Социальная политика в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 12:55, реферат

Описание

Очевидно, что развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы весьма актуальны для всех стран мира. Сводный показатель качества жизни — смертность и заболеваемость, состояние окружающей среды, уровень образования, динамика преступности — в большинстве государств за последние годы вырос.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Расходы бюджета на социальную политику
1.1. Социальная политика, ее содержание и направления развития…………3
1.2. Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения……………………………………………………………………….10
Глава 2. Анализ расходов бюджета на социальную политику
2.1. Анализ расходов федерального бюджета на социальную политику за 2009-2011гг……………………………………………………………………….14
2.2. Анализ расходов бюджета республики РСО-Алания на социальную политику за 2008-2010гг………………………………………………………15
Глава 3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации……………………………………………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………….20
Список используемой литературы…………………………………………...21

Работа состоит из  1 файл

соц политика.docx

— 48.29 Кб (Скачать документ)

     Как видно из таблицы №1, расходы бюджета на социальную политику в 2008 году составили 11,19 от общей суммы расходов бюджета, в 2009году – 11,95%, в 2010году – 17,2%. При это в период 2009-2010гг. наблюдается увеличение средств, выделяемых из федерального бюджета на социальную политику на 8,35%, а в период 2008-2010гг. на 34,62%,  в 2011году они составили 307 881 195,2 тыс.руб.

     Наибольший  удельный вес в общей структуре  расходов бюджета РСО-Алания на социальную политику составляет социальное обеспечение населения. В динамике с 2008года по 2010год наблюдается увеличение средств на социальное обеспечение населения: с 2008года по 2009год на 7,92%, а с 2009года по 2010год на 44,97% и в 2010году составили 2 263 829,8тыс.руб. 
 

     Глава 3. Недостатки существующей системы социальной защиты, пути их минимизации

     Государственная система социальной защиты в России включает пенсионные пособия, пособия  по безработице, пособия многодетным  семьям, пособия по болезни, пособия  по уходу за ребенком и жилищные пособия.

     Официальная система социальной защиты поглощает  около 12 процентов ВВП и обеспечивает до 30 процентов семейного дохода. Выплата пенсионных пособий, пособий  по болезни и по уходу за ребенком, а также пособия по безработице  финансируется из внебюджетных фондов, а также налогов с заработной платы, в настоящее время составляющих 34 процента от общего фонда заработной платы. Выплаты семьям являются универсальным  пособием, которое финансируется  за счет поступлений в местные  бюджеты, наряду с федеральными трансфертами. Такие трансферты поступают в  виде безусловных грантов общего назначения, охватывающих целый ряд  государственных обязательств, среди  которых пособия семьям являются приоритетной (но не обязательной) статьей. Жилищные пособия, а также пособия  и льготы специального назначения финансируются  полностью из местных источников.

     Существующая  система по-прежнему не обеспечивает адекватную защиту малоимущих и уязвимых слоев населения:

     Недостаточный размер пособий: сумма пособия по безработице в 2011 году не изменилась и составляет от 850 до 4900 рублей; пособия семьям – в среднем 20 процентов от прожиточного минимума для детей; размер трудовой пенсии на конец 2009 года составил 6 170 рублей, на конец 2010 она составила 7300 рублей.

     Система страдает низкой адресностью, в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся за чертой бедности – около 20 процентов малоимущих домашних хозяйств вообще не получают пособий, в то время как почти четыре из пяти семей, не относящихся к категории малоимущих, получают государственные пособия; малоимущими являются приблизительно 40 процентов населения, однако право на различные пособия и льготы 68 процентов; а основную часть жилищных субсидий, основанных на проверке доходов, продолжают получать те, кто бедным не является.

     Система не позволяет эффективно удовлетворять  нужды занятого малоимущего населения: в то время как пенсионеры, безработные  и многодетные семьи имеют  возможность пользоваться помощью, хотя и недостаточной, в рамках программ, разработанных специально с учетом их потребностей, отсутствие адресных пособий по бедности оставляет многих среди занятого малоимущего населения  за пределами системы социальной защиты.

     Неадекватность  ресурсов: для того чтобы поднять  доходы всех бедных домашних хозяйств до прожиточного минимума, дополнительно  потребуется, по оценкам, около 4-5 процентов  ВВП; едва ли дополнительные трансферты такого порядка для целей социальной защиты окажутся приемлемыми.

     Несмотря  на увеличение размеров и более регулярную выплату пенсий в последнее время, система государственного пенсионного  обеспечения начнет испытывать хронический  и растущий дефицит уже не в  столь отдаленном будущем, в связи с чем предстоит решить сложные вопросы структурного характера, такие как увеличение пенсионного возраста и сокращение числа особых льгот.

     Среднесрочная стратегия социальной защиты в России должна поддерживать реформы и экономический  рост: стратегия должна предусматривать  защиту от риска потери доходов (предотвращение и смягчение бедности), а также  способствовать эффективному функционированию рынков труда и таким образом  содействовать процессу реструктуризации предприятий. В этих условиях программа  социальной защиты должна быть направлена на решение следующих задач.

     Совершенствование программ пособий по безработице, выходных пособий. В то время как возможности для увеличения пособий по безработице – даже фиксированных – ограничены, новая программа пособий может сочетаться с программами выходных пособий, финансируемыми из бюджета, и предусматривать выплату работникам единовременных пособий в случае реорганизации или закрытия предприятия.

     Хотя  активные программы рынка труда (профессиональное обучение, содействие в поиске работы) часто считаются  важным фактором, облегчающим смену  работы, к ним следует относиться с осторожностью, поскольку результаты мирового опыта таких программ в  лучшем случае неоднозначны. При разработке активных программ занятости в России (включая содействие в поиске работы и организацию обучения) следует  учитывать результаты анализа рынка  труда на региональном и местном  уровнях, которые отражают изменение  условий спроса и предложения.

     Кроме того, учитывая ограниченность бюджетных  ресурсов (в большинстве регионов финансовые ресурсы не позволяют  обеспечить дополнительную поддержку  сверх выплаты пособий), правительству  придется определить оптимальное соотношение  расходов на выплату пособий, развитие институтов рынка труда и активные программы. Таким образом, следует  внимательно изучить действующие  программы и предусмотреть внутренние механизмы оценки в новых программах и при внесении изменений в существующие.

     Малые предприятия служат важными источниками  занятости в странах с развитой экономикой, и именно развитию малого предпринимательства должно уделяться  особое внимание в стратегии рынка  труда, направленной на развитие предпринимательства, увеличение занятости и использование  ресурсов на более продуктивные виды деятельности. В настоящее время  основной объем такой деятельности, возможно, осуществляется в негосударственном  секторе.  

     Заключение

     Социальная  политика представляет собой сферу деятельности государства, связанную с решением проблем, относящихся к жизни людей.

     Любой гражданин, оказавшийся в сложной  жизненной ситуации, имеет право  на социальную защиту. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому или в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе.

     Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому.

     Под мерами социальной поддержки  понимается комплексная  адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности.

     Формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники их финансирования, систему  межбюджетных отношений. Социальная политика должна быть эффективной, отвечать принципу адресности, равенства, что предполагает поддержание установленных стандартов, включает в себя помощь малообеспеченным, социальную интеграцию. Важнейшая роль в финансовом обеспечении мероприятий социальной политики отведена федеральному и региональным бюджетам. 

 

     

     Список  используемой литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 1998г. № 145-ФЗ // Министерство финансов Российской Федерации [Офиц.сайт]. http://www1.minfin.ru (2011).
  2. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» (http://www.minfin.ru)
  3. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» № 308-ФЗ (http://www.minfin.ru)
  4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов (http://www.minfin.ru)
  5. Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2008 год" (http://www.mfrno-a.ru)
  6. Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2009 год"(http://www.mfrno-a.ru)
  7. Закон Республики Северная Осетия-Алания "Об исполнении республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания за 2010 год"(http://www.mfrno-a.ru)
  8. О потребительской корзине в целом но Российской Федерации: Закон Рос. Федерации от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ // Правительство Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2005. www.government.ru (23.03.2010).
  9. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р // Правительство Российской Федерации [Офиц.сайт]. 2005. www.government.ru (23.03.2010).
  10. Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации / О.В. Врублевская, М.В. Романовский. – Спб: Питер, 2008. – 564 с.
  11. Годин А.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин, К.С. Максимова. – М.: Дашков и К, 2009. – 565 с.
  12. Грудцына Л.А. Бюджетное право России: Конспект лекций / Л.А. Грудцына. – М.: Эксмо, 2006. – 160 с.
  13. Парыгина В.П. Бюджетная система России / В.П. Парыгина, К.Браун, Дж.Стиглиц, А.А. Тедеев. – М.:ЭКСМО, 2006. – 750 с.
  14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Информация о работе Социальная политика в России