Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:37, курсовая работа

Описание

Весь мир живёт в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники. Подавляющее число стран испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Кто-то является больше кредитором, чем заемщиком, кто-то наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система.

Содержание

Глава 1. Сущность и нормативное регулирование государственного долга РФ
1.1 Понятие, виды и формы государственного долга
1.2 Регулирование государственного долга
1.3 Управление государственным долгом, принципы и методы, пути оценки их эффективности
Глава 2. Анализ политики управления государственным долгом РФ
2.1 Современное состояние государственного долга РФ
2.2 Современная структура и динамика государственного внутреннего долга РФ
2.3 Современная структура и динамика государственного внешнего долга РФ
Глава 3. Перспективы долговой политики федеральной государственной власти
3.1 Перспективы динамики государственного долга РФ

Работа состоит из  1 файл

Государственный долг курсовая.docx

— 82.93 Кб (Скачать документ)

    - ограниченность источников долгосрочных  пассивов в экономике, так сравнительно  крупные размещения на внутреннем  рынке пока возможны только  на более короткие сроки /3-5, максимум, 10 лет/, а выпуск более  долгосрочных инструментов будет  сопряжен с высокой премией  за риск и ограничен в объемах.

    В качестве аргументов в пользу внутренних займов Минфин выделяет:

    - привлечение внутренних заимствований  не сопряжено с валютным риском  для федерального бюджета;

    - такие займы стимулируют развитие  внутреннего финансового рынка. 

    Учитывая  текущую ситуацию в экономике, в  ближайшие годы предлагается основную часть заимствований произвести на внутреннем рынке при сохранении определенного присутствия на внешних  рынках.

    В целом решение вопроса о балансе  между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и  мирового финансового рынка, успешности решения задачи развития внутреннего  рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего  с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции.

    На  ближайшие годы, по мнению Минфина, сохранит актуальность задача поддержания  сбалансированной по срокам структуры  государственных бумаг, обеспечив инвесторам более широкий выбор облигаций по срокам: осуществить размещение государственных облигации сроком до одного года и выпустить долгосрочные государственные облигации - на срок 10 лет и более при благоприятной рыночной конъюнктуре. В целях реализации стратегии расширения заимствований на внутреннем рынке Минфин предлагает реализацию комплекса мер, направленных на достижение следующих результатов:

    - обеспечение регулярного, диверсифицированного  по срокам предложения участникам  рынка государственных облигаций  с учетом соответствующего спроса  и в объемах, обеспечивающих  потребности федерального бюджета;

    - привлечение различных инвесторов  по их типам, географии деятельности, предпочтениям по срокам заимствований,  инструментам и площадкам торговли;

    - повышение прозрачности государственной  заемной, в том числе ценовой  политики, обеспечение постоянного  активного взаимодействия с инвестиционным  сообществом, стимулирование роста  уровня доверия инвесторов к  российскому долговому рынку;

    - совершенствование инфраструктуры  рынка.

    Учитывая  приоритетный характер развития национального  рынка государственных ценных бумаг, в предстоящий период политика в  области государственных внешних  заимствований будет ориентирована  на решение следующих задач:

    - сохранение присутствия России  как суверенного заемщика на  международных рынках капитала; согласно проекту федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление  государственных заимствований  на международных рынках капитала  запланировано в объеме 7 млрд долл ежегодно;

    - поддержание репрезентативной кривой  доходности по государственным  долговым обязательствам в иностранной  валюте, необходимой для формирования  адекватных ориентиров для российских  заемщиков.

    Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить размещение 30-летних государственных облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними ценными  бумагами, а также выпустить наряду с долларовыми долговыми инструментами  гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

    Важным  элементом системы управления государственным  долгом, по мнению Минфина, призвано стать  Российское финансовое агентство /РФА/. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.

    В области государственной гарантийной  поддержки Минфин РФ полагает, что  она должна основываться на том, что  государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в  кризисный период при отсутствии доверия на рынке.

И соответственно предлагает постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (AIZK), финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным  покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке  экспорта с передачей этой функции  капитализированным государственным  институтам. Предлагается также обеспечить соблюдение определенных ограничений получателями государственной поддержки на период действия государственных гарантий (отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др.), установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов ("инвестиционные" гарантии), обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода. Наряду с предоставлением бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности государственной гарантийной поддержки.

    В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих  не все виды рисков, а только отдельные  из них, а также расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом (покрытие доли риска).

    Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном бюджете на исполнение гарантий. В настоящее время резервирование осуществляется в полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости от уровня риска.

    Реализация  основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 года не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.5

 

Заключение

    В данной курсовой работе была рассмотрена  сущность государственного долга Российской Федерации. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

      Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных операций в сфере государственного кредита. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур.          

    Различают внутренний и внешний государственный  долг.

    Внутренний  государственный долг регулируется законом “О государственном долге  Российской Федерации” и обслуживается  ЦБ РФ.

    Внешние долговые проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным  должником и кредитором. В силу своего уникального положения Россия стремится к комплексному решению  проблемы международной задолженности  при соблюдении баланса интересов  кредиторов и заёмщиков. Нынешний долговой кризис стал следствием крайне неблагоприятного переплетения субъективных и объективных  факторов, долговременных и краткосрочных  тенденций. Глубина их воздействия  настолько велика, что ощущается  до настоящего времени.

    Так же основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка внешних и внутренних заимствований  является: сохранение объемов и структуры  государственного долга, позволяющих  гарантированно выполнять обязательства  по его погашению и обслуживанию;

изменение структуры государственного долга  Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

    Управление  государственным долгом представляет собой процесс разработки и реализации стратегии управления государственным  долгом в целях привлечения необходимой  суммы финансирования, достижения поставленных целей в отношении затрат и  риска и решения любых других задач в области управления государственным  долгом, которые может поставить  правительство, например развития и  поддержания работы эффективного и  ликвидного рынка государственных  ценных бумаг.

    Государственный долг является составной частью экономической  системы, оказывая прямое и косвенное  воздействие на такие ее элементы, как государственный бюджет, денежно-кредитная  и валютная системы, уровень инфляции. Поэтому возможности его эффективного использования во многом определяются общим уровнем развития экономики  государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Вавилов А.П. Государственный долг. Уроки кризиса и принципы управления. – М.: Терра, 2003.

2.  Алехин Б.И. Государственный долг. – М., 2006.

  1. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – М., 2004.
  2. Шуляк П. Н. Финансы: Учебное пособие (с применением структурно-логических схем). –М.: издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.
  3. Покачалова Е.В. Государственная долговая правовая политика как основа бюджетного реформирования в России // Финансовое право, 2005.

5.  Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. – М.: Дашков и К, 2007.

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ (http://www.Minfin.ru).

7. Официальный сайт правительства России (http://www.government.gov.ru).

8. Финансы. RU (http://www.finansy.ru/). 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный долг