Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной политики в РФ, теоретическое обоснование необходимости ее совершенствования и выработка практических рекомендаций по созданию адекватного современному периоду развития страны инструментария бюджетного финансирования социальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование.
1.1Социальная политика в России: сущность, объекты, источники финансирования…………………………………………………………….…4-10
1.2. Управление финансами социальной политики………………………..10-16
1.3. Планирование расходов бюджета на социальную политику………...17-19
1.4. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………..19-24

Заключение…………………………………………………………………...48-49
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Планирование  бюджетных ассигнований ведется  финансовыми органами по видам мероприятий.  Расходы  на  пенсии,  пособия  планируются  по  видам  пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей  и  среднего  расхода  на одного получателя.  При  этом  используются  статистические  данные  органов Министерства труда и социального  развития  РФ,  демографические  расчеты  и утвержденные размеры пенсий и пособий. 

   Расходы на содержание домов-интернатов  планируются по числу мест  в них  и среднегодовому  расходу на одного человека.  Расходы   на   заработную   плату   работников   социальных    учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам  заработной платы, установленным для бюджетных учреждений. 

Расходы на содержание учреждений планируются  на основании смет по соответствующим  статьям. С учетом специфики учреждения предусматриваются, например, для приюта несовершеннолетних детей, затраты на питание, медицинское обслуживание, обеспечение одеждой и игрушками. Учитывается специфика работы персонала в таких учреждениях.                                

 Для  учреждений, оказывающим социальную  помощь  малоимущим гражданам, расходы на предоставления натуральной помощи в виде продуктовых наборов или обеспечения бесплатного питания в предприятиях общественного питания, планируются с учетом численности малообеспеченных граждан.   

  Основой  расчетов являются нормативы, принятые в ряде субъектов.  Нормативы устанавливаются на одного жителя муниципального образования в рублях. На практике, объемы расходов устанавливаются с учетом возможностей конкретных бюджетов.  

Расхода на оплату предоставляемых льгот  по услугам планируются   исходя из численности «льготников», размеров цен и тарифов на услуги.     Льготы предоставляются в пределах определенных  социальных норм.  

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 17.02 1999 г. № 192 основные социальные норма определены  на одного человека в следующих размерах: 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1. Основные социальные нормы

1. Жилье  18 кв. м общей  площади
  2.Центральное  отопление  6,7 Гкал/год
3.Холодное  и горячее водоснабжение и  водоотведение  285 л/сутки
4. Энергоснабжение  50 квт/ч в  месяц
5. Газоснабжение 10 куб. м в  месяц
6. Транспортные  услуги 442 поездки в  год
 
 

С учетом данных норм  и численности населения, имеющего права на льготы, определяется  сумма средств,  необходимая  для   оплаты льгот из бюджета организациям, предоставляющим услуги.(10) 

 Однако  в условиях сложного финансового   положения,  в  котором  находится  Россия, государство в лице своих  органов оказывается в состоянии   обеспечить лишь минимальный  уровень социальных услуг   различным  категориям  населения: пенсионерам, семьям, потерявшим кормильца, лицам с низким  уровнем доходов, матерям-одиночкам и др.

1.4. Расходы  бюджета на социальное обслуживание  и социальную поддержку населения

Любой гражданин, оказавшийся в сложной  жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому или в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д. 

Принципы  социального обслуживания: 

·  соблюдение прав человека; 

·  предоставление государственных гарантий; 

·  обеспечение равных возможностей; 

·  получение  социальных услуг и их доступности; 

·  преемственность  всех видов социального обслуживания; 

·  ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности инвалидов; 

·  ответственность  органов власти за обеспечение прав инвалидов в области социального обслуживания. 

Система социального обслуживания включает в себя: 

1.     Нестационарное социальное обслуживание 

             - социальное обслуживание на  дому; 

             - социально-медицинское обслуживание на дому; 

             - срочное социальное обслуживание; 

             - социально-консультативная помощь; 

2.     Полустационарное социальное обслуживание  в отделениях дневного, ночного  пребывания; 

3.     Стационарное обслуживание в  социальных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты, и др.). 

Средства  учреждений социального обеспечения  направляются на: 

1) на  выплату: 

- пенсий  по возрасту, в том числе для  работающих пенсионеров, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальных пенсий; 

- пособий  по социальному страхованию (пособия  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по  случаю рождения ребенка, на  погребение); 

- расходов  на оздоровление трудящихся (санаторно-курортное  лечение и отдых трудящихся и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и детско-юношеских спортивных школ); 

-  ежемесячных  пособий и надбавок к ним  семьям, воспитывающим детей; 

- ежемесячных  пособий по уходу за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим 80-летнего возраста; 

- ежемесячных  пособий на детей в возрасте  до 16 лет, инфицированных вирусом  иммунодефицита человека или  больных СПИДом; 

- пенсий  гражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством и международными договорами Республики Беларусь; 

2) повышение  социальных пенсий в связи  с изменением индекса стоимости  жизни и ростом заработной  платы; 

3) оказание  материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; 

4) возмещение  расходов по оформлению регрессных  исков; 

5) обеспечение  текущей деятельности и содержание  органов управления Фонда. 

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и действуют на основании уставов, в которых определены основные направления деятельности и порядок ее финансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются: 

·                    средства государственных внебюджетных фондов; 

·                    благотворительные взносы и пожертвования; 

·                    другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством. 

Среди перечисленных источников финансового  обеспечения социального обслуживания наибольший удельный вес (свыше 90%) приходится на средства бюджета, выделяемые государственным (муниципальным) учреждениям на «сметной» основе, которая до настоящего времени остается наиболее распространенной формой финансового обеспечения деятельности системы социального обслуживания. Порядок формирования смет расходов является стандартным независимо от вида и типа государственного или муниципального учреждения, поэтому сосредоточим внимание на более прогрессивной форме финансового обеспечения социального обслуживания, которая приобретает все более широкое распространение благодаря проводимой бюджетной реформе, предусматривающей реализацию принципов бюджетирования, ориентированного на результат. 

Исходя  из решаемых социально-экономических  задач, органы власти должны формировать  государственные задания (заказы) на предоставление населению услуг  по социальному обслуживанию. Они вправе и на конкурсной основе размещать такие заказы в организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на оказание такого рода услуг. При этом осуществляется переход от финансирования деятельности учреждения к финансированию бюджетных услуг, оказываемых организацией — победителем конкурса. Стоимость каждой услуги регулируется тарифами, утверждаемыми нормативными правовыми актами субъектов РФ. Качество каждой услуги должно соответствовать определенным стандартам, информация о которых должна быть доступна обслуживаемому населению. 

Контроль  государства за предоставлением  населению бюджетных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем  и качество со степенью достижения поставленных целей. В Нижегородской области в число таких показателей, в частности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числа социально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели. 

Организация — исполнитель социальных услуг  получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на: 

• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги; 

• количественном объеме предоставляемых услуг; 

• численности  населения, имеющего право на такие  услуги па бесплатной основе за счет бюджета. Как правило, к этой категории относятся граждане, чей доход ниже установленного государством уровня, например величины прожиточного минимума; 

• численности  населения, которому государство предоставляет  социальное обслуживание на частично платной основе. Категории этого  населения также могут быть выбраны исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи. 

Под мерами социальной поддержки понимается комплексная  адресная социальная помощь, предоставляемая  при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. 

Порядок ее оказания рассмотрим на примере  предоставления субсидии на оплату жилья  и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, что получателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели, собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительного кооператив. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев. 

Размер  субсидии исчисляется помесячно  и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок исчисления совокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты. 

Информация о работе Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование