Межбюджетные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание

Целями организации системы межбюджетных отношений могут быть: выравнивание бюджетной обеспеченности, стимулирование роста налогового потенциала, финансовое управление территориальным развитием, снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Цель курсовой работы - рассмотреть межбюджетные отношения.

Содержание

Введение 3

1. Разграничение бюджетных доходов и расходов между разными уровнями бюджетной системы 5

2. Цели и формы межбюджетного регулирования 9

3. Межбюджетные отношения и трансферы 12

4. Состояние и перспективы совершенствования межбюджетных отношений в РФ 17

Заключение 26

Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Межбюджетные отношения.doc

— 143.00 Кб (Скачать документ)

     Конечные  цели реформы межбюджетных отношений  находятся в русле общих целей государственной политики: экономический рост, повышение уровня и качества жизни населения, формирование гражданского общества и демократических институтов, повышение эффективности и ответственности государственной власти.

     Их  можно рассматривать в системе  критериев «экономическая эффективность» - «бюджетная ответственность» - «социальная справедли-вость» - «политическая консолидация».

     Применительно к межбюджетным отношениям это означает создание долгосрочных институциональных стимулов для региональных и местных властей к проведению структурных реформ, поддержанию конкурентной среды, благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; управление общественными финансами от имени и в интересах населения при максимально эффективном использовании налоговых и иных ресурсов соответствующих территорий, прозрачности и подотчетности налогово-бюджетной политики; поддержание на всей территории страны равного доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; достижение общественного согласия по вопросам распределения между уровнями бюджетной системы и регионами финансовых ресурсов; создание условий для эффективного выполнения региональными и местными властями своих полномочий в рамках гражданского общества.

 

Заключение В заключении необходимо сделать выводы с учетом влияния фин. кризиса. 

     Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность межбюджетных отношений основывается на бюджетном федерализме.

     Межбюджетные  отношения базируются на следующих  принципах:

     - распределение и закрепление расходов и доходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

     - равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

     - выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

     - равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

     Отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ путем включения  соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете. В аналогичном порядке отдельные виды расходов бюджетов субъектов РФ могут передаваться из бюджета субъекта РФ местным бюджетам.

     С целью реализации принципа равенства  бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом необходимо установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

     Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг, нормативы  минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета  финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов РФ.

     Соглашения  между Российской Федерацией и субъектом  РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов РФ, и другие положения, установленные бюджетным кодексом, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными.

     Для устранения существующих недостатков  и реформирования межбюджетных отношений  необходимы:

     1) повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;

     2) сокращение дотационности и количества  дотационных территорий;

     3) минимизация встречных финансовых  потоков; 

     4) обусловленность выделения средств  и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;

     5) обеспечение дополнительной финансовой  поддержки высокодотационных территорий;

     6) создание механизмов выборочной  инвестиционной поддержки территорий;

     7) использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов РФ для реализации отдельных программ и проектов;

     8) повышение заинтересованности органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления  в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;

     9) обеспечение взаимной увязки  межбюджетных отношений органов  государственной власти Российской  Федерации, субъектов РФ и органов  местного самоуправления;

     10) обеспечение соответствия федеральному  законодательству соглашений по  вопросам межбюджетных отношений,  подписанных в рамках договоров  между федеральными органами  государственной власти и органами  власти субъектов РФ о разграничении  предметов ведения и полномочий.

     Оценка  бюджетных потребностей, закрепление  доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам должны базироваться на разграничении расходных  полномочий и ответственности между  уровнями бюджетной системы.

 

      Список литературы 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным  голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ)//КонсультантПлюс.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 27.12.2009)//КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)//КонсультантПлюс.
  4. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) //КонсультантПлюс.
  5. Федеральный закон от 26.04.2007 №63-ФЗ  «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009)//КонсультантПлюс.
  6. Федеральный закон от 04.07.2003 №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации» (ред. от 22.07.2008, с изм. от 05.04.2009)//КонсультантПлюс.
  7. Федеральный закон от 20.08.2004 №120-фз «о внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (ред. от 27.12.2009) //КонсультантПлюс.
  8. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.
  9. Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный. -2-е изд. перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008.
  10. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с.
  11. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие/Д.В.Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.
  12. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. - 628 с.
  13. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е.Ю. Грачевой. – М.: Проспект, 2009.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 360.
  14. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 640 с.
  15. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 639 с.

Информация о работе Межбюджетные отношения