Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Цель курсовой работы - рассмотреть межбюджетные отношения.

Содержание

Введение 3

1. Разграничение бюджетных доходов и расходов между разными уровнями бюджетной системы 5

2. Цели и формы межбюджетного регулирования 9

3. Межбюджетные отношения и трансферы 12

4. Состояние и перспективы совершенствования межбюджетных отношений в РФ 17

Заключение 26

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Межбюджетные отношения.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

     - «раздельные» налоги (федеральные, региональные, местные);

     - «сквозные» федеральные налоги, которые делятся по твердым нормативам между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;

     - «сквозные» региональные налоги, которые делятся между бюджетами субъекта РФ и бюджетами муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений), находящихся на его территории, по нормативам отчислений, установленных субъектом РФ;

     - дотации, субсидии, субвенции;

     - целевые федеральные и региональные программы в их территориальном аспекте (т.е. реализуемые на уровне соответственно субъектов РФ и муниципальных образований);

     - взаимные расчеты;

     - бюджетные кредиты;

     - обособленные системы финансовых взаимоотношений внутри регионов.

     Межбюджетные  отношения, построенные на принципах  бюджетного федерализма, предполагают самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализовано принимаемых решений и региональных программ субъектами РФ. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов, а также муниципальных образований.

     В то же время во многих случаях действительность такова, что финансовой базы для  формирования бюджетных источников реализации принимаемых субъектами РФ и органами местного самоуправления решений недостаточно. В этих случаях децентрализация управления, предусматривающая передачу регионам и органам местного самоуправления определенных прав в области управления, подкрепляется соответствующей передачей им денежных средств соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в виде межбюджетных трансфертов.

     Межбюджетные  трансферты – средства одного бюджета  бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету  бюджетной системы Российской Федерации.

     Межбюджетные  трансферты, являясь частью системы  межбюджетных отношений, призваны выполнять  следующие функции:

     - возмещать бюджетам нижних уровней часть расходов на услуги общенационального назначения, в соответствии с действующим законодательством;

     - способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в т.ч. решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

     - служить для региональных и местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала. 

 

3. Межбюджетные отношения и трансферы 

     Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

     Межбюджетные  отношения - это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.8

     Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:

     -     распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     -     разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

     -  равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

     -   выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

     -  равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

     В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ - в местные бюджеты.

     В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной  системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.

     Доходы  территориальных бюджетов. Для обеспечения расходов территориальные бюджеты (республиканские, краевые, областные, окружные) должны иметь соответствующие доходы.

     Доходы  территориальных бюджетов состоят  из двух частей: собственные доходы и субвенции, полученные из фондов компенсации  на осуществление отдельных государственных  полномочий.

     Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

     Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами,   бюджетами   государственных   внебюджетных   фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

     Собственные доходы включают отчисления (в процентах) от федеральных и региональных налогов, а также выделяемые из федерального и региональных бюджетов трансферты, дотации, субвенции и субсидии.9

     Трансферты  выделяются территориальным бюджетам из созданных в федеральном, региональных и районных бюджетах специальных фондов (фонды финансовой поддержки территорий, фонды территориального развития и др.).

     Дотация - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

     Субвенция - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

     Субсидия  представляет собой бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

     Разделение  доходов территориальных бюджетов на собственные и субвенции из фондов компенсации создает сложности в процессе управления этими бюджетами. Так, отнесение почти всех доходов местных бюджетов к числу собственных и тем самым их искусственное завышение в немалой степени имеет цель повысить значимость местных бюджетов. Это связано с тем, что многие годы признавалось отсутствие независимости местных бюджетов из-за незначительного размера в них собственных доходов.

     Однако  путь к решению этой проблемы стали  искать не на основе увеличения местных налогов, что должно было привести к перераспределению средств между ними и федеральными налогами, а на основе причисления к собственным доходам местных бюджетов почти всех поступлений из вышестоящих бюджетов.

     Для улучшения управления бюджетным процессом, в том числе повышения уровня управления бюджетными доходами, необходим постоянный анализ этих доходов. А для этого нужно четкое разграничение доходных источников и классификация их на основе критерия принадлежности субъекту управления, т.е. следует исходить из того, может ли субъект управления (территориальный орган власти) воздействовать на величину этих источников, время их поступления в бюджет, направления использования и т.д.10

     Отношения между разными уровнями государственной власти, равно как и характер межбюджетных отношений, обычно закрепляются в конституции страны. Межбюджетные трансферты, являясь частью системы межбюджетных отношений, призваны выполнять следующие функции:11

     -  возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения, если эти расходы превышают другие поступления в эти бюджеты;

     -  способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями, в том числе решению социальных проблем, связанных с региональными экономическими спадами;

     - служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала.

     Реализация  этих функций на практике сталкивается с рядом объективных и субъективных трудностей. Прежде всего, следует отметить, что процесс «возмещения расходов на услуги общенационального назначения» по-разному воспринимается федеральным центром и субъектами Федерации, что зачастую приводит к различного рода торгам между правительствами различных уровней. Поэтому важно установить стабильные формализованные процедуры выделения и получения подобных трансфертов.

     В России много вопросов возникает  на стадии использования трансфертов. В частности, федеральный центр  стремится к установлению жесткого контроля за целевым использованием выделенных средств. Такой контроль нередко воспринимается на местах как препятствие на пути эффективного использования этих средств ввиду непонимания либо незнания центром местных приоритетов.12

     Для федерального центра трансферты - это статьи расходов федерального бюджета. В условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.

     Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах, как правило, включает обусловленные и безусловные  ассигнования.

     Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие  определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и отчетность получателей трансфертов. Эти трансферты направлены, как правило, на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строительство, охрану окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии могут принимать самые разные формы и применяться к различным видам нижестоящих бюджетов.

     Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует необходимость в наличии выравнивающих трансфертов.

     Потребность в трансфертах в условиях России связана с необходимостью выравнивания региональных бюджетов, учитывая существенную дифференциацию в уровнях социально-экономического развития регионов и соответственно значительными различиями в уровнях бюджетного потенциала регионов.13

4. Состояние и перспективы  совершенствования  межбюджетных отношений  в РФ В этом пункте необходимо указать на влияние финансового кризиса на межбюджетные отношения., представить анализ и таблицы с показателями по объемам дотаций, субвенций и субсидий в регионы из федерального бюджета на 2010-2012 г.г. Нормативы распределения основных налогов и сборов между федеральным и региональным уровнями. 

     Система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 г., создала предпосылки для  перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе, однако процесс реформирования оказался незавершенным. Такие аспекты проблемы бюджетного федерализма, как распределение расходных полномочий по уровням бюджетной системы, обеспечение собственными доходными источниками реализации этих полномочий каждым уровнем бюджетной системы и др., вообще оставались за рамками реформирования.14

Информация о работе Межбюджетные отношения