Особенности формирования федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:25, контрольная работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой - бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Совершенствование механизма формирования доходов и расходов федерального бюджета………………………………………………………....5
2. Обеспечение сбалансированности федерального бюджета……………...13
3. Анализ федерального бюджета за 2010, 2011, 2012гг……………………15
Заключение…………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Негативное влияние  на доходы бюджета и соответственно на размеры дефицита оказывает устойчивость национальной валюты и денежного обращения. Слабость валюты, ее недостаточность для обслуживания экономического оборота приводят к развитию бартерных операций, появлению суррогатов денег, нарушению нормальных расчетов, неплатежам хозяйствующих субъектов друг другу и в бюджет.

Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут приводить к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности, развитию теневой экономики.

Увеличение доходов  может быть получено за счет установления новых источников поступлений, увеличения ставок налогов или расширения действующей базы доходов. Опыт развития ряда стран показывает, что более богатые страны могут позволить себе также увеличение налоговой нагрузки без ущерба для стимулирования экономического развития. Повышение налогообложения имеет свой предел в виде допустимого уровня налоговой нагрузки. Превышение приемлемого уровня налоговой нагрузки увеличивает в момент повышения налогов доходы бюджета, но одновременно снижает заинтересованность в расширении деятельности и ведет к укрытию доходов от налогообложения. Оно ведет с течением времени к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.

Соотношение между доходами, расходами, дефицитом такое:

- рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину;

- рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов;

- дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов. Под налогами в данном случае понимаются все поступления в государственный бюджет (поскольку налоги являются основной составляющей поступлений).

Государственные расходы  оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, налогообложение  — косвенное, так как изменение  налогообложения ведет к изменению  располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Таким образом, изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем такое же изменение налогов.

Если уровень доходов возрастает, может наблюдаться превышение доходов над расходами. Иначе говоря, при данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета, или меньше его дефицит.

Выпуск продукции зависит  от уровня государственных расходов и ставки налогообложения. В этой связи возникает вопрос о том, может ли рост государственных расходов приводить к сокращению, а не к росту бюджетного дефицита. Вопрос можно сформулировать также следующим образом: может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма прироста поступлений (налогов) превысит прирост расходов?

Очевидно, что немедленным  следствием увеличения государственных  расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов увеличится сумма поступающих налогов. Прирост  налоговых поступлений будет, однако, меньше, чем прирост расходов.

В условиях экономического спада, финансового кризиса и  недостатка бюджетных средств для  самых насущных государственных  нужд проблема доходов бюджета приобретает  особую остроту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Обеспечение  сбалансированности федерального бюджета

 

Сбалансированность бюджета  должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в  этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

Существует несколько подходов к проблеме сбалансированности бюджета.

Первая концепция: бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Вообще, стремление всеми мерами бороться с  бюджетным дефицитом и не делать государственных заимствований может привести к отрицательным последствиям для экономики любой страны. Допустим, наметился рост безработицы. Доходы населения падают, налоговые поступления сокращаются. Правительство, стремясь получить бездефицитный бюджет, должно либо увеличить число и повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих мер. Следствием этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса и дальнейший спад в экономике. Такая бюджетно-финансовая политика ориентирована только на решение текущих экономических проблем, но не способна решать перспективные задачи. Правительство Е. Гайдара проводило в 1992 бюджетно-финансовую политику, базирующуюся на концепции резкого снижения государственных расходов на социальную политику, пытаясь таким образом сократить бюджетный дефицит. Однако ему не удалось ни ликвидировать бюджетный дефицит, ни остановить спад производства.

Вторая концепция: бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла, а не ежегодно. Это означает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В период спада государство осуществляет стимулирующую бюджетно-финансовую политику: снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно увеличивает дефицит бюджета, стимулируя тем самым рост совокупного спроса и подъем экономики. В период подъема государство проводит сдерживающую бюджетно-финансовую политику: повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникает положительное сальдо бюджета, которое используется для покрытия дефицита бюджета в период спада. Данная концепция имеет, однако, существенный недостаток: она не учитывает того, что спады и подъемы могут быть неодинаковы по глубине и продолжительности, их чрезвычайно трудно спрогнозировать. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким и незначительным подъемом. В этом случае дефицит бюджета устранить не удастся, он примет циклическую форму.

Третья концепция: сбалансированность бюджета является второстепенной проблемой. Первостепенная экономическая задача государства, с точки зрения сторонников  данного подхода, - это стимулирование экономического роста. Выполнение этой задачи может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо бюджета, так и устойчивым бюджетным дефицитом (именно такая картина типична, например, для государственного бюджета США и ряда европейских стран).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ доходов и расходов Федерального бюджета РФ 2010-2012 гг., млрд. рублей

 

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Доходы всего

8305,4

11068,6

11779,9

% к ВВП

18,5

20,7

20,1

Расходы всего

10117,5

11098,5

12656,4

% к ВВП

22,5

20,8

21,6

Дефицит/профицит

- 1812

- 29,9

- 876,6

% к ВВП

- 4

- 0,1

- 1,5


 

Фактическое поступление  доходов в бюджет в 2010 г. составило 8305,4 млрд. р., что составляет 18,5% ВВП страны. Однако расходы превысили доходы на 1812 млрд. р., т.е. 4% ВВП. Это говорит о дефиците федерального бюджета страны в 2010 году.

В 2011 году расходы бюджета  составили 11098,5 млрд. р. (20,8% ВВП), а доходы 11068,6 млрд. р. (20,7% ВВП). Дефицит бюджета составил лишь 29,9 млрд. р., т.е. 0,1% ВВП.

Доходная часть бюджета 2012 года составила 11779,9 млрд. р. (20,1% ВВП), а расходы 12656,4 млрд. р. (21,6% ВВП). Дефицит составил 876,6 млрд. р., т.е. 1,5 ВВП.

 Из таблицы видно, что общий объем доходов и расходов в динамике увеличивается, однако расходы превышают над доходами. Тенденция дефицита снижается, особенно наблюдается снижение дефицита в 2011 году. 

Таким образом, на протяжении трех лет федеральный бюджет РФ являлся дефицитным.

 

 

 

 

Заключение

 

Повышение доходности бюджета  и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета, - именно эти финансовые аспекты  бюджетного устройства определяют уровень  социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Важной самостоятельной  частью бюджетной системы РФ как  суверенного государства является Федеральный бюджет. Именно он обеспечивает мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории России. Кроме того, за счет средств Федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов, резервов и др.

Соблюдение баланса  бюджета – это нелегкая задача на любом уровне управления, даже если это личный бюджет, а уж тем более  нелегка она на федеральном уровне. Для стабилизации экономики и  соблюдения баланса бюджета следует экономно расходовать оставшиеся накопленные средства и рационально строить не только систему доходов, но и систему расходов средств федерального бюджета. Доходная же часть должна преимущественно перестраиваться в социально-ориентированную систему, дающую с одной стороны средства на подпитку бюджета, с другой не угнетающую население страны, так как от экономического развития каждого жителя зависит совокупность поступлений в тот же бюджет. Чем больше у человека, у предприятия возможностей для развития и экономического взлета тем больше со временем будут налоговые и неналоговые поступления в бюджет.

Список использованной литературы

 

1. Бюджетный кодекс РФ.

2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 272-ФЗ «Об исполнении Федерального бюджета за 2010 год».

4. О бюджетной политике в 2012-2014 годах: Бюджетное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29 июня 2011 г.

5. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Юрайт, 2008г.

6. Колчин С. П., Морозова Е. А., Окунева Л. П., Пилипенко О. И., Поляк Г. Б., Поляк Г. Б. Бюджетная система России. - M.:ЮНИТИ, 2008г.

7. Соколова А.А. О проблемах несбалансированности в бюджетной системе Российской Федерации / А.А. Соколова // Финансы и кредит. – 2011г.




Информация о работе Особенности формирования федерального бюджета