Принципы и методы формирования доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Принципы и методы формирования доходов бюджета.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

     Субъекты  бюджетных правоотношений можно  разделить на три группы: 6

  1. государство,    национальногосударственные    и    административно территориальные образования;
  2. представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;
  3. государственные и муниципальные организации.

_________________

     6 А. М. Годин, И. В Подпорина. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации /Годин А. М , И.В. Подпорина-М.: Дашков и К*, 2002. - 352 с.

На территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты.

     Консолидированный бюджет, представляет собой сводный бюджет, включающий в себя бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней.

     Консолидированный бюджет 7 - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

     Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.

Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета  края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.

Консолидированный бюджет области включает в себя областной  бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области. Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района, и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.

     Составление консолидированных бюджетов возложено  на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются. Бюджетное законодательство вводит понятие

_________________

     7 Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Ромадановского, О. В. Врублевской. — М.: Юрист, 2000.

«минимальный  бюджет» для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые  соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличении дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.

Сущность  бюджета отражает:

     -    базовые функции финансов в целом;

     -    текущую финансовую политику конкретного государства.

Цели  бюджета:

     -   ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части

расходов  централизованного характера;

     -  регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.

Общая структура бюджета:

     а) По направлениям:

       -       доходная часть;

       -      расходная часть.

     б) По уровням управления:

       -       федеральный бюджет;

       -       бюджеты субъектов Федерации;

       -       местные (муниципальные) бюджеты.8

     Бюджет  Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.9

     В бюджете ежегодно централизуется часть  денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются, на финансовые затраты по осуществлению функций государства. За счет бюджетных  средств удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются от   сферы   деятельности - оборота,   управление,   охрана общественного по и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.

     Существуют  два метода формирования и использования бюджетных средств: собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть

_________________

      8  Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996

      9 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред.проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997

бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.

     Бюджет  РФ как финансовый план государства  базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Финансовый  план государства взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения.

     Финансовый  план предприятия, представляющий собой  баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством – конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития. Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд. В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской Федерации стали сводиться с дефицитом.

     Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса  РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами. По методике Международного валютного   фонд    размер  первичного   дефицита   федерального бюджета

определяется: Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга).10

     Профицит  бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это превышение доходов бюджета над его расходами.10

Безусловно, разбалансированность доходов и  расходов свидетельствует о

негативных  явлениях в экономике. Хронический  и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

      Функции бюджета:11  - распределительная;

                                       - контрольная.

     Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств, и использование их с целью удовлетворения государственных потребностей.

     Спомощью  контрольной функции можно определить на сколько своевременно и полно  поступают средства в распоряжение государства и эффективно ли используются. 
 
 
 
 
 
 
 
 

_________________

      10  Бюджетный кодекс РФ. — М., 1998.

     11 Бюджетная система России : Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 540 с.

1.3 Принципы бюджетной системы 

     К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:12

• правомерности  и обязательности правовой базы;

• единства или централизации бюджета;

• плановости бюджета;

• равновесия, или сбалансированности бюджета;

• многосторонности бюджета;

• многофункциональности  бюджета;

• самостоятельности  бюджетов;

• полноты  отражения доходов и расходов;

• гласности  или публичности бюджетов;

• достоверности  данных бюджета;

• обязательности исполнения бюджета;

• эффективности  и экономичности использования бюджетных средств.

     1. Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право. Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения

и бюджетный  процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения

_________________

     12 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с. Стр.- 42

и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.

     2. Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год" (например, Брянской области на 2004 год), которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.

     3. Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год, в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в

Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета