Государственный кредит в финансовой системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита,
определить виды государственного кредита,
определить функции государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
рассмотреть проблемы управления государственным кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 72.84 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Кредит как экономическая  категория представляет собой систему  экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.      Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Наряду с другими звеньями финансовой системы кредит в воспроизводственном процессе обеспечивает субъектов экономических отношений (государства, юридических и физических лиц) заемными средствами на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования. Возвратность и возмездность государственного кредита отличает его от такой финансовой категории, как, например, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. На покрытие бюджетного дефицита необходимы дополнительные средства. Для этого государство прибегает к заимствованиям. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.

 В работе поставлены следующие задачи:

  • раскрыть понятие государственного кредита,
  • определить виды государственного кредита,
  • определить функции государственного кредита,
  • определить формы государственного кредита,
  • рассмотреть проблемы управления  государственным  кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые  в процессе  управления,  органы  власти  и управления, принимающие участие в этом процессе.

Объектом  исследования является – государственный кредит.

Предмет исследования – формирование, развитие, функционирование и особенности организации государственного кредита.

Актуальность данной работы обосновывается тем, что в условиях постоянного  роста доли ВВП, перераспределяемой через государственный бюджет, одной  из задач экономической политики различных государств мира является решение проблемы сбалансированности бюджетов различных уровней и  поиск способов финансирования их дефицита. Особенно остро эта проблема стоит  в связи с возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.

В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как государственный  кредит оказывает большое влияние  на экономическое развитие страны и  регулирование долговых проблем.

Для написания данной курсовой работы использовались различные источники: учебное  пособие под редакцией  Н.Е. Заяц «Финансы. Теория финансов», учебное  пособие под редакцией Т.В. Сорокиной «Государственный бюджет», учебное  пособие под редакцией Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко «Теория финансов», официальные данные Министерства финансов республики Беларусь.

 

       1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

 

    1. Сущность и значение государственного кредита

 

Государственный кредит  - одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита:

  • наличие кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной сделки;
  • аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов);
  • возможность использования госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [3,c.8]

В периоды экономического кризиса  коренных изменений  в хозяйственном  механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный  кредит.  В период экономического подъема, напротив, потребность в  государственном кредите  сокращается, и сфера его применения сужается.

Государственный кредит  представляет отношения вторичного распределения  стоимости валового внутреннего  продукта и части национального  богатства. В сферу его применения попадает часть  доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через  государственный кредит перераспределяются средства, направляемые  в фонды  потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения  предприятий и организаций, не предназначенные  для текущего потребления.  Но при  определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные  органы могут идти на сознательное ограничение потребления и в  сферу государственного кредита  втягиваются средства, предназначенные  для текущих производственных  или социальных нужд  (в истории  были примеры, когда подобное ограничение  потребностей происходило по принуждению  государства – подписка на государственные  займы).

Формирование посредством госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной  выступают  отношения, обусловленные возвратностью  и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита.  Государство гарантирует  возврат  средств с  уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые  не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и  выплате вознаграждения также имеют  перераспределительный характер [12, c.45]

Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (министерства финансов, местных органов власти). Для заемщика ценная форма кредита позволяет мобилизировать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажноденежной эмиссии, для не инфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирование финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства [12, c.47].

Государственный кредит - часть государственных  финансов, одна из форм привлечения  денежных ресурсов государством с целью  выполнения своих функций.

Положительное значение государственного кредита для экономики состоит  в более равномерном распределении  налогового бремени во времени. Государственные  займы, рассчитанные на погашение в  течение длительного времени, фактически представляют собою форму привлечения  денежных средств будущих поколений  для финансирования некоторых современных  потребностей. Это оправдано в  том случае, когда речь идет о  создании долговременных сооружений, перспективных образовательных  центров, важных путей сообщения  и т.д. Система государственного кредита позволяет уменьшить  финансовую нагрузку на нынешнее поколение. Но если деньги, полученные по долгосрочным государственным займам, расходуются  на выплату заработной платы или  пенсий, т.е. на покрытие текущих расходов, то это только ухудшит финансовое состояние страны в будущем.

При непроизводительном использовании  мобилизованных по государственным  займам ресурсов единственным источником их погашения становятся налоги или  новые займы. Размещение новых государственных  займов для погашения задолженности  по уже выпущенным называется рефинансированием  государственного долга. Процесс рефинансирования государственного долга требует  очень внимательного отношения, чтобы не допустить кризиса государственных  финансов. Ставкой рефинансирования называется процентная ставка, по которой  происходит заимствование средств  на обслуживание внутреннего долга. Минимальная цена заемных средств  на рынке определяется ставкой рефинансирования. Таким образом, государственный  кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов.

Регулирующее воздействие государственного кредита охватывает денежное обращение, уровень ставок на рынке денег  и капиталов, объем производства и занятость.

На производство и занятость  государственный кредит влияет следующим  образом:

  • кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
  • страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров;
  • выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;
  • закупая товары отечественного производства за счет займов за рубежом;
  • выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

     Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.

Государственный кредит может оказывать  и негативное влияние на экономику. Если объем средств, привлекаемых взаймы государством, слишком велик, то это  уменьшает общий инвестиционный фонд страны и сокращает возможности  вложений средств в развитие реального  сектора экономики. Чрезмерные объемы дефицита бюджета и государственного долга отвлекают все свободные  денежные средства в хозяйстве на обслуживание государственного долга  и тем ограничивают возможности  развития производства и соответствующего прироста доходов. Но самое нежелательное  это создание ситуация, когда государство  не в состоянии платить по своим  обязательствам. Это влечет за собой  финансовый кризис и для государства, и для его экономики.

Как особая сфера экономических  отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от банковского кредита. Данные отличия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отличительные черты государственного и банковского кредита

Признак

Государственный кредит

Банковский кредит

Потребность в кредите

На покрытие бюджетного дефицита

При неравномерности движения стоимости  в процессе производства и обмена

Интересы участников

Экономические интересы различны

Совпадение экономических интересов

Назначение

Средства расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики, для финансирования чрезвычайных расходов

Целевое назначение, для обеспечения своевременности денежного оборота

Срок возврата

Строгой регламентации  нет, экономические санкции к заемщику-государству не применяются

Срок возврата ссуды  строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции

Влияние на состояние денежной массы

Всегда является средством  сокращения денег в обращении

Способен увеличивать или сокращать денежную массу


Источник: [19, с.122].

Государственный кредит имеет  сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных  отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.

Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего  собой всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Информация о работе Государственный кредит в финансовой системе государства