Принципы и методы формирования доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Принципы и методы формирования доходов бюджета.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

     Глава 1. Основные положения бюджетной системы:

    1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
    2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
    3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15

    Глава 2. Анализ бюджетного устройства:

    2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20

2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22

2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26

2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37

      Заключение………………………………………………………………..41

Список используемой литературы……………………………………………...43 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Исторический опыт формирования доходов региональных бюджетов в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о разнообразии моделей формирования, обусловленном поиском оптимального взаимодействия между бюджетами разных уровней, обеспечения финансовой самостоятельности каждого субъекта власти в едином государстве.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава. Для этого необходимо решить несколько важнейших задач. Требуется рассмотреть: понятие и функции бюджета; принципы бюджета; задачи бюджета; источники формирования доходов; бюджетная классификацию и бюджетный процесс; перераспределение национального дохода и ВВП.

     Бюджетная система государства, являясь частью инфраструктуры экономического базиса, подвержена его влиянию. Колебания и изменения базиса приводят к изменению бюджетной системы и к корректировке ее

функций. В настоящее  время главными проблемами в бюджетной сфере являются:

• сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов;

• совершенствование бюджетного федерализма, системы регулирования бюджетными ресурсами и бюджетного процесса;

• укрепление системы  финансового контроля за целевым, экономичным  и эффективным использованием бюджетных  средств на всех уровнях бюджетной  системы;

• разработка методологических подходов, методов и методик формирования бюджетов и распределения бюджетных средств.1

     Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических, и социальных процессов в интересах членов общества.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Объектом  рассмотрения в данной работе является бюджет, и его состав. В основу исследования легли бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятый 23.01.2000, а также конкретные показатели бюджета, отраженные в Законе о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2001г., опубликованном в официальном издании законодательных органов власти России в январе 2001.

     Теоретической базой при написании курсовой работы явились законодательные  и нормативные акты, публикации экономических  газет и журналов, использовались учебные пособия и специальная  литература. 
 
 

_________________

     1 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.  Стр. - 9

     Глава 1. Основные положения  бюджетной системы

1.1 История развития бюджета и бюджетной системы 

     Корни современной бюджетной системы  России следует искать в истории  СССР. Бюджетная система СССР просуществовала  более шестидесяти лет. За это  время она прошла несколько этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик. Образование в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик послужило основанием для создания новой бюджетной системы государства. В нее вошла широко разветвленная сеть бюджетов местных Советов, которая была наделена собственными источниками доходов, получала надбавки, дотации на покрытие разницы в доходах и расходах, а также субвенции при долевом участии собственных средств. Организация различных видов бюджетов и порядок их составления регулировались законодательными актами государства.2

     Бюджетное устройство, состоящее из союзного бюджета, финансирующего общегосударственные  потребности бюджетов союзных республик и местных бюджетов, зафиксированное в первой Конституции СССР 1924 г., было коренным образом изменено только в 1991 г. Особое значение в тот период имели взаимоотношения между союзным бюджетом и бюджетами союзных республик.2 Основными доходными источниками государственного бюджета того периода были поступления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые

_________________

      2 Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник. — М.: Юнити, 2002.

поступали через систему налогообложения  и покупку займов. 

     По  итогам выполнения первого пятилетнего  плана развития народного хозяйства  СССР 74,9 % всех доходов единого финансового плана составили средства общественного хозяйства, привлеченные средства населения – 17,9 % и прочие доходы – 7,2 %. Основными статьями расходов бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Эта тенденция в развитии расходов бюджета сохранилась и в дальнейшем. Всего за первую пятилетку через бюджетную систему СССР было мобилизовано и перераспределено 82,8 млрд. р., или 69 % всех ресурсов единого финансового плана. Крупным мероприятием в перестройке финансовой работы была налоговая реформа 1930 г., которая привела к изменению системы платежей предприятий в бюджет и введению двухканальной системы изъятия: отчислений от прибыли и налога с оборота, в котором было объединено множество налогов и сборов. Платежи, объединенные в налог с оборота, давали бюджету к 1930 г. 61,6 % всех доходов, в том числе акцизы – 29,0 % и промысловый налог – 21,5 %.

     Одновременно  с налоговой проводились кредитная  реформа и перестройка управления промышленностью, которые сопровождались максимальной концентрацией прибыли в бюджете. В годы третьей пятилетки в действующую систему взимания налога с оборота был внесен ряд упрощений и изменений. Было сокращено количество ставок налога с оборота, отменены бюджетные наценки и бюджетные разницы по некоторым промышленным товарам.3

     Принятие  в 1936 г. Конституции СССР усилило  централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные бюджеты и

_________________

      3 Поляк Г. Б. Бюджетная система России: Учебник. — М.: Юнити, 2002.

бюджет  государственного социального страхования. Бюджетная система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета  государственного социального страхования

     Федеральный закон  «О бюджетной классификации» регламентирует распределение доходов  и расходов бюджета по соответствующим  группам, устанавливая соответствующие коды доходов и расходов. Отдельные нормы по вопросам бюджета содержатся в Налоговом кодексе, законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным образом с зачислением отдельных налогов в бюджеты разных уровней.

     Два федеральных  закона «Об общих  принципах организации  законодательных  и исполнительных органах в государственной  власти в субъектах Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Бюджет: понятие, сущность и функции 

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года №145-ФЗ принятым 23 января 2000 года и одобренным Советом Федерации:

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств,

предназначенных для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления.

     В любой стране бюджет - ведущее звено  финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансово категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их рас. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и возможные ассигнования из бюджета. Что же касается бюджетных организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей деятельности и виде по смете, полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).4

     Основными задачами бюджета являются:5

1)    Перераспределение национального дохода и ВВП (рисунок 1);

2)    Государственное регулирование и стимулирование экономики;

3)   Финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной поли;

4)   Контроль за образованием и использованием централизованного фонда

денежных средств.

_________________

     4 А. М. Годин, И. В Подпорина. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации /Годин А. М , И.В. Подпорина-М.: Дашков и К*, 2002. - 352 с.

     5 http://www.fictionbook.ru/author/natalya_burhanova/byudjetnaya_sistema_rf/read_online.html?page=1

Рисунок 1  - Роль бюджета в перераспределении  валового национального продукта 
 

 

Рисунок 2 - Понятие бюджета 

     Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  одновременно взаимосвязанные проистекающие, и непрерывные стадии:

1) образование  доходов бюджета;

2) использование  бюджетных средств (расходы бюджета).

     Бюджет  как экономическая категория представляет собой систему

экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов разного уровня. В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот ас бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств бюджета, о за источника дохода на счет бюджета и т.д.

     Бюджет  как правовая категория является основным финансовым планом образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, и утверждаемый соответствующими представительным органами государственной или местной власти.

     Утвержденный  в установленном законом порядке  бюджет выступает как основной государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт местного уровня.

Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета