Особенности составления проекта Федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 13:04, контрольная работа

Описание

В данной курсовой работе были исследованы особенности составления проектов бюджета разных уровней. Для раскрытия данной темы были поставлены и рассмотрены следующие задачи:
Разработка проектов бюджетов:
- рассмотреть принципов разработки проектов бюджета на разных уровнях бюджетной системы
-рассмотреть этапов создания проекта бюджета на разных уровнях бюджетной системы
-изучить особенностей составления проектов бюджета на разных уровнях бюджетной системы.

Содержание

Введение. 3
Составление проекта федерального бюджета. 5
1.1. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетной сфере. 5
1.2. Система экономических и экономико-правовых документов необходимых при составлении проекта бюджета. 9
1.3. Процесс составления проекта федерального бюджета. Основные этапы. 12
Заключение. 22
Список использованной литературы. 23

Работа состоит из  1 файл

скорых 2.docx

— 42.50 Кб (Скачать документ)
 

 Важнейшей особенностью бюджетного планирования является составление  среднесрочных проектов бюджетов, рассчитанных на три года (на очередной финансовый год и два плановых). Установление трехлетнего бюджетного плана стало  результатом реформы бюджетного процесса, которая была проведена  в 2004 - 2007 гг.1. Одна из основных задач введения среднесрочного бюджетного планирования - обеспечение стабильности бюджетной системы, ее предсказуемости.

     Обязательный  трехлетний бюджет составляется только на федеральном уровне. Субъектам  Российской Федерации и муниципальным  образованиям предоставлено право  самостоятельно определять срок, на который  составляется их бюджет - один или три  года. Выбор срока бюджетного планирования должен быть отражен в законе субъекта РФ или в акте представительного  органа муниципального образования (п. 4 ст. 169 БК РФ).

     С учетом комплексного характера бюджетов, составление их проектов осуществляется на основе специальной системы нижеследующих  экономических и экономико-правовых документов. 
   1. Перспективный финансовый план - документ, не требующий законодательного утверждения, но составляемый одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. 
Основные цели разработки перспективного финансового плана: 
- информирование законодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы; 
- комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;

     - выявление необходимости и возможности  осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; 
- отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер. 
         Перспективный финансовый план разрабатывается на 3 года, из которых: первый год - это год, на который составляется бюджет; следующие 2 года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики. 
         Исходной базой для составления перспективного финансового плана является бюджет страны на текущий год. В последующем он ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны, субъекта РФ, муниципального образования. 
   2. Прогноз социально-экономического развития территории - документ, который разрабатывается на основе данных социально-экономического развития соответствующей территории (всей Российской Федерации, если речь идет о федеральном бюджете, территории субъекта РФ или муниципального образования) за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует составлению проекта бюджета. 
   3. Баланс финансовых ресурсов это баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета. 
   4.  План развития государственного или муниципального сектора экономики  
включает в себя: 
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий; 
перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий; 
программу приватизации (продажи) государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность; 
сведения о предельной штатной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств.   

     5. Долгосрочные целевые  программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. 
Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должны содержать: 
• технико-экономическое обоснование; 
прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; 
• наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по 
годам; другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

     1.3. Процесс составления проекта федерального бюджета. Основные этапы.

     Сам процесс составления проектов бюджетов довольно сложный и продолжительный. Он основан на:

     ·         Бюджетном послании Президента РФ;

     ·         прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

     ·         основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

     Важнейшим документом, который должен быть учтен  при составлении проектов бюджетов всех уровней, является Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Бюджетное  послание должно быть направлено не позднее  марта года, предшествующего очередному финансовому году. Содержание Бюджетного послания Президента РФ включает в  себя основные направления бюджетной  политики на очередной финансовый год  и плановый период. В Бюджетном  послании подводятся итоги завершившегося финансового года, определяются приоритетные задачи бюджетной политики, которые  должны быть решены в очередном финансовом году и плановом двухлетнем периоде. Хотя Бюджетное послание адресовано Федеральному Собранию, т.е. определяет основные направления федеральной  бюджетной политики, оно имеет  большое значение и при составлении  проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Так, в бюджетных посланиях освещаются проблемы и определяются приоритеты развития межбюджетных отношений.          

       Таким образом,  важное значение  при составлении  проекта федерального  бюджета имеет  прогноз социально-экономического  развития соответствующей территории. Остановимся на нем более подробно.

     Следует отметить, что государственное прогнозирование  социально-экономического развития Российской Федерации определяется как система  научно обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования.2 Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов. Обязательное требование, предъявляемое к прогнозам, - их разработка в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов, в том числе динамика курса доллара к рублю, стоимость нефти на мировых рынках.

     Прогнозы  социально-экономического развития территорий позволяют рассчитать и определить достаточность финансовых ресурсов для выполнения расходных обязательств государства и муниципальных  образований. Они разрабатываются  на срок не менее трех лет и одобряются высшими органами исполнительной власти (местными администрациями) одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета в законодательный (представительный) орган.

     Прогноз социально-экономического развития на очередной финансовый год разрабатывается  посредством уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового  периода. Иными словами, ежегодно происходит смещение трехгодичного прогноза на один год вперед.

     Если  на стадии составления или рассмотрения проекта бюджета вносятся изменения  в прогноз социально-экономического развития, то они приводят к необходимости  скорректировать основные показатели проекта бюджета.

     Статья 172 БК РФ среди важнейших параметров, которые должны быть учтены при составлении  проектов бюджетов, называет основные направления бюджетной и налоговой  политики. Дальнейшего развития данная норма в Бюджетном кодексе  РФ не получила. Между тем в подзаконных  актах, регламентирующих порядок составления  проекта федерального бюджета, к  полномочиям Правительства РФ отнесено одобрение основных направлений  налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной  политики. Непосредственная разработка основных направлений бюджетной  и налоговой политики осуществляется Министерством финансов Российской Федерации3.         

       В настоящее время порядок  составления проектов бюджетов  регламентируется положениями ст. 184 БК РФ, согласно которым: 
- подготовка проекта федерального бюджета Правительством РФ должна начинаться не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года; 
- непосредственную разработку проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год организует Минфин РФ; 
- проектировки основных показателей на среднесрочную перспективу разрабатываются одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочной программы Правительства РФ, среднесрочного прогноза социально-экономического развития страны и прогноза Сводного финансового баланса по территории России. 
1.4. Основные этапы составления проекта бюджета.

     На первом этапе: 
осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана-прогноза функционирования экономики страны на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели; 
на основании выбранного плана-прогноза Минфин РФ разрабатывает основные параметры федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Одновременно Правительством РФ рассматриваются предложения о соотношениях между величиной прожиточного минимума и МРОТ, минимальным размером пенсии по старости, минимальными размерами стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий, денежного содержания федеральных государственных служащих, денежного довольствия военнослужащих в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу;

     В 2х-недельный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета Минфин РФ: 
- направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; 
- уведомляет органы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу, определенной законодательством РФ.

     На втором этапе: 
происходит распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств; 
одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году; согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу; 
с 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития страны на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза ее социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Минфином РФ, Минэкономразвития РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу.

     Законодательство  содержит правило, согласно которому в проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики: общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета.

     Кроме того, в проекте  должны быть указаны: прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ; расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; расходы и доходы целевых бюджетных фондов; 
верхний предел государственного или муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, а также другие предельные значения, предусмотренные БК РФ, с указанием в том числе предельных объемов обязательств по государственным или муниципальным гарантиям; объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий, по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь; распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета; источники финансирования дефицита бюджета; верхний предел государственного внешнего долга РФ по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; предел государственных внешних заимствований РФ; объемы и перечень государственных внешних заимствований РФ по показателям источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 
пределы предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам и их юридическим лицам, а также международным организациям (в том числе государствам - участникам Содружества Независимых Государств); предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований. Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются: прогноз консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год; адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год; план развития государственного или муниципального сектора экономики; структура государственного или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета; оценка потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот; оценка ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год и т. д. 

Информация о работе Особенности составления проекта Федерального бюджета РФ