Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 16:56, доклад

Описание

Межбюджетные отношения - совокупность отношений между разными уровнями государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса [Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2009 г. п.1. ст. 129. – М.: Эксмо, 2009. – 320с. – (Российское законодательство)].

Работа состоит из  1 файл

Межбюджетные отношения.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

     Межбюджетные  отношения - совокупность отношений  между разными уровнями государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности законодательных, представительных и исполнительных органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса [Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2009 г. п.1. ст. 129. – М.: Эксмо, 2009. – 320с. – (Российское законодательство)].

     Порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом.

     Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

     Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных  расходов, которая предусматривает  предоставление средств юридическим  лицам или другому бюджету  на возвратной и возмездной основах.

     Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые  другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

     Таким образом, доходы бюджетов субъектов  Федерации формируются за счет собственных  средств и регулирующих налоговых  доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

     Суммы, передаваемые из федерального бюджета  в бюджеты субъектов Федерации, называются трансфертами.

     Трансферты  регионам перечисляются ежемесячно, исходя из фактических поступлений  средств в федеральный бюджет. Регионы - доноры не имеют реальных стимулов для принятия мер, направленных на расширение налогооблагаемой базы, поскольку значительная часть собираемых ими средств перераспределяется в пользу не обеспечивающих себя ресурсами субъектов Федерации.

     Классифицируя финансовую помощь, можно выделить общую (дотация) и целевую (адресную) (субвенция и субсидия), при этом каждая из них имеет свои преимущества и недостатки, а также свои условия  предоставления. Так, субвенции и  субсидии подлежат возврату в соответствующий бюджет в случаях их нецелевого применения, а также при неиспользовании их в установленные сроки. [Поляк Г. Б. Финансовый менеджмент: Учебное пособие для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 - 518 с.]

     Для того чтобы бюджет Российской Федерации стал реальным инструментом государственной политики по реализации поставленных государством целей и задач, необходима долгосрочная стратегия или программа социально-экономического развития, с едиными приоритетными и национальными целями, в соответствии с которыми в дальнейшем действуют различные ведомства. В настоящее время, отдельные ведомства сами себе формулируют цели своей деятельности. Главные распорядители бюджетных средств не всегда понимают и правильно оценивают истинную задачу своей деятельности. Среднесрочные финансовые планы составляются субъектами Российской Федерации отдельно от собственных стратегий социально-экономического развития. На федеральном уровне также нет примера, который показал бы, каким образом это должно быть взаимосвязано. Решить эту проблему можно за счет установления минимального уровня бюджетной обеспеченности. Во многих государствах именно этот уровень является законодательно установленной целью межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов.

     Главной на сегодняшний день становится проблема не столько роста объема финансовых ресурсов, сколько эффективности расходования бюджетных средств, что как раз и является залогом успеха в исполнении субъектами РФ и муниципалитетами их полномочий.

     В период действия Концепции новые  методики межбюджетных отношений создали дополнительные стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на региональном и муниципальном уровнях. Например: уточнена методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с тем, чтобы объем финансовой поддержки не снижался тем субъектам РФ, уровень бюджетной обеспеченности которых повысился благодаря росту их экономического потенциала. Все эти меры себя оправдали, и те результаты исполнения региональных бюджетов, которые сейчас наблюдаются, достигнуты.

     Одновременно  с этим, в период действия Концепции, принят ряд мер, направленных на стимулирование субъектов РФ и муниципалитетов  к повышению качества управления общественными финансами. Расширен список участников конкурса на звание региона, придерживающегося в управлении финансами лучшей практики. Кроме того, в число участников включены десять муниципалитетов. Участники, получившие наивысшие оценки, удостоились финансового поощрения.

     Конечно, за годы осуществления реформы по совершенствованию межбюджетных отношений, в частности за период действия Концепции, качество управления региональными финансами существенно улучшилось. Однако все еще остаются регионы с низким уровнем финансового управления. Таких регионов около 10. Бюджеты там принимаются с нереалистичными показателями. Расходные обязательства не исполняются в полном объеме, допускается рост кредиторской задолженности. Неритмично исполняются обязательства перед гражданами. Но количество таких регионов сокращается.

     Несмотря  на значительный рост доходов региональных бюджетов в 2008 году, объем их профицита, по сравнению с 2007 г., снизился более чем на 70%, при этом наибольшее падение зафиксировано у субъектов РФ, в доходах которых помощь из федерального бюджета составляет менее 5%, то есть у самых сильных. Общее количество профицитных бюджетов сократилось на 4%, а дефицитных выросло на 3% .

     Более точным показателем достаточности  финансовых ресурсов является перевыполнение плана по доходам бюджета и  сокращение кредиторской задолженности, накопленной в прежние годы. Последний показатель говорит о том, что регион, помимо осуществления текущих расходов, погашает свои долги. В 11 регионах кредиторская задолженность вовсе отсутствует, а в 52 составляет крайне незначительную величину [Силуанова А.Г. [Текст] Межбюджетные отношения: потоки финансовой помощи будут оптимизированы // Финансы. - 2009. - № 4. - С. 3-6.]

     Рассматриваются предложения по переходу в текущем  году к единой ставке НДС. В 2010 г. планируется  освободить от обложения НДС реализацию услуг, имеющих социальный характер; расширить возможности организаций для включения расходов на медицинское обслуживание, на обучение, переподготовку и повышение квалификации работников и т.д. Также предлагается целый ряд изменений, связанных с повышением эффективности налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче углеводородного сырья (нефти и природного газа).

     На  семинаре-совещинии были обсуждены  и одобрены подготовленный Минфином России проект «Концепции повышения  эффективности межбюджетных отношений и качества управления финансами субъектов РФ и муниципальных образований на период 2010-2012 годов», а также Рекомендации семинара-совещания по дальнейшему развитию межбюджетных отношений в РФ.

     Рекомендации  семинара-совещания руководителей  финансовых органов субъектов РФ «Межбюджетные отношения в РФ в 2010-2011 гг.

     Участники семинара-совещания по вопросам совершенствования  межбюджетных отношений считают  целесообразным в процессе подготовки проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и подготовки изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации осуществить следующее:

     1. Одобрить в целом Концепцию  повышения эффективности межбюджетных  отношений и качества управления  финансами субъектов РФ и муниципальных  образований на период 2010-2012 годов, предусматривающую в том числе выработку предложений по совершенствованию бюджетного законодательства РФ нужно по следующим направлениям:

     - формирование стимулов к увеличению  доходной базы бюджетов субъектов  РФ и муниципальных образований, в том числе дальнейшая проработка обоснованности и возможности введения налога на недвижимость и определение уровня бюджетной системы, за которым он будет закреплен; формирование за счет доходов бюджетов субъектов РФ фондов финансовых резервов; закрепление о возможности замены дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований не только от налога на доходы физических лиц, установление нормативов на долгосрочной основе;

     - совершенствование механизмов предоставления  межбюджетных трансфертов бюджетам  субъектов РФ и муниципальных  образований, прежде всего, консолидация  субсидий по отраслевому принципу; сокращение объема средств компенсационного  характера в составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; наделение органов государственной власти субъектов РФ правом утверждения на плановый период нераспределенного между муниципальными районами (городскими округами) объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в случае утверждения трехлетнего бюджета;

     - формирование нового качества  финансового менеджмента региональных  и муниципальных финансов: расширение  горизонта бюджетного планирования; внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат; оценка качества управления региональными и муниципальными финансами; расширение бюджетных возможностей для субъектов РФ и муниципальных образований, проводящих ответственную финансовую политику, и меры воздействия к субъектам РФ и муниципальным образованиям с низким качеством финансового менеджмента; стимулирование органов местного самоуправления к внедрению передовых процессов в области социально-экономического развития и управления общественными финансами.

     2. Считать целесообразным осуществление мер компенсационного характера в составе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2010 год в размере, предусмотренном на 2011 год, в 2011 г. - в размере 80% от уровня года, принятого для исчисления компенсации, в 2012 году - в размере 50% от уровня года, принятого для исчисления компенсации. В последующие годы такую компенсацию не осуществлять. Считать целесообразным обсуждение изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ до внесения соответствующего проекта постановления Правительства РФ с руководителями финансовых органов субъектов РФ.

     3. Согласиться с предложениями  по совершенствованию доходов  от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию, заменив действующую  систему распределения «20%+80%» (где 20% - зачисление напрямую предприятиями-производителями, 80% - зачисление по нормативу) системой «40%+50%+10%» (где 40% - зачисление напрямую предприятиями-производителями, 50% - исходя из сложившейся базы, 10% - исходя из численности населения старше 18 лет).

     4. Рассмотреть возможность уточнения  в 2010 г. нормативов зачисления  доходов от акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для  дизельных и карбюраторных (инжекторных)  двигателей.

     5. Рекомендовать Министерству финансов РФ обобщить опыт внедрения программного планирования в бюджетный процесс и направить соответствующие материалы в финансовые органы субъектов РФ.

     6. Продолжить работу по совершенствованию  законодательства РФ в части  упорядочения предоставления льгот работникам образования, проживающим в сельской местности.

     7. Рекомендовать Министерству финансов  РФ и Министерству экономического  развития РФ усилить координацию  ФНС России и Росимущества  в процессе формирования базы  для исчисления региональных и местных налогов.

     [Волковская  А. Г. [Текст]: Рекомендации семинара-совещания  руководителей финансовых органов  субъектов РФ «Межбюджетные отношения  в РФ в 2010-2012 гг.» Финансы. -2009. - №6. - С. 7-8.]

     Модели  бюджетного федерализма

     Для государств с федеративным устройством можно выделить три типа организации бюджетной системы:

     Централизованная. При таком типе разграничение  полномочий между уровнями власти по расходам, как правило, не сопровождается наделением и достаточными собственными источниками доходов. В этих условиях финансирование территориальных программ осуществляется за счет централизованных средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений.

     Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты-налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.

Информация о работе Межбюджетные отношения