Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:55, реферат

Описание

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Расходы бюджета на социальную политику
1.1. Социальная политика, ее содержание и направления развития…………3
1.2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………….10
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику
2.1. Анализ расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011гг……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг………………………………………………………15
Глава 3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

соц политика.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2

Глава 1. Расходы бюджета на социальную политику

1.1. Социальная политика, ее содержание и направления развития…………3

1.2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………….10

Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику

2.1. Анализ расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011гг……………………………………………………………………….14

2.2. Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг………………………………………………………15

Глава 3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………………………..17

Заключение…………………………………………………………………….20

Список  используемой литературы…………………………………………...21 

 

     

     Введение

     Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой  роста национальной экономики, а  также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни  — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень  образования, динамика преступности —  в большинстве государств за последние  годы вырос.

     Нынешнему этапу развития общества и экономики  присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между  потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями  государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми  организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными  явлениями в обществе. Своевременное  решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.

     Важнейшей задачей социальной политики является задача максимально возможного поддержания  уровня жизни населения, особенно его наименее социально защищенных слоев. 

 

     

     Глава 1. Расходы бюджета на социальную политику

     1.1. Социальная политика, ее содержание и направления развития

     Социальная  политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся  к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства.

     Расходы бюджета на социальную политику –  это затраты бюджетных средств  на реализацию социальной политики, т.е. на оплату социальных услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста и инвалидам  на дому и в учреждениях социального  обслуживания, а также затраты  на социальную помощь малообеспеченным гражданам, осуществление молодежной политики, выплату пенсий военнослужащим, пенсий и пособий работникам правоохранительных органов.

     В Конституции Российской Федерации  провозглашено: каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом (ст. 39).

     В целях создания условий для повышения  уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных  органов исполнительной власти по решению  задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением  Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.

     Главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

     Социальная  политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать  друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения  в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с  потребностями различных групп  населения.

     Социальная  политика будет ориентирована как  на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся  в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для  того, чтобы каждый человек мог  самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции  для себя и своей семьи.

     Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

     Одной из важнейших проблем социального  развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем  которого является коэффициент соотношения  среднедушевого дохода с прожиточным  минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума Согласно последним данным Росстата, в 2010 году по сравнению с 2009 годом не изменилась: за официальной чертой бедности по-прежнему находятся 18,5 млн. россиян, или около 13% населения. Впрочем, несмотря на высокий уровень бедности, Всемирный банк отнес Россию к группе стран с доходом населения выше среднего уровня. Однако на фоне развитых стран ЕС Россия выглядит неблагополучно. По разным оценкам, до 80% россиян не могут отнести себя к среднему классу.

     Если  реальные доходы на одного члена семьи  ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; во многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т. п.

     В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового  обеспечения построена на принципах  разграничения полномочий и расходных  обязательств между федеральным  бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также  государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов являются страховые взносы, плательщиками которых являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 415 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 34%, из которых 26%, зачисляется в пенсионный фонд, фонд социального страхования — 2,9%, фонд обязательного медицинского страхования — 5,1%, из которых 3,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.

     За  счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение:

     • государственных (федеральных) служащих; судей;

     • военнослужащих;

     • участников Великой Отечественной войны;

     • граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф;

     • инвалидов и некоторых других категорий населения.

     Следует учесть, что дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных служащих — за счет местных бюджетов. При этом основным источником пенсионного обеспечения граждан является Пенсионный фонд РФ, из которого в настоящее время выплачиваются трудовые пенсии, а также, пенсии за выслугу лет и при потере кормильца. За счет Пенсионного фонда РФ финансируются различные, программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Реформа пенсионного обеспечения предусматривает внедрение накопительной системы и нацелена на снижение государственного участия и пенсионных выплатах. Размер накопительной части трудовой пенсии будет зависеть от суммы пенсионных накоплений застрахованного лица.

     Помимо  пенсионного обеспечения федеральный  бюджет несет прямые обязательства  по социальному обеспечению безработных граждан, выплачивая им пособия по безработице. За счет бюджета выплачиваются также пособия и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (подраздел 1003). Порядок выплаты пособий по безработице регулируется Федеральным законом № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005г.) и «Положением о порядке финансирования мероприятии по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485.

     Важным  направлением расходов, учитываемым  по подразделу 1102, являются мероприятия, реализуемые в рамках федеральной  программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675(в настоящее время федеральной программы «Жилище» па 2011-2015 гг.). Среди главных целей и задач данной программы обозначены обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями. В рамках указанной подпрограммы осуществляется выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем следующих категорий граждан: военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним лиц; граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; вынужденных переселенцев; федеральных государственных гражданских служащих: молодых ученых, прокуроров, следователей и др.

     Отдельным категориям граждан в установленном  порядке выделяются средства в виде субсидий.

     Кроме раздела 1000 «Социальная политика»  в федеральном бюджете предусматриваются  значительные средства на социальную поддержку так называемым федеральным льготникам, которые передаются регионам через Фонд компенсации и учитываются по разделу 1400 функциональной классификации расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». За счет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальной поддержки «федеральным льготникам».

     Отдельные виды расходов по предоставлению социальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счет государственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет Пенсионного фонда РФ; бесплатное лекарственное обеспечение — за счет средств обязательного медицинского страхования. В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональным льготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий.

     Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002.

     Социальное  обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств  бюджета), так и на платной. Его  предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

     Социальное  обслуживание осуществляется в следующих  формах:

  • обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • предоставление временного приюта;
  • реабилитационные услуги;
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
  • социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
  • социально-консультационная помощь;
  • материальная помощь;
  • срочное социальное обслуживание;

Информация о работе Социальная политика в России