Особенности формирования федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Совершенствование механизма формирования доходов и расходов федерального бюджета………………………………………………………....5
2. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета……………...13
3. Анализ федерального бюджета за 2010, 2011, 2012гг……………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО»

Филиал ФГОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в г. Мелеуз

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

По  дисциплине: Бюджетная система РФ

 

На  тему: «Особенности формирования федерального бюджета»

 

                                         Выполнил:

Студент 3П  курса

Маркелова Э.Р.

Факультета: Э и Б

Специальность: 080105

Шифр: 580

Работа сдана  на проверку

Преподаватель:____________

Оценка:___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Мелеуз – 2013 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Совершенствование механизма  формирования доходов и расходов  федерального бюджета………………………………………………………....5

2. Обеспечение сбалансированности  федерального бюджета……………...13

3. Анализ федерального бюджета за 2010, 2011, 2012гг……………………15

Заключение…………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Существенный признак  бюджета — его плановость. Бюджет — это план государственного хозяйства  на предстоящий период. Вотирование  бюджета и разграничение функций  между законодательной и исполнительной властью придало бюджету характер политического документа.

Федеральный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех участников хозяйственных связей. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Через бюджет государство  образует и использует общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство  организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  существования особых экономических  форм — доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы — это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы — удовлетворению общегосударственных потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Совершенствование  механизма формирования доходов  и расходов федерального бюджета

 

Бюджетные расходы - это  денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Виды расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального собрания  РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  РФ за счет средств федерального  бюджета;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение референдумов  и выборов РФ;

- федеральная инвестиционная  программа;

- обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- финансовая поддержка  субъектов РФ;

- федеральный статистический  учет;

- прочие расходы.

Спецификой федерального бюджета РФ является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов, в том числе фиксирование расходов на оборону, на фундаментальные  научные исследования, международную деятельность, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, обслуживание государственного долга. Значительную долю расходов в бюджете составляет финансирование государственного управления, правоохранительной деятельности.

Доходы бюджетов —  денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  в распоряжение органов государственной  власти соответствующего уровня.

Согласно действующей  бюджетной классификации все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы, которые  включают в себя:

- прямые налоги на  прибыль, доход, прирост капитала;

- налоги, взимаемые в  зависимости от фонда оплаты  труда;

- налоги на товары  и услуги;

- налоги на имущество;

- платежи за использование природных ресурсов;

- налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции;

- прочие налоги, сборы  и пошлины.

2. Неналоговые доходы, к которым в соответствии со  ст. 41 Бюджетного кодекса относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ органов местного самоуправления;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- иные неналоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности).

3. Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетного кодекса РФ) включают  следующие поступления:

- от нерезидентов;

- от других уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимным расчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);

- от государственных внебюджетных фондов;

- от государственных предприятий и учреждений;

- от наднациональных организаций.

В доходах российского  федерального бюджета основные налоговые поступления — это косвенные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины). Доля этих налоговых платежей составляет около 62% от всех налоговых доходов. Это также свидетельствует о недостаточно рациональной структуре доходных источников. Поскольку косвенное налогообложение по существу представляет собой надбавки к цене товара, которые полностью оплачивают конечные потребители, в конечном итоге, чрезмерное косвенное налогообложение сужает внутренний покупательный спрос и соответственно сокращает потенциальные возможности экономического развития страны.

Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов  являются регулирующими, т.е. часть  из них направляется в бюджеты  субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, налог на добавленную стоимость на товары, вводимые на территорию РФ; акцизы на нефть, природный газ, легковые автомобили, бензин автомобильный, спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением пищевого); налоги па операции с ценными бумагами; таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон о  федеральном бюджете на каждый год  содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ.

Доходы и расходы  государственного бюджета, в принципе, могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит  или профицит. Их размер и отношение  к ВВП являются основными итоговыми  финансовыми показателями сектора государственного управления.

Дефицит государственного бюджета характеризует превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита нередко является симптомом неблагополучия и нуждается в анализе.

Величина дефицита определяется в абсолютном выражении в национальной валюте, а также в процентах  к ВВП, национальному доходу, расходам и доходам бюджета. Критической планкой для обычных лет считает дефицит в 3% ВВП, за которые выходить нельзя, считается в России. Величина дефицита определяется при утверждении бюджета.

Дефицит бюджетов возникает  в силу превышения расходов над доходами. Факторами возникновения и роста дефицита могут быть обстоятельства, связанные с недостаточностью доходной базы или нерациональными расходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства. Войны требуют использования ресурсов экономики на вооружение и содержание армии. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители.

Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета и роста государственного долга. При этом напряжение экономики возникает не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные нужды в мирное время.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спад, стагнация и периоды депрессии  производства. В годы, когда ВВП  и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также  налоговые поступления. В то же время  расходы сохраняют тенденцию  оставаться на прежнем уровне. В итоге возникает или увеличивается разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может  быть связан с неоправданным, не учитывающим  финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, с высокими расходами на оборону и оборонное производство, на содержание управленческого персонала, дотациями убыточным отраслям и др.).

Информация о работе Особенности формирования федерального бюджета