Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:44, контрольная работа

Описание

Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы. В экономической литературе обсуждается широкий спектр вопросов этой проблемы. При этом каждая точка зрения содержит в себе определённое рациональное содержание и требует соответствующего анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1.Сущность и принципы построения межбюджетных отношений в России4
2.Формы финансовой помощи территориальным бюджетам……………..7
3.Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), муниципальных финансов……………………….13
4.Предоставление субвенций территориям из федерального бюджета….17
Заключение…………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………......27

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по бюджету1.docx

— 40.96 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР), муниципальных финансов

 

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации - регионов создается  и распределяется с целью выравнивания доступа граждан к основным бюджетным  услугам и социальным гарантиям, финансируемым из консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации [5, c. 13].

Средства  ФФПР распределяются на основе сопоставления  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации, измеренной величиной  приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.

Валовые налоговые  ресурсы субъекта Российской Федерации - основанная на объеме и структуре  валового регионального продукта оценка потенциальных налоговых доходов  консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в прогнозируемом году.

Удельные  валовые налоговые ресурсы рассчитываются по формуле [18, c. 24]:

 

ВНРi = a * ИНПi,

 

где a - прогнозируемый на год средний уровень налоговых  доходов субъектов Российской Федерации  в расчете на душу населения;

ИНПi - индекс налогового потенциала данного субъекта Федерации.

Показатель  удельных валовых налоговых ресурсов используется только для сопоставления  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации и не является прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценкой налоговых доходов субъектов  Российской Федерации в расчете  на душу населения или в абсолютном размере.

Индекс налогового потенциала - относительная (по сравнению  со средним по Российской Федерации  уровнем) количественная оценка возможностей экономики региона, с учетом ее уровня и структуры развития, генерировать налоговые доходы, поступающие в  консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Для приведения удельных ВНР к сопоставимому  виду их значение делится на индекс бюджетных расходов.

Индекс бюджетных  расходов показывает, насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных  средств (в расчете на душу населения) в данном субъекте Российской Федерации, с учетом объективных региональных факторов и условий, по сравнению  со средним по Российской Федерации  уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.

Индекс бюджетных  расходов и определяемые при его  расчете условно-нормативные расходы  используются только для сопоставления  бюджетной обеспеченности субъектов  Российской Федерации в рамках настоящей  методики и не являются прогнозируемой (планируемой, рекомендуемой) оценкой  расходов (финансовых обязательств) консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации.

Распределение средств ФФПР проводится по двум направлениям.

Первая часть  ФФПР (80%) распределяется между субъектам  Российской Федерации, для которых  приведенные к сопоставимому  виду удельные ВНР не превышают среднего по Российской Федерации показателя, пропорционально отклонению приведенных  удельных ВНР от среднего по субъектам  Российской Федерации уровня.

Вторая часть  ФФПР (20%) распределяется таким образом, чтобы довести приведенные к  сопоставимому виду удельные ВНР  наименее обеспеченных регионов (после  распределения первой части ФФПР) до одного и того же, максимально возможного при заданном объеме ФФПР уровня.

Первая часть  ФФПР рассчитывается по формуле [8, c. 125]:

 

T1 = w * ФФПР * Di / дельтаDi,

 

где w - доля первой части ФФПР в общем, объеме ФФПР;

ФФПР - общий  объем ФФПР (без финансовой помощи Чеченской республике);

Di - объем  средств, необходимый для доведения  приведенных удельных ВНР по  данному субъекту Российской  Федерации до среднего по Российской  Федерации уровня (при условии,  что Di >0);

Дельта Di - суммарный  объем средств, необходимый для  доведения приведенных удельных ВНР до среднего по Российской Федерации  уровня (по субъектам Российской Федерации, для которых Di > 0).

Объем средств, необходимый для доведения приведенных  удельных ВНР данного субъекта Российской Федерации до среднего по Российской Федерации уровня рассчитывается по формуле(25, С. 26):

 

Di = a * (1 - ИНПi / ИБРi )* ИБРi * Ni,

 

где a – средний  по субъектам Российской Федерации  уровень налоговых доходов в  расчете на душу населения, прогнозируемый на 2002 г. (6 788,3 руб. на чел.);

ИНПi – индекс налогового потенциала для данного  субъекта Российской Федерации;

ИБРi – индекс бюджетных расходов для данного  субъекта Российской Федерации;

Ni – численность  населения данного субъекта Российской  Федерации (здесь и далее - без  ЗАТО и г. Сочи);

Вторая часть  ФФПР рассчитывается по формуле [18, c. 27].:

 

T2 = х - (a*ИНПi + t1)/ИБРi * ИБРi * Ni,

 

где x – максимальный уровень, до которого может быть проведено  повышение удельных приведенных  ВНР;

a – средний  по субъектам Российской Федерации  уровень налоговых доходов на  душу населения;

t1 – первая  часть ФФПР данному субъекту  Российской Федерации в расчете  на душу населения;

ИНПi – индекс налогового потенциала для данного  субъекта Российской Федерации;

ИБРi – индекс бюджетных расходов для данного  субъекта Российской Федерации;

Ni – численность  населения данного субъекта Российской  Федерации.

Итоговый  объем средств субъекту Российской Федерации из ФФПР определяется суммированием  первой и второй частей.

В составе  средств ФФПР выделяются субсидии на закупку и доставку продукции  в районы с ограниченными сроками  завоза и субвенции на компенсацию  тарифов на электроэнергию территориям  Дальнего Востока и Архангельской  области.

 

 

 

 

 

 

4. Предоставление субвенций территориям из федерального бюджета

 

В последние  десятилетия наиболее распространенной формой предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это  обусловлено не только ограниченностью  финансовых ресурсов, но и необходимостью более эффективного их использования  на основе целевого предоставления и  освоения денежных средств.

Предоставление  территориям субвенций регламентируется законодательными актами. В Бюджетном  кодексе РФ это отражено в гл. 16 (ст. 133, 136). В наибольшей степени  вопрос о финансовой помощи территориям  в виде субвенций рассматривается  в Законе РФ "О субвенциях республикам  в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу" (от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

В соответствии с законодательством действуют  следующие условия выделения  субвенций и ответственность  за соблюдение этих условий.

1. Субвенции  предоставляются для финансирования  конкретных мероприятий. Использование  субвенций не ведет к изменению  форм собственности на финансируемые  с их помощью объекты и проекты.

2. Орган,  предоставивший субвенции, вправе  контролировать их использование.  Получатель субвенций обязан  отчитаться об их использовании  в установленном порядке.

3. Субвенция,  не использованная в срок или  использованная не по назначению, подлежит возврату, предоставившему ее органу. При нарушении условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осуществляются на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенции или по истечении срока отчетности.

Возврат субвенции  осуществляется в бесспорном порядке  за счет средств получателя субвенции  в трехмесячный срок после принятия соответствующего решения.

Субвенции могут  быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции  вышестоящего бюджета предназначены  для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных  бюджетов, закрепленных за ними общегосударственных  социальных расходов. При этом к  общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную защиту населения, подлежащие первоочередному  бюджетному финансированию.

Инвестиционные  субвенции из вышестоящего бюджета  предназначены для выравнивания условий финансирования за счет средств  территориальных бюджетов закрепленных за ними общегосударственных капитальных  вложений. К общегосударственным  капитальным вложениям относятся  капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное развитие территории, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Для предоставления субвенций субъектам РФ из федерального бюджета согласно Закону "О субвенциях..." в федеральном бюджетные создается  фонд субвенций. [14, c. 38]

Объем и распределение  фонда субвенций федерального бюджета  рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием при постатейном  рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

Не использованные в отчетном году или возвращенные субвенции перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета  следующего за отчетным финансового (бюджетного) года.

Право на получение  текущих субвенций из федерального бюджета имеют республики в составе  Российской Федерации, края, области, автономная область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, в общих доходах  консолидированных бюджетов которых  доля бюджетных доходов, необходимых  для финансирования общегосударственных  социальных расходов, превышает среднюю  по Российской Федерации.

Перечень  общегосударственных социальных расходов, гарантированные Российской Федерацией объемы и нормативы их финансирования, закрепление этих расходов за соответствующими уровнями бюджетной системы на очередной  финансовый год устанавливаются  Министерством финансов РФ и утверждаются Федеральным Собранием РФ при  рассмотрении и утверждении федерального бюджета.

Текущие субвенции  из федерального бюджета предоставляются  при условии выделения на финансирование соответствующих статей общегосударственных  социальных расходов доли доходов консолидированного бюджета республики в составе  Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа, городов  Москвы и Санкт-Петербурга не ниже средней  по Российской Федерации.

Законом определены следующие порядок и условия  предоставления текущих и инвестиционных субвенций из федерального бюджета.

1. Запросы  органов представительной власти  республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной  области, автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга  на получение текущих субвенций  из федерального бюджета представляются  в Федеральное Собрание и Министерство  финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очередному финансовому  году.

Министерство  финансов РФ до 15 сентября года, предшествующего  очередному финансовому году, вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ предложения об объеме текущих субвенций из федерального бюджета республикам в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу и их распределении по статьям общегосударственных социальных расходов, закрепленных за соответствующими бюджетами.

Текущие субвенции  из федерального бюджета, утвержденные Федеральным Собранием РФ, должны обеспечивать в республиках в  составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах  Москве и Санкт-Петербурге, имеющих  право на их получение, объемы финансирования закрепленных за их бюджетами общегосударственных  социальных расходов не ниже гарантированных  Российской Федерацией нормативов.

2. Инвестиционные  субвенции из федерального бюджета  могут быть предоставлены республикам  в составе Российской Федерации,  краям, областям, автономной области,  автономным округам, городам Москве  и Санкт-Петербургу, доходы бюджетов  которых согласно заключению  Министерства финансов РФ недостаточны  для финансирования закрепленных  за ними общегосударственных  капитальных вложений.

Заключения  Министерства финансов РФ о возможности  финансирования за счет средств бюджетов развития республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга закрепленных за ними общегосударственных  капитальных вложений представляются на рассмотрение Федерального Собрания РФ в составе обосновывающих материалов к предложениям о предоставлении инвестиционных субвенций из федерального бюджета.

Инвестиционные  субвенции из федерального бюджета  предоставляются только на инвестиционные проекты и программы, прошедшие  экспертизу и получившие одобрение  Министерства экономики РФ. Условия  и порядок представления инвестиционных проектов и программ на экспертизу устанавливаются Министерством экономики РФ.

Информация о работе Межбюджетные отношения