финансовых органов. Если финансирование сокращается более чем на 5%, но меньше чем на 10%, то ввести режим

_________________

      25 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник /Под ред. А. А. Дробышевой. — М., Финансы, Юнити, 1997.

      26  Горбунова О. Н. Финансовое право: Учебник. — М.: Юрист, 2002.

сокращения  расходов могут Правительство РФ, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Если финансирование сокращается более чем на 10%, то орган исполнительной власти представляет законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

     Возможна  блокировка расходов бюджета. Она осуществляется по решению руководящего финансового органа на любом этапе исполнения бюджета (например, при нецелевом использовании бюджетных средств).

     Если  доходы бюджета превышают утвержденные законом показатели, то превышение используется на покрытие дефицита и погашение долговых обязательств бюджета. При этом изменения в закон о бюджете не вносятся. Если превышение больше 10%, то вносятся изменения в закон о бюджете.

     Главный распорядитель и распорядитель  бюджетных средств имеют право перемещать ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% лимита бюджетных средств, доведенного до получателя.

Размещение  бюджетных средств на банковских депозитах и получение за счет этого доходов не допускаются. Если лимит бюджетных средств не финансируется в полном объеме (за исключением случаев сокращения и блокировки расходов бюджета), то получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования. Компенсация осуществляется в соответствии с судебным актом. 27

     Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита и расходы бюджета подлежат бюджетному учету, основанному на едином плане счетов. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Представляет ее уполномоченный исполнительный орган в законодательный орган, контрольные органы и Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета - законодательный орган.

_________________

      27 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник /Под ред. А. А. Дробышевой. — М., Финансы, Юнити, 1997.

     Финансовый  год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие также 31 декабря. Контроль за исполнением бюджета осуществляют законодательные органы.

     Существуют  следующие формы контроля: 28

- предварительный  - в ходе обсуждения и утверждения  проектов законов;

- текущий  - в ходе рассмотрения отдельных  вопросов исполнения бюджетов (комиссиями, рабочими группами законодательных  органов власти);

- последующий  - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

     Финансовый  контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных  образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Отчет об исполнении бюджета проверяется контрольными органами. Если исполнение бюджета не соответствует закону, то законодательный орган имеет право отклонить отчет об исполнении бюджета и обратиться в Прокуратуру РФ для привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Законодательный орган субъекта РФ местного самоуправления вправе выразить недоверие соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отозвать выборные должностные лица, привлечь к иным формам ответственности исполняющий орган или его должностных лиц.

     К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие  меры:29

- предупреждение  о ненадлежащем исполнении бюджетного  процесса;

- блокировка  расходов;

- изъятие  бюджетных средств;

- приостановление  операций по счетам в кредитных учреждениях;

_________________ 

     28  Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Ромадановского, О. В. Врублевской. — М.: Юрист, 2000.

      29   Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. — М.:Юрист, 2003.

- наложение  штрафа;

- начисление пени;

- иные  меры.

     Применять эти меры имеют право руководители органов Федерального казначейства и их заместители. Основаниями для  применения вышеназванных мер могут  быть:

-    неисполнение закона о бюджете;

-    нецелевое использование бюджетных средств;

-    евозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств;

- неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами;

-   неперечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств их получателям;

-  несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитов бюджетных обязательств;

-   предоставление бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций с нарушением установленного порядка и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________

      30  Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник. — М.:Юрист, 2003.

2.4 Бюджетная система РФ 

     Бюджетная система – это главное звено  финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые существуют в стране. 31

Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета