Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 14:00, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение механизма финансирования социальной политики в РФ, теоретическое обоснование необходимости ее совершенствования и выработка практических рекомендаций по созданию адекватного современному периоду развития страны инструментария бюджетного финансирования социальной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование.
1.1Социальная политика в России: сущность, объекты, источники финансирования…………………………………………………………….…4-10
1.2. Управление финансами социальной политики………………………..10-16
1.3. Планирование расходов бюджета на социальную политику………...17-19
1.4. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………..19-24

Заключение…………………………………………………………………...48-49
Список используемой литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (4).doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………2-3 

Глава 1. Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование. 

1.1Социальная  политика в России: сущность, объекты,  источники финансирования…………………………………………………………….…4-10 

1.2. Управление финансами социальной политики………………………..10-16 

1.3. Планирование  расходов бюджета на социальную  политику………...17-19 

1.4. Расходы  бюджета на социальное обслуживание  и социальную поддержку населения……………………………………………………………………..19-24 
 

Заключение…………………………………………………………………...48-49 

Список  используемой литературы……………………………………………...50

Введение 

Центральное место в социально ориентированной  экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке  стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. 

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной политики является бюджет. Необходимость образования бюджетных ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических функций. Имеется в виду потребность финансирования затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной политики и объектов ее инфраструктуры. 

Целью данной курсовой работы  является комплексное  изучение механизма финансирования социальной политики в РФ, теоретическое  обоснование необходимости ее совершенствования  и выработка практических рекомендаций по созданию адекватного современному периоду развития страны инструментария бюджетного финансирования социальной политики. 
 

Предметом исследования являются экономические  отношения, складывающиеся в процессе формирования и осуществления расходов на социальную политику. 

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения работ отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодических изданий, интернет - ресурсов. 
 
 
 
 
 

Глава

Основные  направления социальной политики в  России и ее финансовое регулирование. 

1.1 Социальная  политика в России: сущность, объекты, источники финансирования. 

Под социальной политикой понимают совокупность мер, направленных на удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание  приемлемого для страны уровня жизни, корректировку резких различий в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием общества. На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов. 

Расходы бюджета на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим  образом: 

1) пенсии; 

2) стипендии; 

3) пособия  семьям, имеющим детей; 

4) пособия  по безработице; 

5) государственное обеспечение детей - сирот; 

6) государственное  обеспечение заключенных; 

7) материальная  помощь в виде дополнительных  выплат; 

8) натуральная  помощь в виде предметов первой  необходимости и продуктов; 

9) оказание  социальной услуги на дому; 

10) бесплатное питание; 

11) бесплатное  лечение; 

12) бесплатное  или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий; 

13) льготная  оплата коммунальных услуг; 

14) бесплатное  или льготное обучение или  переобучение; 

15) ночное  проживание бездомных; 

16) бесплатный  или льготный проезд на общественном  транспорте; 

17) финансирование  предприятий с целью организации  рабочих мест для инвалидов  [6, c. 32]. 

Целью социальной политики является повышение  благосостояния населения, обеспечение  высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология. Поэтому задачами социальной политики являются:  

·       распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения.  

·       ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства,  

·       обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим  от них причинам ими не обладает,  

·       предоставление медицинских и образовательных  услуг,  

·       расширение сети и улучшение качества транспортных услуг,  

·       оздоровление окружающей среды.  

         В социальной сфере господствующее  положение занимает государственный  сектор (в отличие от экономики, где главные функции выполняют рыночные структуры). В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности. На практике это выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределенной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы. 

Социальная  политика государства реализуется  через механизм государственных  программ социального обеспечения  и системы социальных услуг. 

Важнейшей частью государственной программы  социального обеспечения является социальное страхование. Социальное страхование распространяется на лица, имеющие в течение какого то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. Система социального страхования компенсирует этой части населения потерю дохода из фонда социального страхования. 
 

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профессиональная подготовка, служба занятости) опираются на государственный  сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия, государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению. 

Экономическую базу социальной политики государства  составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в различном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, так как происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, нетрудоспособным (пенсионерам, больным, инвалидам).[1] 

          Содержание социальной политики  зависит от избранной модели  развития. В настоящее время для  индустриальных стран характерны три таких модели: либеральная, корпоративная, и социально-демократическая.  

          Основными чертами либеральной  модели являются следующее: минимальное  вмешательство государства в  рыночные отношения; небольшая  доля государственных расходов  в ВВП; ограниченность размера и времени выплаты социальных трансфертов; обязательная проверка нуждаемости в поддержке; необязательность и небольшой охват населения социальным страхованием; частный характер функционирования большинства организаций, предоставляющих социальные услуги, и т.д.  

          Социально-демократическая модель  характеризуется всеобъемлющей  ролью государства, которое не  только устанавливает социальный  порядок в стране путем издания  законов, но и является их  исполнителем, беря тем самым  на себя ответственность за благополучие своих граждан. Основа финансирования социальной сферы при этой модели – государственный бюджет. Оказание социальных услуг – прерогатива государственных организаций. Отличительной чертой данной модели служит необязательная проверка нуждаемости граждан в социальной поддержке. 

          Характерными чертами корпоративной  модели социальной политики являются  достаточно высокая степень присутствия  государственного сектора в экономике,  а также координирующая роль  государства, которое определяет порядок перераспределения доходов, дает экономические гарантии, возлагая на предприятия реализацию социальных законов (прежде всего это касается системы социального страхования и социального партнерства, охватывающих работающее население). Эта модель присуща Германии и больше чем другие соответствует принципам построения государства «социального рыночного хозяйства», которое провозглашено Конституцией РФ. Однако нельзя не отметить, что экономическая политика в нашей стране после принятия Конституции РФ неоднократно корректировалась.[13] 

Главное звено в социальной политике государства  занимает политика формирования доходов  населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической  деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а также как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им. 

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и др. 

Существенное  влияние на формирование доходов  населения оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице). 

Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формировании экономического поведения индивидуума, его трудовой мотивации. 

Устойчивость  функционирования отраслей социальной сферы на прямую зависит от объема финансовых ресурсов. Источником формирования государственных фондов, из которых финансируются мероприятия по соцзащите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды. 

Пенсионный  фонд. Цель его - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд формируется главным образом  за счет средств единого социального  налога, поступающих из федерального бюджета, и страховых взносов предприятий всех форм собственности, работников, работающих по найму, на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии. Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др. 

Информация о работе Основные направления социальной политики в России и ее финансовое регулирование