Государственный кредит в финансовой системе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:13, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение государственного кредита в финансовой системе государства, определение его роль в бюджетном процессе, рассмотрение проблем и путей совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
В работе поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие государственного кредита,
определить виды государственного кредита,
определить функции государственного кредита,
определить формы государственного кредита,
рассмотреть проблемы управления государственным кредитом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Работа состоит из  1 файл

работа.docx

— 72.84 Кб (Скачать документ)

Помимо внешнеторгового кредита  банки предоставляют своим контрагентам из других стран финансовые и валютные кредиты. Финансовые кредиты позволяют ссудополучателю ( частному или государственному ) использовать их в гораздо широком спектре, нежели чисто внешнеторговые кредиты. Он может осуществлять за счет этого кредита закупки товаров и услуг в любой стране, где качество и цена окажутся для него наиболее подходящими. Валютные же кредиты предоставляются заемщику в наиболее стабильной свободно конвертируемой валюте в целях выплаты внешнего долга, уплаты процентов по нему, пополнения счетов в свободно конвертируемой валюте. Если заемщиком выступает иностранное государство, то помимо указанных выше целей валютные кредиты используются при осуществлении валютной интервенции в целях регулировании валютного курса.

Международный кредит прежде всего  предполагает определение суммы  кредита, его сроков и условий  погашения, издержек заемщика по кредиту, а также методов страхования  кредитного риска.

Помимо этого здесь появляются два важных новых элемента кредита: валюта займа и валюта платежа. При получении кредита и кредитор, и заемщик заинтересованы в том, чтобы валюта займа характеризовалась высокой степенью устойчивости. Поэтому, как правило, кредиты предоставляются в долларах, немецких марках, японских йенах, швейцарских франках и других свободно конвертируемых валютах. Погашение кредита осуществляется не обязательно в той же валюте, в которой был выдан кредит.

Сумма кредита определяется либо в  коммерческом контракте, либо в эмиссионном  проспекте при выпуске международных  облигаций. Срок международного кредита  зависит от целого ряда факторов, к  которым относятся: цели и масштабы кредита; аналогичная практика в  предоставлении предыдущих кредитов на эти же цели; традиции; национальное законодательство; межгосударственные соглашения.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Функционирование государственного кредита ведет к образованию  государственного долга, представляющего  собой всю сумму выпущенных и  непогашенных долговых обязательств  государства, включая сумму  начисленных  процентов, которые должны быть по ним  выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой  кредитных отношений  государства, отражающейся в статистической отчетности. [11, c.95] Величина государственного долга показывает  лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году.

Государственный долг делится на:

  • внешний
  • внутренний

Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса  с целью вывести из кризиса  финансовую систему страны и придать  новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в  мире, в которой бы имелась совершенная  финансовая система: у каждого государства  имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи  с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.

Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних  и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным  гарантиям, представленным Республикой  Беларусь и предъявленным к оплате.

Государственный долг Республики Беларусь полностью  и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными  находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

Государственный долг страны существует в следующих  формах долговых обязательств:

- кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  Республики Беларусь как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами, международными финансовыми  организациями и иными резидентами  и нерезидентами Республики Беларусь;

- государственные  займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени Республики  Беларусь;

- договора о  предоставлении Республикой Беларусь  государственных гарантий;

- соглашения и договоры, заключенные от имени Республики  Беларусь, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств Республики  Беларусь прошлых лет.

Основными целями привлечения и использования  государственных займов являются:

       - покрытие дефицита республиканского бюджета;

- пополнение валютных ресурсов Республики Беларусь;

- реализация инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приобретенными направлениями развития экономики республики;

- решение острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

-   импорт сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случаях критического положения в обеспечении ими республики;

-  поддержка экономических реформ.

 Формой внутреннего государственного долга является выдача кредитов центральным банком правительству страны и местным органам власти (в Республике Беларусь — Национальным банком). Источником централизованных кредитных ресурсов служат заемные средства населения и предпринимателей, находящиеся во вкладах в системе сберегательных банков.

Внутренний государственный долг может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь.

Для внутреннего государственного долга Республики Беларусь характерна такая форма как кредитование Национальным банком государственного бюджета. Национальный банк может предоставлять Совету Министров республики, местным органам власти кредиты, обеспеченные долговыми обязательствами на предъявителя. Совокупная сумма этих кредитов ограничивается определенными экономическими параметрами.

Государственный внутренний долг составляют долговые обязательства Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами. В него входят задолженности прошлых лет и вновь возникшая. Основными источниками его формирования являются долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг и кредиты, выданные Национальным банком Республики Беларусь на финансирование дефицита республиканского бюджета. Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности. Национальное собрание Республики Беларусь ежегодно утверждает лимит прироста внутреннего государственного долга в процентах к ВВП [7, c.15].

Внутренний государственный долг Беларуси за сентябрь 2010 года сократился на 0,2% и составил на начало октября Br8518,4 млрд.

В том числе задолженность, гарантированная  правительством, увеличилась на 0,1% до Br6377,1 млрд. и составила 74,9% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства равнялась Br2141,3 млрд. и за сентябрь уменьшилась на 1,4%.

По данным Минфина, внешний государственный  долг Беларуси за сентябрь увеличился на 1,4% и на 1 октября 2010 года был на уровне Br28898,1 млрд. (около $9,6 млрд.) при  утвержденном лимите $11 млрд.

При этом задолженность, гарантированная  правительством, составляет около Br603,4 млрд., или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за сентябрь увеличился на 10%. Долг центрального правительства  равен Br28294,7 млрд. (98%), причем вся задолженность  сформирована долгосрочными займами.

Общий уровень задолженности за сентябрь увеличился на 1% и к началу октября был равен Br37,42 трлн. [1]

Внешний государственный долг – совокупность экономических отношений, возникающих в процессе совершения государственно-кредитных операций, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика, кредитора или гаранта. Эти экономические отношения принимают форму государственных внешних займов, которые предоставляются на принципах возвратности, срочности и платности.

Управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном долге Республики Беларусь» от 22 июня 1998 года, Положением «О порядке привлечения, использования и погашения внешних государственных займов» от 1 июня 1998 года и Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2010 год».

В соответствии со статьей 1 Закона «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь» внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним  государственным займам на определенный момент времени. [5, ст.1]

 

Получателями внешних займов в  Республике Беларусь являются Правительство  Республики Беларусь и местные органы власти. Кредиторами во внешнем государственном  кредите выступают правительства  и юридические лица иностранных  государств, международные финансовые организации, а также частные  лица-нерезиденты.

В соответствии с законодательством  внешние государственные займы  Беларуси могут привлекаться в виде:

  • иностранных кредитов, предоставляемых республике;
  • иностранных кредитов ее резидентам, выдаваемых под государственную гарантию;
  • займов, получаемых от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств.

Расходы за счет финансовых ресурсов, дополнительно привлекаемых с помощью  государственного кредита, увеличивают  внутренний и внешний долг государства. Его абсолютная величина и динамика изменений характеризуют состояние экономики и результативность государственно-кредитных операций.

Главные задачи системы управления внешним долгом:

  • обеспечение национальной экономики республики внешними источниками финансирования, достаточными для ее оптимального развития;
  • осуществление контроля за эффективным использованием этих средств и за тем, чтобы их объем находился в соответствии с реальными возможностями страны обслуживать свой внешний долг.

Наиболее значимым источником внешнего финансирования в нашей стране являются иностранные кредиты под гарантии Правительства Республики Беларусь по межправительственным, межбанковским  соглашениям, а также по линии  международных финансовых организаций.

Основными источниками привлечения  заимствований на государственном  уровне или кредитов на уровне предприятий  под гарантии правительства являются Россия, Китай, Иран и Венесуэла, а  также ряд зарубежных компаний, с  которыми сейчас ведутся переговоры – японская инвестиционная группа Nomura, российский банк ВТБ, голландский ABN Amro, австрийский Raiffeisen.

В структуре внешнего долга более половины задолженности нашей страны приходится на кредиты России.

Одной из основных задач, стоящих в  процессе управления внешним долгом Республики Беларусь, является уменьшение задолженности предприятий перед  республиканским бюджетом по платежам по иностранным кредитам.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О внешнем государственном  долге Республики Беларусь», если заемщик  отказался удовлетворить соответствующие  нашему законодательству и условиям договора о предоставлении государственной  гарантии требование иностранного кредитора, правительство принимает меры по исполнению обязательств заемщика полностью  или в неисполненной им части.

Министерство финансов Республики Беларусь обнародовало данные относительно состояний государственного долга  страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн. долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США

       Таблица 2

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2010 г.

Кредиты, привлеченные Республикой  Беларусь (Правительством Республики Беларусь)

7 778,8

9 269,4

Кредиты, привлеченные резидентами  под гарантии Правительства Республики Беларусь

112,6

181,9

Всего

7 891,4

9 451,3


Источник: [9]

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют  о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности.

Информация о работе Государственный кредит в финансовой системе государства