Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной политики в РФ, теоретическое обоснование необходимости ее совершенствования и выработка практических рекомендаций по созданию адекватного современному периоду развития страны инструментария бюджетного финансирования социальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование.
1.1Социальная политика в России: сущность, объекты, источники финансирования…………………………………………………………….…4-10
1.2. Управление финансами социальной политики………………………..10-16
1.3. Планирование расходов бюджета на социальную политику………...17-19
1.4. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………..19-24

Заключение…………………………………………………………………...48-49
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Фонд  социального страхования Российской Федерации - второй по величине фонд. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. 

Источниками формирования Фонда социального  страхования РФ служат: страховые взносы предприятий и организации всех форм собственности в размере 5,4% от величины начисленной оплаты труда; ассигнования из республиканского бюджета РФ; добровольные взносы юридических и физических лиц и др. 

Бюджетные ассигнования - один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации. 

Наиболее  крупные ассигнования из бюджета выделяются на финансирование учреждений социального обеспечения (12%), социальную помощь (16%), пенсии военнослужащим (16%) и работникам правоохранительных органов (10%). Из общей суммы бюджетных средств, выделяемых на социальную политику, большая часть - свыше 60% проходит через региональные (40%) и местные бюджеты (20%). За счет средств федерального бюджета финансируются в основном пенсии военнослужащим и работникам правоохранительным органам, а также расходы на осуществление миграционной политики. 

За счет региональных бюджетов финансируются  главным образом учреждения соцобеспечения, социальная помощь, прочие мероприятия  социальной политики, молодежная политика, пособия гражданам, имеющим детей. Эти средства используются для строительства и содержания домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, для их обучения и трудового устройства, оказания им санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям, на проведение и др. 

В данном пункте были рассмотрены особенности  социальной политики в России.   Социальная   политика   -   система  мер, направленных   на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни  населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Основными источниками финансирования социальных расходов являются средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов социального назначения. 

1.2 Управление  финансами социальной политики 

Реализация  социальной политики предполагает законодательное  установление и социальное обеспечение  исполнения социальных обязательств государства, которые можно определить как  конституционно или законодательно зафиксированную совокупность социальных (общественных) благ, которые государство обязуется сделать доступными для своих граждан, гарантируя по определенному кругу этих благ бесплатность для всего населения или определенных групп. Эти блага предоставляются за счет общественных, чаще всего бюджетных ресурсов. Определенную ответственность за исполнение социальных обязательств государство возлагает на работодателей и на граждан. Общее число разновидностей социальных обязательств в России превышает тысячу наименований.  

Реализация  социальных обязательств предполагает их установление, организацию и непосредственное исполнение. Установление социальных обязательств осуществляется законодательными органами Федерации и ее субъектов, главная подготовительная часть  работы по обоснованию, подготовке проектов законов проводится органами исполнительной власти. 

Организация исполнения социальных обязательств государства  осуществляется как министерствами, ведомствами и организациями  «социального» блока, входящими  в систему исполнительной власти «центра», регионов и муниципальных образований, а также и общефункциональными министерствами (Минэконом развития РФ, Минфин РФ). 

Непосредственное  исполнение осуществляется конкретными  организациями, учреждениями и службами, в которых людей воспитывают, обучают и трудоустраивают, лечат, выдают пенсии и пособия, предоставляют жилищные субсидии и бесплатное жилье и т.п.  

Следовательно, все, что делают в социальной сфере  федеральные министерства, ведомства  и службы, региональные администрации, федеральные и региональные администрации, федеральные, региональные и муниципальные организации, учреждения, предприятия социальной сферы (службы занятости, пенсионные и другие службы) - это работа по исполнению социальных обязательств государства. 

Реализация  социальных обязательств государства  происходит в границах определенной территории. Если государственными органами обеспечивается единый уровень законодательно установленных социальных обязательств государство по отношению к любому гражданину страны, независимо от места его проживания, принадлежности к определенным образовательным, профессиональным, национальным и т.д. группам, можно говорить о едином социальном пространстве. В настоящее время в России существуют различия между нормативным и реальным социальным пространством, так как отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов. «Социальное пространство» - это многослойный и отнюдь не гомогенный ареал действия или реализации (исполнения) конкретных социальных обязательств государства. Социальная роль государства, его социальная политика реализуется в формировании реального единого социального пространства для предоставления основных социальных обязательств на всей территории страны. 

Так как  существуют диспропорции между объемом  исполняемых функций по социальным обязательствам государства и объемами общественных ресурсов, выделяемых для  этих целей, часто происходит недофинансирование социальной политики. 

Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения,   проживающих в разных регионах, в федеральном бюджете России на 2001 год впервые создан Фонд компенсаций, из которого финансируются Федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в РФ». Фонд компенсации обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории РФ, предусмотренные федеральным законодательством. 

В 1995 г. субъектам РФ передана значительная часть расходных полномочий по реализации социальных законов, которые выступали в форме нефинансируемых федеральных мандатов, т. е. принятые на федеральном уровне законы должны выполняться региональными органами власти без соответствующего финансирования из «центра». Большинство регионов вынуждено было изыскивать средства в своих дефицитных бюджетах на реализацию принятых Федеральным центром законов, но из-за ограниченности средств отказывали инвалидам, ветеранам в их законных требованиях. По этим законам в субъектах РФ накоплены самые большие объемы невыплат, что усиливало социальную напряженность. 

Значительное  различие в уровнях экономического развития регионов, бюджетной обеспеченности субъектов РФ привело к тому, что  финансирование этих законов колебалось от 100% (Москва) до менее чем 10%. 

Сохранение  единого социального пространства в стране предполагает, что эти  законы должны в равной степени выполняться  во всех регионах страны. Поэтому средства Фонда компенсаций распределяются между территориями пропорционально численности соответствующих категорий граждан, без учета налогового потенциала и вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов. В 2001 г. Фонд компенсаций включен в раздел федерального бюджета «Финансовая помощь бюджетам других уровней». 

Правительство РФ первоначально планировало финансировать из фонда компенсаций и закон «О ветеранах», но в окончательном варианте отказалось от этого из-за недостаточности средств Федерального бюджета. Большая часть финансирования Федерального закона «О ветеранах» осталась за региональными бюджетами. 

Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание Фонда  компенсаций, выступил против перераспределения  средств от «богатых» регионов в  пользу «бедных». Высоко дотационные  регионы полностью поддержали идею и механизмы создания фонда. Федеральный центр должен оказывать помощь территориям, не получавшим в прошлом достаточных средств для своего социально-экономического развития, но дотации этим регионам должны идти из федерального бюджета без использования механизма межрегионального развития. 

Создание  Фонда компенсаций позволит регулярно  выплачивать ежемесячные пособия  на детей во всех регионах страны. К  концу 2002 г. только 14 из 89 субъектов  РФ не имели задолженности по выплате  ежемесячных пособий. Расчет субвенций  из Фонда компенсаций на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. В 2003 г. ежемесячные пособия из Фонда компенсаций адресно выплачивались 23,3 млн. детей. 

Эффективность проводимых социальных реформ во многом зависит от того, насколько быстро социальная сфера может адаптироваться к действию законов рыночной экономики, какие объективные и субъективные обстоятельства необходимо учитывать при их проведении. 

Методы  финансирования социального сектора должны способствовать повышению экономической эффективности. Экономическую эффективность социальной политики следует рассматривать, по крайней мере, в трех аспектах. 

Макроэкономическая  эффективность означает, что общество тратит на развитие людских ресурсов достаточно средств, но не настолько много, чтобы вытеснить другие важнейшие направления экономической деятельности. Важно найти баланс между развитием людских ресурсов и другими направлениями капиталовложений.  

Микроэкономическая  эффективность связана с распределением всего объема имеющихся средств  между различными программами: денежными  пособиями, медицинским обслуживанием, образованием, подготовкой и переподготовкой  кадров, услугами в сфере занятости  и т.п. 

Третий аспект эффективности - воздействие социальных программ на систему стимулов, т.е. система социальных выплат и льгот должна финансироваться таким образом, чтобы свести к минимуму негативное воздействие на трудовую активность. 

Финансовое  обеспечение социальных обязательств государства осуществляется финансами государства, предприятий (фирм) и населения (домашних хозяйств). Роли, финансовые обязательства и ответственность всех участников финансирования социальной политики значительно в зависимости от принятой модели хозяйствования, достигнутого уровня доходов населения, принятых стандартов потребления социальных благ и услуг в каждой стране. В экономике Советского Союза финансовые обязательства в социальной сфере делились преимущественно между государством и предприятиями.  

В экономике  современного периода финансовые обязательства  государства по обеспечению социальной политики в большей степени стали  распределяться между государством и домашними хозяйствами, роль предприятий  сокращается. Социальная инфраструктура и социальные фонды предприятий в рыночных условиях снижают конкурентоспособность продукции предприятий за счет удорожания издержек, что привело к массовой передачи социальной инфраструктуры, ведомственного жилья на местные бюджеты. Бремя социальных расходов переместилось на государство. В то же время происходит сокращение почти вдвое валового национального продукта и понижение доли консолидированного бюджета до 25-28% ВВП. Невозможность обеспечить дореформенный уровень потребления социальных услуг за счет средств консолидированного бюджета сделали необходимым повышение доли населения в оплате основных социальных услуг. Финансовая нагрузка на доходы населения возросла, при этом не учитывалась дифференциация доходов. [10]  

Политика  совершенствования системы общественных отношений в любом государстве должна формироваться с учетом имеющихся и прогнозируемых финансовых ресурсов, необходимых для социально-экономического развития страны. На решение этой задачи направле­но управление финансами. Цель управления государственными финансами в современной России — достижение сбалансированности доходов и расходов бюджета, сокращение государственного долга, укрепление национальной валюты, что в итоге должно привести к оптимальному сочетанию экономических интересов государства и всех членов общества. 

Итак, в  современных условиях наблюдается  тенденция к упорядочению процессов  финансирования бюджетных услуг, а  в управлении приоритетной называется процедура делегирования обязанностей, прав и ответственности за достижение конечных результатов. При этом финансовые ресурсы являются одним из главных ограничителей управленческого воздействия на развитие отраслей социальной сферы. Сущность современной стратегии государственного управления финансовыми ресурсами в социальной политике заключается  в необходимости соотносить избранные цели развития с финансовыми возможностями государства.

1.3. Планирование  расходов бюджета на социальную  политику 

Планирование  расходов на социальную политику осуществляется по двум основным направлениям:  на содержание учреждений, оказывающим социальную помощь населению и на выплату различного рода пособий  и предоставлению льгот. 

Информация о работе Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование