Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 05:53, реферат

Описание

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступлений обычных бюджетных доходов.

Содержание

Введение. 3

1. Государственный кредит как экономическая категория. 4

2. Функции государственного кредита. 5

3. Формы внутриэкономического государственного кредита. 7

4. Международный государственный кредит. 9

Заключение. 12

Литература. 13

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 36.33 Кб (Скачать документ)

    Содержание.

 
 

Введение. 3

    1. Государственный кредит как экономическая категория. 4

    2. Функции государственного кредита. 5

    3. Формы внутриэкономического государственного кредита. 7

    4. Международный государственный кредит. 9

Заключение. 12

Литература. 13

 

    Введение.

 

   Государство как субъект экономических отношений  для покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальным способом получения выступает государственный  кредит, отражающий кредитные отношения  по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных  расходов. Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком  – государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для  покрытия бюджетного дефицита без использования  для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка.

   Однако  постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями  становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство  брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным  имуществом. Однако нередко займы  предоставлялись и в принудительном порядке.

     История государственного кредита  показывает, что причиной оформления  заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая  потребность в дополнительных  финансовых ресурсах, правительство  не отказывается от возможности   мобилизации дополнительного финансового  фонда в условиях сбалансированного  бюджета. Это является вполне  оправданным шагом, поскольку  за счет средств фонда государственного  кредита могут финансироваться  дополнительные программы хозяйственного  и социально-культурного строительства  немедленно, без ожидания поступлений  обычных бюджетных доходов.

 

1. Государственный  кредит как экономическая  категория.

 

      Развитие  кредита шло вслед за совершенствованием товарно-денежных отношений. Кредитные  операции основываются на функции денег  как средства платежа.

      Кредит  представляет собой ссуду в денежной или товарной форме на условиях возвратности  и обычно с уплатой процента. В  процессе движения ссуды между кредиторами  и заемщиками складываются экономические  отношения.

      Во  всех докапиталистических формациях  кредит выступал в форме ростовщического  кредита. Заемщиками его были мелкие производители, рабовладельцы и  феодальная знать. Кредиторами выступали купцы, откупщики налогов, храмы, монастыри, церкви. Ссуды ростовщического кредита являлись капиталом (самовозрастающей собственностью).   Чрезвычайно высоким был уровень взимаемого процента с ростовщического кредита: от 12 до 75%. Странствующие ростовщики взимали до 360% годовых.

       При капитализме роль кредита неизменно  возросла. Он начал выполнять важнейшие  функции по экономии издержек обращения, в процессе образования средней  прибыли, в концентрации и централизации  промышленного и банковского  капитала, в образовании финансового  капитала и финансово-промышленных групп.

       В современных условиях кредит представляет собой движение ссудного капитала. Предпосылки развития кредита обусловлены  закономерностями кругооборота капитала в процессе воспроизводства. В процессе кругооборота и оборота капитала у одних фирм возникает временная  потребность в денежных средствах, т.е. возникает необходимость в  кредите, а у других фирм денежные средства, наоборот, высвобождаются и  выступают в качестве источников кредита. Т.е. кредит, который в воспроизводственном  процессе обслуживает стадию обмена, обеспечивает финансовые потребности  субъектов экономических отношений  на условиях возвратности, срочности  и платности (возможна беспроцентная  ссуда). Кредитный механизм обеспечивает аккумуляцию и целенаправленное использование в экономическом  обороте страны временно свободных  денежных средств хозяйствующих  субъектов и населения, а также  ресурсов, специально предусмотренных  в бюджетной системе и внебюджетных фондах. С помощью кредита субъект  экономических отношений преодолевает разрыв во времени между потребностями  в финансовых ресурсах и их наличием. Таким образом, кредит восполняет недостаток собственных денежных средств, необходимых  для полного и своевременного финансирования капитальных вложений, либо текущих затрат.

       Государственный кредит – совокупность экономических  отношений между государством в  лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими  и юридическими лицами – с другой, при которых государство выступает  в качестве заемщика, кредитора и  гаранта.

       Основная  классическая форма кредитных отношений  – государство выступает в  качестве заемщика средств.

       Если  государство выступает кредитором, предоставляя средства на возвратной и платной основе юридическим  и физическим лицам, то объем операций значительно ниже.

       В тех случаях, когда государство  берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими  и юридическими лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), непосредственно влияющих на величину централизованных денежных фондов, выдача гарантий необязательно  приводит к их изменению. Если должник  своевременно и в полном объеме рассчитался  по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. Однако на практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в  государственных гарантиях. Они  в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

       Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита – имеет особенности  и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета  и внебюджетных фондов.

       Как один из видов кредита государственный  кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например налогов: 1) добровольный характер, хотя в истории нашего государства  известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов; 2) если налоги движутся только в одном направлении  – от плательщика в бюджет или  во внебюджетные фонды (обратное движение возможно лишь в случае возврата переплаченных  или ошибочно взысканных сумм), то основой  государственного кредита являются его возвратность и платность: через  определенный период времени внесенная  сумма должна быть возвращена с процентами.

       Особенности государственного кредита:

       1) Если при предоставлении банковского  кредита в качестве обеспечения  обычно выступают какие-то конкретные  ценности – товары на складе, незавершенное производство, то  при заимствовании средств государством  обеспечением кредита служит  все имущество, находящееся в  его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-нибудь ее доход.

       2) На уровне центрального правительства  государственные займы не имеют  конкретного целевого характера.  Тогда как позаимствование средств на более низких уровнях достаточно часто имеет четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива. 

       2. Функции государственного  кредита. 

       Государственный кредит как финансовая категория  выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

       1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования бюджетного дефицита. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

       Финансирование  расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в  определенных пределах имеет положительное  значение. Школа и библиотека обеспечивает потребности ни одного поколения,  поскольку служат 30 – 50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться  их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все  поколения, которые будут ими  пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий  срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное  финансовое бремя, что и последующие  поколения, за счет налогов, с которых  погашается как основной долг, так  и проценты по нему.

       Таким образом, положительное воздействие  распределительной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по нему.

       2. Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

       Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп  инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

       Выступая  на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос  на заемные средства и тем самым  способствует росту цены кредита. Чем  выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень  ссудного процента, тем более дорогим  становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  вынуждает бизнесменов сокращать  инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует  накопления в виде приобретения государственных  ценных бумаг.

       До  определенных пределов этот процесс  не оказывает существенного негативного  влияния на производство. В том  случае, если в стране достаточно свободных  капиталов, негативное воздействие  будет равняться нулю до их полного  поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке  выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного  использования существенно замедлит темпы экономического роста.

       Положительное воздействие на производство и занятость  государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом  средств, выступая в качестве кредитора  и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система  поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в  отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредиторов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам.

Информация о работе Государственный кредит